Победный "Рокот": как обычные приморцы осваивают военное дело
13:26
Пышный перламутр: россиянам раскрыли, как правильно выбрать вербу
13:13
Агрессивный сосед: в жилом доме во Владивостоке собака набросилась на женщину с коляской
13:11
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах
12:55
В Приморье Герои России получат право на жилищную выплату
12:49
От Хабаровска до Ливадии: в Приморье запустят новый маршрут к местам отдыха
12:17
Приморская команда "Косатка ДВ - Порт Вера" стала обладателем "Кубка Тихого Океана"
12:03
Стадион "Забайкалец" в Улан-Удэ начали реконструировать впервые за 70 лет
11:40
"Это и школа, и кузница абитуриентов для Тихоокеанского Медицинского"
11:32
В Артеме пожарные потушили полыхающий магазин в жилом доме
11:31
Создание дружины ветеранов СВО "Тигр-правопорядок" обойдется Приморью в 90 млн рублей
11:25
Во Владивостоке cуд отменил скандальный контракт на строительство школы в Снеговой Пади
11:20
В Приморье потушили 28 природных пожаров
11:11
В Приморье объявили учителя года
10:33
Большую часть рыбопродукции из Приморья и с Сахалина забирает Китай
10:33
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах 12:55
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 08:57
В спецрайоне на острове Русском зарегистрирован 100-й резидент 23 апреля, 19:41
Совладелец ГК DNS заявил о планах вступить в партию "Новые люди" 23 апреля, 18:15
Китай призвал власти Косово прекратить эскалацию напряженности 23 апреля, 18:06
Заторы на железной дороге угрожают проведению посевной в Приморье 23 апреля, 12:28
Модернизацию крупной электростанции юга Приморья оценили в 63,6 млрд рублей 23 апреля, 09:29
Глава Владивостока попал в промо русского движения "Северный человек" 22 апреля, 15:35
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 14:52
В Приморье готовят к банкротству рыбодобывающее предприятие 22 апреля, 10:45
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы 20 апреля, 16:00
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 20 апреля, 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10

Андрей Багаев: Главная стратегия Банка "Приморье" - сохранить доверие клиентов

Председатель правления одного из крупнейших региональных банков России - о поиске "золотой середины" и о новых направлениях развития
28 апреля 2016, 10:20 Бизнес
Председатель правления ПАО АКБ "Приморье" Андрей Багаев РИА PrimaMedia
Председатель правления ПАО АКБ "Приморье" Андрей Багаев
Фото: РИА PrimaMedia

Один из крупнейших региональных банков России ПАО акционерный коммерческий банк "Приморье" в условиях непростой экономической ситуации поставил себе главной задачей сохранение доверия клиентов – как корпоративных, так и физлиц. По оценке председателя правления Банка Андрея Багаева, наработанные за более чем 20 лет технологическая, коммуникативная и клиентская "базы" позволяют АКБ "Приморье" не только успешно конкурировать на региональном рынке, но и всерьез задумываться о расширении географии бизнеса. Подробнее – в интервью Андрея Багаева корр. РИА PrimaMedia.

Справка: БАГАЕВ Андрей Владимирович, родился 18 ноября 1968 года во Владивостоке. В 1993 году окончил юридический факультет Дальневосточного государственного университета. На протяжении более двадцати лет, практически с самого основания АКБ "Приморье", руководил его юридической службой. Принимал непосредственное участие в управлении Банком в качестве члена правления и члена совета директоров. В сентябре 2015 года был избран Председателем правления ПАО АКБ "Приморье".

Найти "золотую середину"

— Андрей Владимирович, 2015 год выдался для экономики страны и, разумеется, Приморского края, непростым. Сегодня, как кажется, уже можно оценить прошлогоднюю ситуацию более-менее взвешенно. Чем стал прошлый год для ПАО АКБ "Приморье"?

— Для Банка "Приморье" год действительно стал сложным, так как мы, естественно, не можем себя "отстроить" от экономики страны. Начало тем проблемам, которые были в 2015 году, были, как мы понимаем, заложены еще в декабре 2014 года. Это и скачок курса доллара, и повышение ключевой ставки ЦБ. У банков резко упала доходность, и в связи с этим нужно было искать как новые источники, куда вкладываться, так и новые источники привлечения денежных средств.

