Генеральный директор ООО "Авиачартер-ДВ" Роман Чернявский подробно изложил свою точку зрения на события, связанные с отказом ОАО "Оренбургские авиалинии" (OrenAir) выполнять запланированные рейсы на Гуам и Сайпан, из-за чего около 800 дальневосточных туристов могли застрять на островах США. С инициативой встречи в редакции РИА PrimaMedia выступил член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Виталий Гуменюк.
Как сообщало РИА PrimaMedia ранее, 16 августа ОАО "Оренбургские Авиалинии" внезапно решило отменить августовские чартерные рейсы, осуществляемые по контракту с приморским туроператором ООО "Авиачартер-ДВ" на американские острова Сайпан и Гуам. Таким образом, около 800 дальневосточных туристов могли не улететь домой с островов США. Позже "Оренбургские Авиалинии" все-таки доставили всех туристов на Дальний Восток, сообщив, что в дальнейшем осуществлять рейсы на курорты компания больше не будет.
В связи с этим 20 августа ООО "Авиачартер-ДВ" направило исковое заявление в Оренбургский арбитражный суд с требованием возложить обязательства на "Оренбургские авиалинии" по выполнению ранее отмененных рейсов.
29 августа ООО "Авиачартер-ДВ" объявило о приостановке своей деятельности, заявив, что не может выполнить свои обязательства перед туристами и заказчиками и что выплатами займется ЗАО "Страховая компания "Восхождение", с которой "Авиачартер-ДВ" заключил договор.
Друг познается в несчастье
По признанию генерального директора ООО "Авиачартера-ДВ" Романа Чернявского, события последних недель стали едва ли не самым сильным потрясением в его жизни. "Убивала" не столько сама ситуация, возникшая после того, как "дочка" Аэрофлота "Оренбургские авиалинии" отказали "Авиачартеру-ДВ" в осуществлении рейсов на курорты Северо-Марианских островов.
"Убивал" тот поток "грязи", который хлынул на компанию в Интернете.
- Чего только не писали. Что я положил миллионы в собственный карман. Что специально банкрочу компанию, чтобы уйти от ответственности перед клиентами. Что готовлюсь сбежать с деньгами за границу, - говорит Роман Чернявский. – А я на самом деле никуда убегать не собираюсь и никогда не собирался. Я родился и всю жизнь прожил во Владивостоке. Здесь начал свой бизнес, здесь и хотел бы его продолжить. В туристическом бизнесе репутация компании, честное имя ее руководителя играет огромную роль. Именно поэтому я и решил подробно рассказать о событиях, которые, как говорится, "взорвали" Интернет. Почему не сделал этого раньше? Да потому, что занимался тем, чем должен был заниматься в первую очередь, - делал все возможное для того, чтобы вернуть туристов с Гуама и Сайпана (и они все вернулись, причем не на самолетах МЧС, как было с туристами, застрявшими в Египте, а на самолете "Оренбургских авиалиний"). А потом сделал все возможное для того, чтобы туристы, у которых сорвалась поездка, могли получить денежное возмещение в страховой компании "Восхождение". Ну и писал каждый день объяснительные для правоохранительных органов.
Роман Чернявский, Фото с места события собственное. Автор фото: Куликов Александр, РИА PrimaMedia
Еще одна причина, по которой Роман Чернявский решил прийти в редакцию, - инициатива и поддержка "Опоры России". Именно представители этой общественной организации малого и среднего предпринимательства убедили гендиректора "Авиачартера-ДВ" в том, что ему нечего скрывать от общественности, что его поведение в сложной ситуации достойно уважения и может являться хорошим примером ответственности бизнеса перед своими клиентами.
- Правильно говорят, друг познается в несчастье, - рассуждает собеседник агентства. – Как это ни горько признать, но были и те, кто мог помочь, но не помог, и те, кто мог поддержать и не поддержал, а также те, кто, по крайней мере, мог не "топить", но не сделал этого.
А "Опора России" сказала: "Ты молодец, ты поступил достойно. Не бросил туристов на произвол судьбы, а вывез их с островов". Именно "Опора" убедила меня рассказать обо всем откровенно.
