В Приморье задержали почти 30 иностранцев с поддельными документами
16:18
На Вахту Памяти у Вечного огня в Хабаровска заступят школьники
15:50
Изменения в расписании: что нового в работе Приморского океанариума
15:43
Жители Уссурийска поддержали один из крупнейших приютов для бездомных животных
15:30
В Приморье в Октябрьском округе перекроют движение автомобилей 
15:24
Весенний призыв в армию стартовал в Приморье
15:19
В Приморье осталось четыре района, нетронутые муниципальной реформой. Кто следующий?
15:10
Конкурс "Золотое перо Приморья – Открытие" - творческий экзамен для начинающих медийщиков
14:55
Прокуратура Приморья конфисковала автомобиль у нетрезвого водителя 
14:34
Горожан приглашают на публичные лекции об истории Владивостока и Приморья
14:10
Погода оптимальна: отопительному сезону во Владивостоке пришел конец
13:44
Победный "Рокот": как обычные приморцы осваивают военное дело
13:26
Пышный перламутр: россиянам раскрыли, как правильно выбрать вербу
13:13
Агрессивный сосед: в жилом доме во Владивостоке собака набросилась на женщину с коляской
13:11
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах
12:55
В Приморье осталось четыре района, нетронутые муниципальной реформой. Кто следующий? 15:10
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах 12:55
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 08:57
В спецрайоне на острове Русском зарегистрирован 100-й резидент 23 апреля, 19:41
Совладелец ГК DNS заявил о планах вступить в партию "Новые люди" 23 апреля, 18:15
Китай призвал власти Косово прекратить эскалацию напряженности 23 апреля, 18:06
Заторы на железной дороге угрожают проведению посевной в Приморье 23 апреля, 12:28
Модернизацию крупной электростанции юга Приморья оценили в 63,6 млрд рублей 23 апреля, 09:29
Глава Владивостока попал в промо русского движения "Северный человек" 22 апреля, 15:35
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 14:52
В Приморье готовят к банкротству рыбодобывающее предприятие 22 апреля, 10:45
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы 20 апреля, 16:00
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 20 апреля, 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52

Ритейл Владивостока о воровстве: Прут все, что угодно

Но называть даже приблизительную сумму потерь магазинов в результате краж участники рынка отказываются
16 декабря 2015, 16:50 Бизнес

Живописные полки супермаркетов часто оказываются слишком серьезным искушением для нестойких духом покупателей. Еще чаще ассортимент становится полем деятельности для персонала, пишет "Конкурент". Однако представители приморских торговых сетей, опрошенные деловым изданием, наотрез отказались назвать даже приблизительную сумму потерь магазинов в результате краж потребителей или персонала. Тем не менее в неофициальных разговорах они признают, что ежегодные профильные убытки магазинов исчисляются миллионами, передает РИА PrimaMedia.

По подсчетам The Smart Cube и Checkpoint Systems, потери российских магазинов с сентября 2014 г. по сентябрь 2015 г. составили более 6,17 млрд долларов. Подавляющая доля финансовых потерь внутренняя: 47% краж совершают собственные сотрудники, еще 14% приходится на административные и некриминальные потери. На воровство посетителей приходится треть ущерба (34%), еще 6% — на недобросовестных поставщиков. Исходя из структуры потерь, российский рынок можно назвать уникальным: в большинстве стран, изу­ченных аналитиками, главная причина — кражи посетителей. При этом еще год назад вклад в потери российского ритейла его недобросовестных сотрудников составлял всего 33,3%.

Константин Багаев, несколько лет проработавший начальником службы безопасности магазина "Супергуд": "Больше всего воруют сами сотрудники магазина: они знают, где лежит товар, где камеры не просматривают помещение, какой охранник хуже следит и т. д. Примерно 10% персонала не будут воровать ни при каких обстоятельствах, 10% — украдут всегда, а вот остальные 80% поступят по ситуации. На эти четыре пятых и направлена работа служба безопасности. На практике воровство выглядит по-разному. Где-то продавец переклеивает штрихкод с более дешевого салата и пытается сэкономить на салатике, а где-то сам охранник берет с полки бутылку коньячка тысячи за две и идет себе спокойно обедать. Важнее всего контролировать передвижения сотрудников в зале, соблюдать внутренний распорядок, дресс-код. Не случайно продавцы носят одежду, где могут быть не предусмотрены карманы. Что касается воришек-посетителей, это, как правило, асоциальные элементы, наркоманы. Хотя иногда тащат и вполне себе респектабельные господа и дамы".

По данным исследователей, среди часто похищаемых товаров в России — модные аксессуары, электроинструменты, мобильные устройства и аксессуары, вино и спиртные напитки. "Прут все что угодно", — уверяет коммерческий директор ООО "Вл-Март" Анна Вельган. Впрочем, есть гендерные и возрастные предпочтения. Если женщин, как правило, задерживают с косметикой, колготками и кофе, то мужчин чаще всего — с алкогольной продукцией. Распространено детское воровство. Зачастую сотрудники безопасности отмечают ребятишек, которые набирают шоколада в прикассовой зоне, а потом ходят по торговому залу, рассовывая добычу по карманам.

