Бизнес как прикрытие: аферистка из Владивостока обводила мужчин вокруг пальца на миллионы
24 апреля, 08:30
Только жившие в Советском Союзе правильно ответят на все 8 вопросов, это про вас? - ТЕСТ
06:00
После этого домашнего кулича вы не сможете есть покупные - величайший рецепт на Пасху
04:40
Полезно ли мясо с кровью - сразу 2 врача дали тревожный ответ
04:20
Новый удар по карману: жильцов предупредили о рекордной индексации ЖКХ
03:11
На жд инфраструктуру к угольному порту Суходол в Приморье выделят 1,4 млрд рублей
25 апреля, 21:20
Китай продолжает бороться с паводками в бассейне реки Чжуцзян
25 апреля, 20:00
КНР: Вашингтон - сомнительный судья по вопросам прав человека
25 апреля, 19:46
Астролог указала, как впустить в жизнь кристаллический заряд удачи навсегда
25 апреля, 19:30
Названа необходимая россиянам зарплата при уровне цен в 2024 году – цифры удивят
25 апреля, 19:11
Власть Львов, подъем Весов и психика Рыб: подробный гороскоп на 26 апреля
25 апреля, 18:30
Хиромант назвала главные знаки богатства на ладонях - рождены стать миллионером
25 апреля, 18:00
Жителя Владивостока "накрыла" ФСБ за связь с террористами из Украины
25 апреля, 17:45
Астрологи обещают 3 знакам божественный переворот в карьере с 25 по 30 апреля
25 апреля, 17:30
Участок теплотрассы на улице Героев Хасана во Владивостоке отремонтируют в рамках нацпроекта
25 апреля, 17:10
Что едят во время поста в разных регионах России
25 апреля, 17:10
На жд инфраструктуру к угольному порту Суходол в Приморье выделят 1,4 млрд рублей 25 апреля, 21:20
Дальневосточные верфи не будут штрафовать за срыв сроков постройки судов 25 апреля, 12:41
Кожемяко и еще два губернатора из ДФО оказались в списке на повышение 25 апреля, 12:05
"#КрасныйУжасУправляек? Это по-дурацки". Надежда Телелюева – о Владивостоке и о себе 25 апреля, 09:17
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению оружия в космосе 25 апреля, 07:30
В России прошла международная встреча по вопросам безопасности 25 апреля, 07:23
МИД КНР отверг обвинения о создании "избыточных производственных мощностей" 25 апреля, 06:39
Сенат США одобрил выделение 95 млрд $ на помощь Израилю, Украине и "союзникам" 25 апреля, 01:49
Глава ООН призвал мировых лидеров к борьбе с изменением климата к 2025 году 24 апреля, 22:00
Юрий Трутнев прибыл в Приморье с трехдневным визитом 24 апреля, 19:00
У проблемных строек в Приморье забрали бюджетные деньги 24 апреля, 17:05
В Приморье осталось четыре района, нетронутые муниципальной реформой. Кто следующий? 24 апреля, 15:10
Россия готова к взаимодействию со всеми в обеспечении глобальной безопасности 24 апреля, 14:10
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах 24 апреля, 12:55
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 24 апреля, 08:57

Власть и бизнес Приморья: мотивы и проблемы взаимопроникновения глазами бывалых

Деловой еженедельник "Конкурент" опросил представителей приморской элиты, испытавших себя на разных поприщах
16 июня 2015, 18:50 Политика
Рукопожатие РИА PrimaMedia
Рукопожатие
Фото: РИА PrimaMedia

Власть и бизнес — два тесно сообщающихся мира. Не только в административном смысле. Как известно, человеку, обеспечившему свои первичные потребности, хочется получить общественное признание и самореализоваться. В основном именно по этой причине бизнесмены стремятся во власть. Но, резко сменив сферу деятельности, многие сталкиваются с проблемами, о которых и не подозревали. Перестроить свою психологию оказывается гораздо сложнее, чем представлялось. Это действительно можно сравнить с попаданием в другой мир, пишет деловой еженедельник "Конкурент".

Директор ЗАО "УМЖК "Приморская соя" Юрий Попов, в 2001-2006 гг. вице-губернатор Приморского края отмечает, что стратегия и мышление предпринимателя и чиновника различаются сильно.

"Первый отвечает за результаты своей деятельности: имуществом, бизнесом, судьбой. Второй, хотя может руководить регионом, городом, каким-то направлением, не несет ответственности ни за что конкретно. Когда-то, придя во власть, я сильно, болезненно переживал за неудачи... С другой стороны, опыт, полученный в "белом доме", мне потом помог в предпринимательской деятельности.