Естественно, бизнес в 2015 году несколько "просел", многие предприятия, что называется, замерли, пытаясь понять, что будет дальше с курсом, со ставкой, особенно это было характерно для импортно-экспортных компаний, которые напрямую зависят от курса иностранных валют. Были моменты, когда клиенты говорили: "Мы лучше не будем вообще ничего делать, для нас это будет спокойнее, нежели сейчас попытаемся "поймать" курс доллара". И их можно понять: для бизнеса скачки доллара – это очень плохо.

И вот так весь 2015 год наша экономика существовала в атмосфере непонятных прогнозов и ожиданий, и Банк "Приморье" искал "золотую середину" — чтобы продолжать работать, оказывать качественные услуги как юридическим, так и физическим лицам.

Наша задача была – сохранить клиентскую базу, а по возможности — даже и нарастить ее в каких-то направлениях.

— По результатам I квартала 2016 года, принесли поиски "золотой середины" свои плоды?

— Безусловно, эта тактика дала свои положительные результаты. Первый квартал этого года стал для банка даже успешнее, чем первый квартал 2015 года. еще целый ряд показателей подтвердил оправданность наших действий. Так, первый квартал 2016 г. стал успешнее, чем этот же период 2015 г. Совокупный чистый доход вырос на 221,4 млн. руб. или на 82%. Совокупный валовый доход — на 143,9 млн. руб. или на 27%. Выросли показатели по чистым доходам от ценных бумаг, (117 млн. руб. против 104 млн. руб.), от операций с валютой (180 млн. руб. против 64 млн. руб.), чистые комиссионные доходы составили 272 млн. руб., тогда как в 2015 г. эта цифра достигала всего 184 млн., показав рост на 48%.

Что же касается деловой активности в крае в целом, то мы видим, что до кризисного уровня еще достаточно далеко. Как говорится, процесс идет, и мы видим это по нашим клиентам.

— А какова динамика по вкладам?

— В конце 2014 года мы попали в те же "ножницы", как и все банки. Тогда мы привлекли достаточно большое количество дорогих вкладов. Из-за этого у нас в 2015 году снизилась доходность наших финансовых инструментов. И мы ждали достаточно большого оттока по окончанию срока – это январь-февраль текущего года. Однако порядка 70% из тех вкладов, которые были открыты, у нас и остались. Это говорит о том, что вкладчики доверяют банку.

Мы даже привлекали клиентов на новые вклады, проценты по которым были ниже, чем на рынке.

Ближе к людям

— АКБ "Приморье" на протяжении многих лет был известен в регионе прежде всего как корпоративный банк. Тем не менее, у вас появляются очень интересные продукты и для клиентов-физлиц. Идет ли речь о некоей диверсификации бизнеса?

— Мы, как и прежде, считаем себя региональным банком, который ориентирован на обслуживание корпоративного бизнеса. Но не менее важный для нас сектор клиентов – физические лица: мы предлагаем кредитование сотрудников предприятий, с которыми у нас имеются зарплатные проекты, предоставление овердрафта по пластиковым картам оплата различных услуг, банковские переводы в рублях и иностранной валюте и многое другое.

Если в целом говорить про розничный бизнес, то мы активно используем свои конкурентные преимущества, связанные с наличием собственного процессинга, с наличием широкой банкоматной сети. Мы предлагаем клиентам и кобрендовые карты, и мы уже являемся членами национальной платежной системы "Мир". В планах – не позднее 1 июля этого года выпуск первых карт этой системы. Кроме того, в ближайших планах выпуск карт платежной системы Union Pay, а эти карты принимаются в 170 странах мира. Благодаря тому, что они обслуживают в первую очередь граждан Китая, они стоят на втором месте по количеству эмитированных карат в "мировой тройке" — Visa, следом Union Pay, а уже потом — Master Card.

— Вы упомянули хороший рост доходов Банка по операциям с иностранной валютой. Есть какой-то секрет?

— Обмен валют – наш сильный блок в работе с физическими лицами, благодаря тому, что мы выбрали для себя стратегию развития отношений с нашими ближайшими соседями — Корея, Китай, Япония, Гонконг, Сингапур, Таиланд.

