Штраф 5 000 рублей: россиянам запретили срывать и продавать популярные цветы
19:11
МедиаСубботник во Владивосток: как это было (фото)
18:47
Скука Тельцов, страсть Дев, подъем Весов: подробный гороскоп на 21 апреля
18:30
Жителя Приморья будут судить в Магадане за затопление рыболовецкого судна
18:18
Известный астролог Володина предрекла искрометные петарды богатства до 1 мая
18:00
В Приморье за сутки потушили четыре пожара
17:13
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы
16:00
Следователи проверят информацию о вырубке березовой рощи в Находке
15:16
Чертова дюжина автопробегов в Китай: что ждет туристов в Приморье в 2024 году
14:10
В Уссурийске мужчина стрелял из газового пистолета по детской площадке
13:47
Житель Приморья, пришедший в суд с предметом, похожим на оружие, взят под стражу
13:04
Баскетбольный клуб "Динамо" уступил уральскому "Темп-СУМЗ" в плей-офф Суперлиги
12:34
Новую меру поддержки ветеранов СВО и их семей вводят в Приморье
11:30
"Сольный номер занимает пять лет": как и чем живёт цирк в Приморье
10:32
Не быть в потоке: власти Приморья хотят построить шесть новых защитных дамб
08:57
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы 16:00
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56

Андрей Пушкарёв: Доверие власти и бизнеса - главное в создании Свободного порта в Приморье

Как, создавая зону свободной торговли, не сотворить убогую подделку рассуждал главный редактор ИК "Золотой Рог"
26 июня 2015, 16:45 Бизнес #ПортоФранко
Андрей Пушкарёв РИА PrimaMedia
Андрей Пушкарёв
Фото: РИА PrimaMedia

Доверие власти и бизнеса будет одним из ключевых вопросов помимо четких и понятных условий работы в зоне порто-франко, который встанет при реализации Свободного порта во Владивостоке. Как, создавая на юге Приморья зону свободной торговли, в очередной раз не сотворить убогую подделку изначальной задумки, в данном случае, самого президента России, размышлял главный редактор ИК "Золотой Рог"Андрей Пушкарев, передает РИА PrimaMedia.

Море! Порт! Свобода!

Я не отношусь к безусловным скептикам, когда речь заходит об экономических новациях российских властей. Дескать, в любом случае ничего не выйдет, ситуация в целом не изменится или, вообще, все станет только хуже (к слову, власти дают огромное количество поводов для этого, но я держусь)…

Однако специфика работы в деловых СМИ, подразумевающая знание самой что ни на есть реальной бизнес-практики, заставляет относиться ко многим таким новациям, скорее, с разумной долей критики, но не хоронить, как любят очень многие коллеги, в зародыше. Поверьте, наша власть способна генерировать и эффективные и разумные идеи, которые могут изначально вызывать вопросы и острую реакцию у населения и того же бизнеса, но все же.

Опыт под боком

Именно поэтому решение президента сделать из Владивостока с окрестностями Свободный порт я воспринял с огромным интересом и где-то даже энтузиазмом, но тут же принялся изучать документы, мнения экспертов и мировой опыт в этом деле. А тут еще и командировка в китайский город Далянь подвернулась. Аккурат в самое лоно бурно развивающейся здесь Зоны свободной торговли, которая в сущности и есть вариация режима порто-франко. Еще немаловажная параллель: Далянь является городом-побратимом Владивостока.

Громадина классического морского азиатского мегаполиса, километры современнейших причалов, перегрузочные терминалы высотой с десятиэтажный дом, сотни заводов и прочих производственных площадок, конечно, восхитили, смутили и даже заставили поселиться в голове трусливо-обреченную мысль "Мы так никогда не сможем…". "А с другой стороны, - боролась с ней мысль-оптимист, - почему не сможем? Ну хотя бы с поправкой на наши размеры?"