Рынок просел
Еще в начале этого года "Авиачартер-ДВ" серьезно думал о расширении бизнеса. Планировалось воплотить в жизнь обширную программу новых чартерных направлений: Узбекистан, Филиппины (Манила и остров Бали), Вьетнам. В марте были запущены дополнительные чартеры на Гуам и Сайпан с Камчатки, с Сахалина, из Благовещенска. Однако ситуация на рынке туристических услуг вследствие изменений отношений США с Россией, украинского кризиса и санкционного бума, охватившего Европу, стала ухудшаться. Поток туристов, выбирающих для сезонного отдыха зарубежье, неуклонно уменьшался. Свою роль сыграло и наводнение на Филиппинах (пришлось возвращать деньги за сорвавшиеся туры).
Ну и конечно же, эффект разорвавшейся бомбы произвело банкротство таких известных туроператоров, как "Нева", "Роза Ветров Мир", "Экспо-тур" и "Лабиринт".
Из-за боязни оказаться в сложной ситуации резко снизили количество заявок дальневосточные туристические агентства. Соответственно резко упали продажи туристических продуктов.
Вторым негативным фактором стал резкий скачок курса доллара, к которому привязывается и стоимость туристических продуктов, и цена авиационного топлива. Так, в ноябре 2013 года, когда туристы, желающие провести рождественские каникулы на Сайпане и Гуаме, приобретали свои путевки, один доллар стоил 32,5 рубля. А в январе 2014 года курс американской валюты возрос уже до 35-ти рублей за доллар (сейчас он колеблется в районе 37 рублей).
– Поскольку выставить дополнительную плату турагентствам, с которыми мы сотрудничали, все убытки, возникшие за счет скачка доллара, аккумулировались на нашей компании, - подчеркивает Роман Чернявский. – Но главной проблемой стала, конечно, недозагруженность самолетов.
Откуда летать, имеет значение
Когда три года назад "Авиачартер-ДВ" начал реализовывать планы по организации чартерных перелетов на Гуам и Сайпан, в качестве партнера была выбрана компания "Владивосток Авиа". Поскольку бизнес успешно развивался (чему способствовало сотрудничество с японской компанией HIS, которая имеет на Гуаме сеть гостиниц и другие объекты туристической инфраструктуры), в 2013 году был заключен новый контракт с расширенной полетной программой. Планировалось, что авиачартеры будут отправляться не только на Сайпан и Гуам, но и в Таиланд и не только из Владивостока и Хабаровска, но также из Новосибирска, Иркутска и Красноярска.
- К сожалению, за месяц до выполнения рейсов мы получили письмо от Аэрофлота, в котором говорилось, что "Владивосток Авиа" не может больше выполнять рейсы (позже, 15 августа 2014 года, Федеральное агентство воздушного транспорта приостановит действие сертификата ОАО "Владивосток Авиа" - прим. ред.). Нам советовали найти другого перевозчика. Наш выбор пал на другое дочернее предприятие Аэрофлота – "Оренбургские авиалинии", поскольку именно они могли выполнять чартерные рейсы в этой группе компаний. Мы нашли авиаброкера, заключили контракт и начали работать.
Правда, при этом возник один нюанс, который со временем перерос в большую проблему. Раньше, когда "Авиачартер-ДВ" имел контракт с "Владивосток Авиа", все было очень просто: самолет, базировавшийся во Владивостоке, раз в неделю совершал чартер на Сайпан или Гуам, возвращался обратно и затем мог летать по другим направлениям, набирая положенный ему налет - 340 часов в месяц.
Понятно, что "гонять" самолет из Оренбурга во Владивосток, а оттуда на Сайпан и Гуам, а затем обратно во Владивосток и Оренбург было бы экономически не выгодно. Пришлось фрахтовать Boeing 737-800 и базировать его во Владивостоке. При этом рейсы на Гуам и Сайпан и обратно обеспечивали только 100 полетных часов. Надо было искать возможность налета еще 240 часов либо платить "Оренбургским авиалиниям" штрафы.
- Мы начали пробовать осваивать таиландское и вьетнамское направления, - рассказывает Роман Чернявский. – Однако долететь туда без дозаправки Boeing 737 был не способен. Многих туристов промежуточная посадка не устраивала.
Черный август
Наконец, 2 августа Интернет взорвали сообщения о банкротстве ряда крупнейших российских туроператоров. Дальневосточные турагентства отреагировали на это резким прекращением заявок, продажи турпродуктов упали буквально до нуля.