Сейчас ведем активные переговоры по установлению отношений с банками Вьетнама. В ближайшее время там будет открыт корсчет, то есть мы сможем работать и с безналичными переводами и с наличной национальной валютой Вьетнама, которая, уверен, будет пользоваться спросом, потому что Вьетнам стал сейчас, что называется, "немного дешевле" чем Таиланд, который для наших граждан стал "немного подороже". Вместо того, чтобы искать обменный пункт, вы по приезду уже имеете в кармане национальные денежные знаки той страны в которую прибыли. Например, мы продаем баты, люди это оценили, ведь по приезду в Таиланд им и не надо пересчитывать баты в доллары, доллары – в рубли, и обратно.

На сегодня у нас в регионе – пожалуй, самая большая линейка именно наличной иностранной валюты, которая практически всегда представлена во всех наших офисах.

Как мы и предполагали, очень большой популярностью пользуется тайский бат и, на сегодняшний день, корейская вона, потому что покупка здесь корейской валюты у нас выгодна для массового потребителя. Дело в том, что корейские банки "на месте" предлагают довольно невыгодные курсы обмена валют. Говоря о Корее, кстати, отмечу, что сейчас начали пользоваться большим спросом переводы в вонах в эту страну: это лечение, обучение, иные безналичные расчеты — за гостиницу, аренду автомобиля и др.

Мы также делаем переводы в национальной валюте и в Таиланд. Многие россияне платят за аренду дома, за содержание недвижимости, на покупку недвижимости, а те времена, когда наши люди ездили по миру с чемоданами денег, уже уходят в прошлое. Есть определенные сложности в законодательстве Таиланда, связанные с иностранными инвестициями, и связаны они как раз с наличными – например, очень дорого вывезти капитал при продаже недвижимости, если нет доказательств, что вы ввозили его легально. В целом направление переводов в иностранной валюте тоже очень активно развивается.

Кстати, наши клиенты, пользователи системы "Мой б@нк", через интернет-банкинг могут проводить операции по покупке-продаже валюты даже ночью!

— Вы активно предлагаете дистанционные сервисы. Конкуренция не ощущается, особенно с федеральными банками?

— Безусловно, конкуренция здесь велика. У "федералов" больше денег и возможностей для того, чтобы купить разом за несколько миллионов долларов какое-нибудь программное обеспечение и запустить федеральный проект на всю территорию страны. Мы же со своей стороны понимаем, что разгружаем собственные дополнительные офисы предоставлением дистанционного обслуживания. Во-вторых, это — удобство клиента, он может платить коммунальные платежи и осуществлять переводы, если есть "Мой б@нк". Еще наш следующий шаг — разрабатывать и выводить на новый уровень наше мобильное приложение. Количество скачиваний мобильного приложения у нас растет, уже 17 тысяч скачиваний на сегодняшний день.

В2В навсегда

— Если говорить о кредитовании корпоративного сектора, то какой бизнес здесь вам интереснее – крупный или же МСП?

— Для нас все клиенты важны и ценны, справедливости ради необходимо отметить, что крупный бизнес, разумеется, предпочтительнее. Проще говоря, на обслуживание одного клиента и его дальнейшее сопровождение уходит одинаковое количество времени, но в случае с малым бизнесом вы выдаете 3-10 млн рублей, а если взять крупный бизнес, то он с теми же трудозатратами возьмет 300 млн рублей. Также у крупного бизнеса есть имущество, которое может стать залоговым, у него есть понимание рисков, собственные бухгалтерские службы. У малого же бизнеса все это есть не всегда.

Впрочем, есть сложности, связанные как раз с залогами. Обесценивание залогов, в частности, недвижимости – на сегодня это основная проблема. "Благодаря" девальвации, цена на многое упала. Второй момент – ликвидность самого залога. Даже по этой "упавшей" цене ликвидность снижается, потому что нет людей, которые готовы сегодня купить.