Разговоры про то, что идут во власть "воровать" — это глупость.

Сейчас мотивация в том, чтобы реализовать себя иначе. Новую формацию бизнеса во власти я приветствую — это люди, правильно сформировавшиеся".

В "нулевых" годах, при губернаторе Дарькине, на все этажи власти в Приморье массово пришли представители "реального сектора", порядки в котором в то время несколько отличались от принятых сегодня, и отнюдь не в лучшую сторону. Видимо, в том числе по этой причине данное явление пошло не только на пользу краю, но и во вред — бесконечная череда уголовных дел, связанных со стремлением новоявленных чиновников выжать из своего положения как можно больше, тому подтверждение. Те же главы муниципальных образований чувствовали себя "царьками".

Избрание на пост руководителя МО давало дополнительные возможности для собственного бизнеса, административные рычаги для давления на конкурентов и взимания "платы за вход", а также самый ценный ресурс — землю.

В последние годы многое изменилось. Девиз теперь такой: бизнес должен быть отделен от власти. Хотя бы внешне. Хочешь заниматься бизнесом — уходи из чиновников. Это, конечно, существенно усложняет процесс, изменяет методы и в целом снижает возможности влияния бизнеса на политику. Именно этого и добивались, внедряя данный тренд.

В Приморском крае немало бывших чиновников и депутатов, нашедших себя в различных сферах бизнеса. Например, Игорь Бельчук, работавший заместителем губернатора Евгения Наздратенко и курировавший строительную отрасль, возглавляет ООО "Фортторг", построившее в т.ч. ТЦ "Седанка-сити"; экс-директор департамента промышленности и транспорта администрации края Иван Тирских возглавил "Даймонд Форчун Холдингс Прим", компанию, которая занимается строительством в игорной зоне; экс-председатель ЗС ПК Сергей Жеков сегодня — первый заместитель гендиректора ОАО "Корпорация развития Приморского края". Перечислять фамилии и должности можно долго. А самый показательный пример являет собой, конечно, бывший губернатор Приморья Сергей Дарькин, учредивший и возглавивший частный "Фонд развития Дальнего Востока". 

Игорь Хрущев, директор дальневосточного филиала Агентства автомобильного транспорта Минтранса (экс-директор департамента промышленности и транспорта администрации края): "Человеку, сложившемуся как чиновник, реализовать себя в бизнесе сложнее, чем успешному предпринимателю — во власти. Чтобы стать руководителем высокого уровня, надо самостоятельно пройти все ступеньки карьерной лестницы. Тогда приходит понимание, что такое вертикаль власти, подчинение, выполнение приказов.

Лучшие управленцы — это люди из производства. Насколько я видел, больших перспектив в бизнесе у экс-чиновников все-таки нет.

Предпринимать они, конечно, могут, но стать людьми бизнеса... Сомневаюсь. Если формально бывший чиновник возглавляет предприятие, тем более крупное, то это не означает, что он реально им руководит. Перспективнее двигаться в обратном направлении. Предприниматели приносят пользу обществу во власти, зная ситуацию не понаслышке. Однако для них самих проблема в том, что выходец из бизнес-среды ориентирован на результат. Во власти его может обескуражить то обстоятельство, что на госслужбе результатов часто не видно. И если в бизнесе можно ранжировать свое отношение к людям в зависимости от собственных симпатий и настроения, то на госслужбе это делать невозможно. Существуют и законодательные ограничения, которые препятствуют нахождению у власти людей, занимающихся бизнесом". 

Владимир Прокуров, гендиректор компании "Аргус Арт", так описал свое семимесячное пребывание на посту главного архитектора администрации Владивостока в 2004-2005 гг.: "Наблюдать за работой чиновника, занимаясь бизнесом, и самому сидеть в его кресле — это совершенно разные вещи. Психология должна меняться почти полностью! Наверное, поэтому экс-чиновники неуютно себя чувствует на месте деловых людей и наоборот.

Когда бизнесмены говорят про чиновников "лишь бы не мешали", то это не преувеличение. В большинстве случаев чиновник не ищет способы решить проблему. Суть его работы заключается в том, чтобы найти причину не делать того, что действительно нужно.

Я пытался себя вести иначе, потому в администрации недолго продержался". 

Другой бывший главный архитектор Владивостока Николай Фоменко (в настоящее время руководит ГК "Востокпроект") считает, что чиновником следует становиться смолоду: "Муниципальный служащий практически себе не принадлежит, работа в команде означает занятость с утра и зачастую до поздней ночи, без выходных. Задач очень много, но никого не волнует, когда ты их будешь выполнять. В результате семья уходит на задний план. Много юридических нюансов, с которыми приходится разбираться, писем от коллег и обычных граждан. Только побывав во власти, начинаешь понимаешь, что к чему в жизни... Меня хватило на год. Я понял: не мое! А молодым людям проще во власти адаптироваться. И еще один совет тем, кто собирается поработать во власти: поменьше эмоций".