 И знаете, верить хоть в какие-то относительные радужные перспективы Свободного порта Владивостока меня заставляет… сама столица Приморья, которая за последние 4-5 лет буквально стала другим городом. Благодаря саммиту АТЭС, естественно, но суть не в этом, а в том, что, если мы захотим и максимально уберем все препоны, то и в России могут быть реализованы проекты, вполне сопоставимые с самыми масштабными и на мировом уровне.

Итак, Далянь и Владивосток. Читаю в переводной сопроводиловке: "Целью создания зон свободной торговли (ЗСТ) является развитие сферы услуг, связанных с внешнеторговыми операциями (хранение транзитных грузов, упаковка, обработка и т. д.). Первая такая зона - Вайгаоцяо - была открыта в Пудуне в марте 1992 г. К концу года к ней добавились еще восемь ЗСТ - в Даляне, Тяньцзине, Гуаньчжоу, две - на о. Хайнане и в Чжанцзянгане. По налоговому режиму ЗСТ аналогичны СЭЗ. Поощряются иностранные инвестиции в инфраструктуру внешнеторговой деятельности (портовые, складские помещения и т.д.) и финансовый сектор.

Уже к концу 1992 г. только в трех ЗСТ - в Шанхае, Даляне и Тяньцзине - было основано около 600 предприятий с иностранным участием, с объемом инвестиций около 1 млрд долларов. C 1993 года новые ЗСТ заработали в Яньтае, Циндао, Нинбо, Сямэне, Шаньтоу и Чжухае".

И еще одна очень важная цитата: "Специалисты выделяют несколько причин образования вышеуказанных территорий:

- для придания мощного импульса экономического развития отдельному региону с активным применением иностранных инвестиций;

- организация процесса изготовления и соответственно поставок на внутренний рынок высококачественной продукции, которая хорошо заменяет подобные импортные товары;

- рост экспортного потенциала территории государства;

- освоение современного опыта организации и управления процессом производства, отработка моделей адаптации разнообразных систем управления экономикой".

Зона свободного предпринимательства (ЗСП) часто создавались с целью оживления в районах, где на протяжении определенного времени наблюдались признаки экономической депрессии. Главной задачей ЗСП было выравнивание межрегиональных различий.

Предприятия, которые создавались на таких территориях, получали от государственного правительства максимальные налоговые льготы. Уровень денежных доходов населения и уровень безработицы берутся за основу при определении региона для создания ЗСП.

Страны, которые развиваются, делают акцент в основном на привлечение иностранных технологий, денежных средств, повышение квалифицированной рабочей силы, модернизацию промышленности, достижение более высокой степени индустриализации.

Без страха и упрека

Нет у нас опыта, скажете? А у китайцев в 1991 году он был? Просто вспомните среднестатистического китайца образца начала 90-х - ну вылитый респектабельный бизнесмен от бога. И чиновники, поверьте, те были явно не лучше.

Ситуация в мире изменилась, конкуренция среди таких портов и зон зашкаливает, мы опоздали. Простите, а еще греческо-римские портовые города-государства задолго до Рождества Христова разве не на почве логистической конкуренции без конца ссорились и перетягивали друг у друга "клиентуру"? Друзья, конкуренция это данность, с которой нам придется жить всегда!

Нет и не будет нужных законов? Удобная для России "отмазка", согласен, но, увы, в нашем случае не работает. Читал я проекты ныне разрабатываемых законов для Свободного порта. Да там целые куски, которые практически скопированы с того, что я процитировал выше из китайских документов. То есть, слава богу, в основу наших законов положен мировой опыт.

Тогда что нам может помешать реализовать идею или не позволит сделать это в должном масштабе? Да еще много чего, если честно. Например, при управлении Свободным портом нужно обязательно учитывать мнение бизнеса (а в разрабатываемых документах я не вижу четкого акцента на это) и не стоит развивать здесь мощности и производства, которые не нужны рынку. Мертвый огромный завод "Хендэ-электросистемы" под приморским городом Артемом, построенный к саммиту АТЭС по приказу из Москвы, - тому яркое подтверждение.

С рабочими руками у нас как-то не очень. Как в количественном, так и в качественном смысле. В том же Даляне живут и работают на благо Зоны свободной торговли более 6 млн человек. А это как раз весь российский Дальний Восток с пенсионерами и грудничками.