- В планах "Авиачартера-ДВ" было долетать до 1 сентября и с 27 октября перейти на новую полетную программу, которая уже была согласована с "Оренбургскими авиалиниями", - рассказывает Роман Чернявский. – Однако "обрушение" крупных туроператоров в Москве и Санкт-Петербурге поломало все планы. Хуже всего, что прекратилась связь с посредником, через которого мы брали самолеты для чартеров на Гуам и Сайпан. Я бы, конечно, мог сказать тогда же, 2 августа: "Извините, больше рейсов не будет, я умываю руки". Однако я прежде всего подумал о туристах, которые приобрели путевки и рассчитывали на отдых. Мы связались с Оренбургом и напрямую заключили договор с OrenAir.
8 августа договор был заключен. 11 августа была произведена предоплата в размере 3,5 млн рублей. 14 августа Роман Чернявский обратился к руководству "Оренбургских авиалиний" с предложением разработать план выплат в счет погашения накопившегося долга (порядка 21 млн рублей), который образовался потому, что оплата переходила через посредника, вскоре объявившего себе банкротом.
Было подготовлено гарантийное письмо с обязательством с 18 августа начать выплаты согласно принятому плану (на самом деле отсрочки платежей являются общепринятой практикой при работе туроператоров с авиаперевозчиками).
- "Оренбургские авиалинии" ответили согласием. Однако в пятницу, 15 августа, в 23.00 по владивостокскому времени мне на электронную почту пришло письмо с сообщением о том, что рейс на Гуам в воскресенье, 17 августа, не состоится, - рассказывает Роман Чернявский. – Я позвонил в Оренбург. Мне ответили, что есть команда Аэрофлота: без их согласия не совершать никаких вылетов до тех пор, пока не будет выплачен весь долг без остатка. Я объяснял, почему оказался в роли должника. Напоминал, что всегда расплачивался по всем обязательствам. Настаивал, что требуется время для того, чтобы собрать деньги и расплатиться. Что все банки во Владивостоке в выходные дни будут закрыты. Напоминал о 800 туристах, которых необходимо доставить домой с Сайпана и Гуама. Однако даже этот довод на моих партнеров из Оренбурга не подействовал.
Выбрал действие
Именно о туристах, находящихся на Гуаме и Сайпане, по словам Романа Чернявского, он и думал в той ситуации в первую очередь.
- Выбор у меня был в общем-то небольшой. Либо бросить все и бежать, полагаясь на то, что Ростуризм рано или поздно придет на помощь туристам, либо, не медля ни секунды, несмотря на то, что на дворе была ночь, начинать действовать, - вспоминает он. – Я выбрал действие.
Получив отказ по телефону уже от руководства "Аэрофлота" ("Нет денег – нет самолета!"), гендиректор "Авиачартера-ДВ" направил письмо с просьбой о помощи на имя министра транспорта РФ Максима Соколова и министра культуру РФ Владимира Мединского,в Росавиацию.
Написал заявление в Приморскую транспортную прокуратуру, а позже с помощью юристов подготовил исковое заявление в Оренбургский арбитражный суд.
- Сегодня мне хотелось бы поблагодарить сотрудников Ростуризма, которые, несмотря на конец рабочего дня (в Москве был уже вечер) тут же начали разбираться в ситуации, - говорит собеседник агентства. - Они поехали в центральный офис Аэрофлота и начали вести переговоры. Прежде всего напомнили, что, согласно Воздушному кодексу РФ, авиакомпания обязана перевезти пассажиров, у которых на руках имеются билеты. Представители Аэрофлота стали настаивать на выплате страховой премии по договору страхования ответственности туроператора. На что им ответили, что, поскольку "Авиачартер" не объявил о приостановке своей деятельности, стало быть, ни о какой выплате страховки не может быть речи.
После того как к решению вопроса подключились более высокие инстанции, ситуацию удалось разрешить.
Начиная с понедельника, 18 августа, "Оренбургские авиалинии" начали вывозить туристов с островов. Однако от дальнейших чартеров авиакомпания отказалась. В результате пришлось писать письма туристам, которые не смогли вылететь 17 августа, и тем, кто приобрел туры на последующий период, что больше рейсов на Гуам и Сайпан не будет.
Что дальше?
– В настоящее время офис работает, хотя нам и пришлось объявить о приостановке деятельности компании. Только так можно было запустить процедуру получения страховки в ЗАО "Страховая компания "Восхождение" теми туристами, у которых пропали путевки, - поясняет Роман Чернявский. – И сейчас я могу с уверенностью сказать, что страховые премии туристам будут выплачены.