Хотя нельзя сказать, что тот же рынок недвижимости "умер". Недавно разговаривал с бизнесменами, которые покупают недвижимость. Говорю: "А зачем покупаете? Рынок аренды перенасыщен, кому сдавать?". Они говорят:

"Ну, сейчас купим, потом посмотрим. Все же не рухнет. По крайней мере, недвижимость останется. Проходили уже в 98-м, пытались покупать валюту, а в результате потеряли больше, чем приобрели. А когда начали покупать недвижимость, потом, когда уже все выровнялось, "пошла" аренда, практически все свои убытки у нас отбились".

Но все же основная проблема у бизнеса на сегодня при пополнении оборотных средств – это обесценивание залогов, то есть проблема с обеспечением кредита.

— А в целом – какие отрасли и сектора региональной экономики сейчас на подъеме и, соответственно, более интересны для Банка?

— На наш взгляд, рыбная промышленность в Приморье как являлась флагманом, так и будет им еще долгое время. Близость к океану, к большим рынкам сбыта — Китаю и Юго-Восточной Азии – наши компании уровня НБАМР, "Доброфлота", ПБТФ будут еще долго вести за собой экономику Приморского края. Строительство – тоже оцениваем оптимистично. Производство сельхозпродукции будет также неуклонно расти — при наличии вливаний и инвестиций. Касательно иных традиционных иных источников дохода — древесина и полезные ископаемые – здесь ситуация посложнее. Добыча их в нашем регионе дорогая, а рыночные цены на сегодня очень низкие, т.к. падает потребность.

Традиционно торговля в оптовом и розничном сегментах всегда будет развиваться, хотя сейчас и наблюдается снижение среднего чека. Впрочем, у тех сетей, которые обслуживаются у нас, все нормально.

— Ведь вы еще и лизингом занимаетесь?

— Обязательно. Мы занимаемся лизингом самостоятельно как банк и через лизинговые компании. Наша компания – "Лизинговая компания Яков Семенов", работаем уже много лет. Конечно, сейчас такого всплеска деловой активности, как перед саммитом АТЭС-2012, нет, но и сейчас объемы здесь вполне приличные. Все-таки для многих действительно выгоднее брать в лизинг имущество, нежели приобретать сразу, вкладывая все оборотные деньги в покупку.

В Москву, работать надо

— Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Есть ли планы по расширению географии присутствия ПАО АКБ "Приморье"?

— Безусловно. Планируем выйти еще на некоторые районы Дальнего Востока. И стратегическая для нас задача — Москва. Рынок там достаточно емкий, мы его изучали. Заработать там может даже региональный банк, при ведении определенной, взвешенной, гибкой стратегии. Там хватит места всем, ведь Москва – это огромная перевалочная база, которая закупает товары для всей страны.

— Мы все гордимся, когда наш приморский бизнес выходит на федеральный уровень. Но, скажите честно, не страшно "замахиваться" на Москву?

— Нет, не страшно. Думаю, что и другие приморские компании, когда выходили на федеральный уровень, не думали, страшно или нет, а думали с точки зрения расширения бизнеса. И они для себя понимали риски. Это ведь самое главное – правильно оценивать риски: угрозы извне бизнесу, оценка окружающей среды, риски существования на другом рынке.

Если мы эти риски нормально оцениваем и встречаем подготовленными, то никаких проблем нет. Так что — только разум! Страха же у нас давно нет. Как я уже говорил: "375!"

Справка: ПАО АКБ "Приморье" – один из крупнейших региональных банков России. В настоящее время Банк представлен сетью из 19 офисов, 11 из которых, в том числе и головной, находятся во Владивостоке, а остальные расположены в городах Приморского края: Уссурийске, Находке, Артеме, а также в поселке Врангель.

Среди клиентов банка – частные предприниматели, бюджетные организации, крупнейшие государственные и коммерческие предприятия, тысячи жителей Приморского края. Коммерческие банковские продукты, предлагаемые корпоративным и частным клиентам, — приоритетное для банка "Приморье" направление бизнеса. Расчетно-кассовое обслуживание, основанное на современных информационных технологиях, соответствует самым высоким стандартам качества.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Почти 25 тысяч жителей края пользуются дистанционным сервисом "Мой б@нк" банка "Приморье"

Уникальный сервис банка "Приморье" защитит клиентов от рисков нестабильности курсов валют

Банк "Приморье" отмечает сегодня 21-ю годовщину со дня основания