Но самое главное, считаю, что, не побоюсь этого пафосного слова, мощную задумку президента (ведь не зря же напряглись потенциальные конкуренты Владивостока) могут на корню загубить те самые ведомственные противоречия и легендарные подзаконные акты, которые убили и СЭЗ "Находку" в те же 90-е, и, во многом, не дают дышать экономическим зонам более позднего периода в тех же Магадане и Советской Гавани. Да и кто его знает, как пойдут дела в наших ТОРах…

Уже один за другим жирными красными чернилами на проекты закона о Свободном порте ложатся негативные отзывы. Минэкономразвития в недоумении. Минфин - в шоке. Налоговики и таможенники - в ауте. Представители силовиков (как рассказывают свидетели) просто отмахнулись и пренебрежительно фыркнули. Губернаторы практически всех краев и областей напряглись и завистливо прищурились…

Спасибо Минвостокразвития и приморским властям - держатся. Надолго ли сил хватит? А то законы о порто-франко потихоньку начнут напоминать проект дома из легендарного телефильма "Ирония судьбы, или С легким паром!". Тот самый, у которого многочисленные чиновники в процессе согласования обрубали колонны, окна с лепниной и прочие излишества...

Как избежать перетягивания каната

Примерно так произошло с мощнейшей по своему потенциалу набережной Цесаревича во Владивостоке. Шикарнейшая задумка, при всей мегапопулярности места у горожан и гостей города, тем не менее все еще являет собой жалкое подобие того, что здесь планировалось сделать изначально. Газета "Золотой Рог" писала недавно об этом. Ни одного нормального кафе и уж тем более ресторана, ни одного творческого развлекательного центра. Таков итог уже многолетнего перетягивая каната на берегу бухты Золотой Рог. Так кто же в итоге владелец этой части побережья и нескольких замечательных и отреставрированных исторических зданий? Ответа нет. Известно лишь, что не мэрия (читай, хозяин города). Пока на берегах Золотого Рога замечена какая-то, не побоюсь этого словосочетания, нездоровая возня. Поговаривают, что именно публикация нашей газеты заставила неких "интимных" хозяев привлекательного местечка, масштабов инвестактивности которых хватило лишь на пару киосков и пункт проката, зашевелиться и начать наконец-то хоть что-то делать. Посмотрим. Хотя очередное лето стремительно проносится за окном…

В Даляне (Китае) с этим все не так. Партия в 1991 году, крепко подумав и все взвесив, сказала "надо!", все, от кого что-то зависело, сказали "есть!". Не без проблем, конечно, но условия ведения бизнеса здесь были и остаются максимально либеральными и закрепленными на много-много лет, а если что и меняется, то только в пользу бизнеса. Лишь бы приходил и работал. И попробуй хоть кто-то обидеть родного бизнесмена и уж тем более иностранного инвестора! Но и бизнесу здесь не советую перегибать палку в попытке обвести вокруг пальца государство. В Китае пойманные за руку коррупционеры и казнокрады по ЦУМам не ходят. Они вообще никуда не ходят…

А наш бизнес уже заранее подозрительно бурчит: "А ну как изменят правила игры?". Самое здесь плохое, что у нас это, чего уж там, могут сделать и задним числом. Тут можно сказать только одно - доверие власти и бизнеса будет одним из ключевых вопросов помимо четких и понятных условий работы в зоне порто-франко, который встанет при реализации проекта. И отвечать на них лучше всего заранее, публично и во всеуслышание, а не в тиши кабинетов. Иначе нам только останется ездить в тот же Далянь, смотреть, как бурно развивается город, которому, также как и Владивостоку, бог дал родиться на берегу Великого океана…

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

ТОРы и свободный порт Владивосток презентуют на Восточном экономическом форуме - Путин

Законопроект о свободном порте Владивосток прошел первое чтение в Госдуме РФ

Свободным портом в Приморье заинтересовалась крупная судостроительная компания Китая

1435326358