Сергей Лелюхин, экс-главный федеральный инспектор в Приморье (сейчас занимается, в частности, созданием рыбной биржи): "Адаптироваться в бизнесе чиновнику столь же непросто, как и предпринимателю — во власти. Жизненный опыт довлеет над тем и другим. Как чиновник я старался принести пользу стране и обществу, а в бизнесе на первом месте все же именно прибыль. Думаю, что государство не должно упускать из виду бывших чиновников, от них может выйти большая польза. Они могут быть связующим звеном между государством и предпринимателями, например, стать официальными лоббистами".

Генеральный директор Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса Павел Корчагин (в прошлом руководил краевым департаментом природопользования и управления лесным хозяйством) считает, что многое зависит от характера человека: "Если вписался со своими чертами в систему, то повезло. Если нет — тебе придется уйти. Главное — делать свое дело хорошо. Конечно, связи бывшего госслужащего могут ему помочь в предпринимательской деятельности. Но могут и наоборот, помешать".  

По мнению Бориса Позднякова, гендиректора группы компаний "Эскадра-П", чиновник может занять место в коммерческой компании, "если человек молодой и не слишком испорчен". "Управленцы там есть неплохие, — говорит Поздняков. — Все зависит от умения вносить вклад в общее дело и навыков. На уровне генерального директора экс-чиновник вряд ли сможет эффективно работать, у него не хватит умения формировать собственную повестку дня, слишком велика будет для него степень свободы. Начальником отдела — пожалуй". 

Генеральный директор ОАО "АКСО" Юрий Корсаков (ныне - депутат Законодательного собрания Приморья) говорит:

"Зачастую лоббирование может происходить не только в интересах определенного бизнеса и инвестора, но региона и государства в целом. Такой подход я одобряю.

 Допустим, бизнесмен не может продвинуть перспективный инвестпроект в силу существующих административных ограничений, коммуникационных барьеров, отсутствия заинтересованности властных лиц, принимающих решения. Тут помогает бывший чиновник, у которого налажен общий язык с госслужащими из разных структур, сохранились хорошие контакты "здесь и в Москве", есть понимание, в какие кабинеты требуется зайти. Психологически чиновники воспринимают его, как своего. Такому человеку доказать полезность и нужность проекта куда проще, чем представителю "реального сектора". В результате инвестор избавляется от многих проблем, его проект может получить софинансирование в рамках госпрограммы, землю, подключение к сетям, другую господдержку. А если проект интересен с точки зрения социальной, речь идет уже о государственно—частном партнерстве. В выигрыше и общество в целом".

Комментарий эксперта

Кирилл Колесников, заместитель директора Школы гуманитарных наук ДВФУ, к.п.н., доцент

Мы учим студентов, что переход чиновника в бизнес — вполне нормальное явление, не противоестественное. В США такой подход практикуется повсеместно. С некоторыми нюансами он применим и к России. Обычно особых проблем с адаптацией на новом месте не возникает. В теоретической психологии процессы управления схожи. Как правило, политик может стать успешным бизнесменом. В багаже чиновника есть знание законодательства, госуправления, механизмов влияния и взаимодействия. Остаются старые связи, контакты, часто в новую команду переходят прежние помощники.  Лаборатория социального проектирования и прогнозирования нашей Школы проводила исследование национальной идентичности региональной элиты. Делали глубинные интервью с бывшими представителями власти, которые успешно реализовали себя в бизнесе. Конечно, переход никогда не бывает беспроблемным. Играют свою роль субъективные факторы: уровень образования, профессионализма бывшего чиновника, пост, на который он пришел. Как правило, к 35-40 годам человек становится зрелым профессионалом и новая роль дается ему проще. На адаптацию хватает минимально около полугода.  Негативные моменты, с которыми сталкивается бывший чиновник в бизнесе, следующие. Различается корпоративная этика. Иное целеполагание: предприниматель нацелен на результат, а чиновник — в большей степени на процесс, выполнение формальных процедур. Бизнес требует быстрой отдачи, принятия решений, чего нет во власти. В бизнесе выше риски и, соответственно, потери. Это может обескураживать вчерашнего чиновника.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин снова стал бизнесменом - "Золотой Рог"

"Пасечник и пчелы" на МедиаСаммите: бизнес и власть Приморья обсудили взаимопроникновение

Дмитрий Царев: Моя главная задача – улучшить коммуникацию власти и бизнеса в Приморье