Чтобы уменьшить убытки от воровства, владельцы магазинов устанавливают стандартные системы контроля. В продуктовых и парфюмерных торговых точках это, как правило, сканеры на выходе из магазина или по всей линии выхода с касс (когда в зону контроля попадает товар с неразмагниченным стикером, раздается звуковой сигнал), а также обзорные зеркала для визуального контроля за посетителями. В магазинах одежды товар защищают пластиковыми датчиками, а чтобы в примерочных покупатели не превращались в подобие капусты, выходя оттуда многослойно одетыми в ворованные вещи, к кабинкам приставляют продавцов-консультантов, которые должны строго контролировать количество вносимого и выносимого товара.

"В "ВЛ-Марте" сотрудник проходит систему контроля и отмечается в специальном журнале: когда приходит на работу и уходит домой, когда покидает помещение — допустим, на перекур. На принесенные с собой из других магазинов товары наносится специальная маркировка, как и на продукцию, которую сотрудник купил в своем магазине. Причем в самом "ВЛ-Марте" сотрудникам разрешается совершать покупки только в строго определенное время", — сообщила Вельган.

"Большинство наших покупателей — люди, конечно, добропорядочные. Но изредка к нам приходят и со злым умыслом, — говорит руководитель направления по связям с общественностью и корпоративной культуре сети гипермаркетов "Самбери" Ольга Егорова. — Нам удается сдерживать рост краж. Для этого мы проводим постоянное обучение службы безопасности и охраны магазинов, совершенствуем методы обеспечения безопасности. Что касается хищений среди персонала, то с этим в "Самбери" строго. Со злоумышленниками, если таковые находятся, прощаемся сразу и бескомпромиссно. В принципе, обеспечить безопасность гипермаркета довольно сложно. В торговом зале разложены тысячи продуктов, за которыми, на первый взгляд, никто не наблюдает. Однако контроль на самом деле осуществляется, и это целая наука. Здесь важна система расстановки дежурных охранников, система видео­наблюдения, мониторинг состояния торгового зала и поведения покупателей. Есть накопленный мировой опыт в этой области. При этом каждая торговая компания, стремясь выстроить систему под собственные потребности, привносит нечто свое".

Еще один способ уменьшить убытки — закладывать их в стоимость товаров. Хотя, как признаются эксперты, они такими вещами не занимаются. "Для дискаунтера такая политика совершенно неприемлема. Ведь, с одной стороны, товары расположены максимально доступно, с другой — собственная ценовая политика не позволяет наращивать стоимость товаров", — сказала Егорова.

Такая же ситуация и в сфере продажи алкогольных напитков. Заместитель генерального директора ОАО "Синергия Восток" Алексей Кабанченко: "Нет такого, чтобы в стоимость бутылки алкогольного напитка забивалась стоимость той, которую могут потенциально украсть".

В советское время на убытки магазинов от краж закладывалось 0,15% прибыли. Сегодня политика несколько другая — эта статья расходов, как правило, покрывается за счет вычетов из зарплат сотрудников. В "ВЛ-Марте" корр. "К" сказали, что определенный процент недостачи покрывает за свой счет собственник магазина, остальное удерживается с коллектива. В небольших магазинах недостача, как правило, раскладывается на всех сотрудников — после инвентаризации.

"В ритейле потери традиционно списываются на финансовый результат магазина. Цена утраченных товаров, конечно же, напрямую не влияет на стоимость аналогичных товаров в магазине, — говорит Егорова. — При проведении сплошных инвентаризаций и подсчете итоговых показателей работы магазина за определенный период финансисты смотрят общий результат, делают выводы, решают, насколько эффективно сработал магазин, нужно ли что-то менять".

В целом представители приморского ритейла настроены оптимистично в части противостояния хищениям. Как считает Ольга Егорова, "область экономической безопасности сегодня динамично развивается, что способствует снижению краж". Анна Вельган говорит о "снижении объемов недостачи, да и задерживать воришек мы не стали больше". Алексей Кабанченко отмечает, что для сетей "Винлаб" и "Уссурийский бальзам" потери от воровства не являются сколько-нибудь значимой проблемой: "Алкогольные магазины оборудованы серьезными системами контроля".

Илья Жигалин, заместитель генерального директора ОАО "Владснаб" (сеть магазинов "Муравейник"): "Воровали всегда — и персонал, и посетители. Боремся бдительностью персонала и антикражными этикетками. Воры пользуются тем, что мы торгуем одеждой, заходят в раздевалку и срывают радиочастотные метки с мелкого товара. В цену товара мы убытки от хищений не закладываем, ведь мы дискаунтер. Материальная ответственность ложится на персонал. Впрочем, роста краж мы не отмечаем — таких сигналов от директоров магазинов нет. И за руку давно никого не ловили".