Закон о лицензировании управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ), который внесен в Госдуму РФ, не способен решить проблемы, накопившиеся за многие годы в жилищно-коммунальном хозяйстве. Документ требует доработки. В нем необходимо учесть мировой опыт, который показывает, что наиболее эффективным в решении проблем ЖКХ является механизм саморегулирования. К такому выводу пришли эксперты, опрошенные РИА PrimaMedia.
Согласно новому законопроекту, управляющие компании обяжут получать лицензии, в которых пропишут дома, которые они будут обслуживать. Закон может вступить в силу уже с июня 2014 года, процесс лицензирования начнется с 1 сентября, а после 1 мая 2015 года "управляйки" без лицензии окажутся под запретом. Штраф за работу без заветной бумаги обозначен в размере 500 тысяч рублей. Кроме того в документе прописано, что, если в течение года от УК уйдет 15% и более многоквартирных домов, лицензию смогут на законных основаниях аннулировать. Однако, по мнению ряда экспертов, законопроект требует существенной доработки.
По мнению лидера фракции "Справедливая Россия" в Законодательном собрании Приморья, члена попечительского совета регионального оператора капремонта Алексея Козицкого, сегодня собственники жилья не защищены от недобросовестных управляющих компаний. Только во Владивостоке работают более 80 УК, чья работа, можно сказать, никак не контролируется.
- Сегодня очень много проблем всплывает в сфере ЖКХ, в том числе связанных с деятельностью управляющих компаний. Рассматривается вопрос лицензирования УК. Если его и вводить, то нужно выстроить систему таким образом, чтобы улучшить качество работы управляющих компаний и не навредить добросовестным игрокам на рынке. Если проанализировать опыт в строительной отрасли, то там компании вместо лицензирования перешли на саморегулирование. Этот механизм хорошо себя зарекомендовал. Нужно найти "золотую середину". В том виде, в котором сейчас предлагается вводить лицензирование, оно может привести к коррупции. Ведь определять, в каких домах будет работать та или иная управляющая компания, будут чиновники, - считает Алексей Козицкий.
Алексей Козицкий, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
С коллегой по фракции согласен депутат Думы Владивостока, президент Ассоциации управляющих компаний Владивостока Сергей Ковалев.
- На рынке ЖКХ пора навести порядок. После перевода сферы коммунального хозяйства на рыночные отношения, что произошло в 2005 году, настоящего контроля собственники жилья так и не получили, на рынок пришли все, кто захотел, а экономика не дождалась инвестиций. Однако вопрос - зачем вводить институт лицензирования, когда во всем мире в условиях капитализма и рынка наиболее эффективно показало себя саморегулирование. Когда корпоративное сообщество создает условия, избавляется он неконкурентных коллег, мошенников, – рассказал Сергей Ковалев.
По словам эксперта, сегодня управляющие компании вынуждены обслуживать дома с высокой степенью износа. Более 65% - ветхое жилье.
- В случае вступления законопроекта в силу большинство УК будет вынуждено отказаться от таких домов потому, что основанием для отказа в получении лицензии, так же, как и аннулировании лицензии, могут стать неисполненные предписания жилищной инспекции. Ясно, что на каждый такой дом предписания можно выдавать пачками, а исполнить их реально невозможно, - пояснил Сергей Ковалев.
На сегодняшний день, по словам эксперта, с 1 рубля платежей за ЖКХ управляющая компания может только 40 копеек направить на обслуживание дома, а 60 копеек идут государству - на экспертизу, выполнение пожарных норм, содержание паспортных столов, налоги и т.д.
- В 2000 году Госстрой уже вводил лицензии. Отменили лицензирование через год по причине невозможности сформулировать единые лицензионные требования и условия к субъектам рынка, - отметил Сергей Ковалев.
Сергей Ковалев, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Ассоциация управляющих компаний и предприятий ЖКХ Владивостока
Эксперты сходятся во мнении, что закон нужен, но не такой поспешный. В документе необходимо прописать несколько аспектов. Во-первых, исключить судимость не только руководства управляющих компаний, но и владельцев УК. Во-вторых, ввести имущественный ценз для юридических лиц (уставной капитал не менее 1 млн рублей). В-третьих, создать систему подготовки кадров и совершенствовать систему саморегулирования отрасли. И, наконец, рассмотреть вариант допуска на рынок ЖКХ обществ с дополнительной ответственностью, когда по всем обязательствам владелец компании будет отвечать не только имуществом УК, но и своим личным. Такой подход поможет привлечь на рынок коммунальных услуг ответственных и смелых людей.