Что будет дальше? По словам Романа Чернявского, ему бы не хотелось оставлять туристический бизнес. Слишком много сил было вложено в то, чтобы всего за два года, начав бизнес с нуля, выйти на лидирующие позиции на дальневосточном рынке туроператоров.
Один из вариантов – слияние с японской компанией HIS. Это позволит сохранить и бизнес, и само направление на Сайпан и Гуам. В то же время поступают сигналы от неких отечественных туроператоров продать долю бизнеса.
- Но тут надо понимать, что в мае, когда у "Авиачартера-ДВ", был очень большой рейтинг, доля стоила гораздо дороже, - говорит собеседник агентства. – Я никого не собираюсь обвинять конкретно. Но складывается впечатление, что ситуацию могли специально довести до такого положения, чтобы я сам отказался от созданного и раскрученного мною бизнеса. Сейчас имя "Авиачартер-ДВ" стойко ассоциируется с чем-то негативным. И все-таки я верю в себя и не собираюсь складывать оружие. У меня достаточно сильный характер для того, чтобы с честью выйти и из этого положения.
Протянуть руку помощи, а не "топить"
- Как мне кажется, СМИ действительно перегнули палку в погоне за сенсацией, не разобравшись как следует в ситуации, - комментирует член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Виталий Гуменюк. - "Опора России" внимательно следила за этой ситуацией. С нашей точки зрения, в сложившихся форс-мажорных обстоятельствах Роман Чернявский поступил более чем достойно. В отличие от владельцев компаний-туроператоров, которые бросили своих туристов на произвол судьбы, гендиректор "Авиачартер-ДВ" все сделал для того, чтобы все его туристы вернулись с Сайпана и Гуама. А сейчас занимается тем, чтобы все туристы, которые не вылетели туда из-за отмены чартерных рейсов "Оренбургскими авиалиниями", получили страховые выплаты. Мы сами предложили Роману Владимировичу рассказать о том, что произошло, и тем самым прекратить все домыслы и спекуляции на этой теме.
По словам Виталия Гуменюка, общественную организацию бизнесменов также беспокоит, что в результате вынужденной приостановки деятельности туроператора пострадали несколько сотен турагентств Дальнего Востока, сотрудничающие с "Авиачартер-ДВ".
Виталий Гуменюк, Фото с места события собственное. Автор фото: Куликов Александр, РИА PrimaMedia
- Те самые малые предприятия, для поддержки которых и была создана "Опора России", - подчеркнул собеседник агентства. – Нам также было важно поддержать компанию, которая развивает одно из приоритетных для Дальнего Востока направлений – туризм и при этом дает возможность развиваться другим субъектам малого и среднего бизнеса, а также транспортной инфраструктуре региона, способствуя увеличению авиаперевозок. Не так давно президент Путин во время рабочей поездки в Якутск жестко отозвался по поводу задержки с разработкой проектов территорий опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе.
А тут мы имеем свою, приморскую компанию-туроператора, динамично развивающуюся, готовую развивать не только внешний, но и внутренний рынок туристических услуг… Нам просто нужно всем сообща помочь ей в трудной ситуации.
И уж ни в коем случае не "топить" компанию. В связи с этим хотелось бы обратиться к надзорным органам с просьбой быть предельно аккуратными, проводя проверку деятельности компании "Авиадиспетчер-ДВ". Известно, что репутационные риски в туристической отрасли являются достаточно большими. Так что любые преждевременные выводы, просочившиеся в СМИ, могут быть использованы недобросовестными конкурентами.
Виталий Гуменюк сообщил, что "Опора России" будет и дальше следить за судьбой ООО "Авиачартер-ДВ".
- Мы намерены вместе с "Деловой России" обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марине Шемилиной и уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову. Ведь подобная ситуация может повториться с другими туроператорами Приморья, - сказал Виталий Гуменюк.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Авиаброкером, "оставившим" более 800 туристов с ДВ, может заняться правительство РФ
ООО "Авиачартер-ДВ" намерено подать в суд на авиаброкера, "оставившего" туристов в США
Скандалом с дальневосточными туристами на островах США займется транспортная прокуратура
Первые, едва не застрявшие на Сайпане туристы вернулись во Владивосток
Компанию OrenAir, чуть не оставившую туристов с ДВ в США, заподозрили в мошенничестве
Никто из туристов "Авиачартера-ДВ" за границей не застрял – Ростуризм