Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
10:11
Прокуратура во Владивостоке добивается через суд запрета на эксплуатацию небезопасного ТЦ
19:12
Назван самый прибыльный бизнес в России в 2024 году - рекорд за пять лет
19:11
"Водичка освежает": во Владивостоке стартовал этап Кубка России по зимнему плаванию
19:00
НЗМУ помогает увеличить популяцию лососевых в Приморье
18:41
Асфальт - бомба: дорога в Хасанский район стала ловушкой для водителей
18:41
МТС бесплатно покажет во Владивостоке фильм "Мира" с переводом на жестовый язык
18:32
Выигрыш Овнов, спор Раков и суета Весов: подробный гороскоп на 20 апреля
18:30
Таролог назвала 3 главных манипуляторов среди знаков - придется подчиниться
18:00
Елена Ардальянова: Конкурс по финграмотности набирает вес в медийном сообществе Приморья
17:54
Мэр Владивостока раскритиковал нерадивых арендаторов за мусор на Шаморе
17:34
Куличам быть! Сотрудницы "Владхлеб" прибыли из Дивеевского монастыря со святой водой
17:13
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят
16:52
"Дальневосточные пропилеи"-2024: об актуальном, перспективном и наболевшем
16:50
Во Владивостоке отправили под стражу подростков, избивших сверстника
16:20
ДОМ.РФ открыл финансирование по проекту горнолыжного курорта в Приморье
15:56
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49
Приморье ждёт: создается российско-белорусский легкий самолёт "Освей" 16 апреля, 13:44

Южному Приморью нужны мощные транспортные артерии – главный архитектор края

Андрей Борняков рассказал о развитии строительной отрасли региона, точечной застройке крупных городов и дорожных сетях
18 августа 2014, 12:05 Общество
Андрей Борняков РИА PrimaMedia
Андрей Борняков
Фото: РИА PrimaMedia

Устойчивый рост строительства в южном Приморье обеспечит транспортные артерии, создание которых предполагает Владивостокская агломерация. О развитии строительной отрасли Приморья, точечной застройке крупных городов рассказал заместитель директора департамента градостроительства ПК, главный архитектор края Андрей Борняков.

Мультипликативный эффект строительства

- Строительная отрасль в любом регионе - это мощный мультипликатор: отрасль создает рабочие места, создает спрос на высококвалифицированных специалистов. Разумеется, компании пополняют бюджет налогами, стимулируют к развитию производство стройматериалов, что также генерирует налоги… Как вы оцениваете темпы роста строительной отрасли в крае?

- Думаю, строительная отрасль сейчас получит хороший всплеск развития, к этому все идет. В крае создается "дорожная карта", мероприятия которой позволят значительно уменьшить сроки оформления документов для получения разрешения на строительство. Еще один положительный момент – появление Владивостокской агломерации. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры, транспортных коридоров, сюда будут заходить зарубежные инвесторы. Не менее важная задача – развитие жилищного строительства. Вслед за этим заработают существующие сейчас строительные комбинаты, которые необходимы для строительства жилья. Кроме того, губернатор ставит перед нами задачу развивать в Приморье малоэтажное строительство. И я считаю, это правильно: люди хотят жить на земле, и они к этому приходят.

Трасса "Де-Фриз - Седанка - Патрокл", Фото с места события собственное

Трасса "Де-Фриз - Седанка - Патрокл", Фото с места события собственное. Автор фото: Ланин Сергей, PrimaMedia

- Бизнес края, насколько известно, заинтересован в малоэтажном строительстве. Однако есть опасения, связанные с неразвитой инфраструктурой участков под застройку, со сложностями присоединения к инженерным и дорожным сетям.

- Непростой вопрос. Здесь, я считаю, надо смотреть и просчитывать, стоит ли на малоэтажные поселки "тянуть" централизованные сети, например, водоснабжения и канализации, или разумнее сделать локальную скважину и очистные на весь поселок. Возможно, это и обойдется дешевле, и качество будет лучше. Разумеется, дороги и электричество однозначно должны строиться централизовано. В целом же могу сказать, что участков без подведения коммуникаций, дорог и сетей в крае не будет. Внутриквартальные же дороги и проезды надо обустраивать за счет муниципальных образований. Более сложные вопросы будут, когда начнется непосредственно строительство. Необходимо регулировать каждого застройщика, чтобы все было в рамках закона. Чтобы потом не было стыдно за построенные поселки – в смысле этажности, высотности, колористического решения.

Таунхаус в микрорайоне "Патрокл", Фото с места события собственное

Таунхаус в микрорайоне "Патрокл", Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- А индивидуальные проекты домов каким-то образом регулируются?

- Допустим, у человека есть в собственности участок, он в праве сам выбирать архитектуру своего дома. Конечно, ему будут предложены типовые проекты жилья. Жестким контролем мы сможем регулировать цвет и высоту забора, количество этажей и ряд других, по сути, градостроительных моментов. Контроль здесь лежит на главах муниципальных образований, а в рамках проектов планировок краевой департамент следит за исполнением этих требований.

Градостроительные "точки" Владивостока

- Общественность краевого центра очень пристрастно относится ко всем новостройкам. Пресловутые проблемы "точечной застройки", сохранения исторического центра Владивостока волнуют горожан, мнения высказываются самые разнообразные. Что думает по этому поводу главный архитектор края?

- Бизнес, естественно, всегда ищет, где выгоднее. А обжитые районы любого города всегда более привлекательны для строительства. Что касается "точечной застройки", то ведь так можно назвать любое здание, даже детский сад. Понятно, что не все застройщики умеют грамотно и красиво посадить здание. Что же касается уплотнения центральной части города…  Нельзя "уплотняться" там, где уже просто некуда уплотняться. Если есть сквер, детская площадка, то заходить туда с многоэтажным домом, вырубив деревья — это преступление.  А вот если рассматривать спальные районы, например, Нейбута, то на месте тех же железных гаражей может встать комплекс из трех "свечек" с хорошим паркингом и детским садом. Ко всем проектам надо подходить индивидуально, рассматривать на Градосовете, учитывать мнение профессионалов. Между тем, отмечу, что я не видел еще ни одной стройки, чтобы все жители близлежащих домов были поголовно "за". Даже если строится мемориал, ставится памятник, все равно найдется человек, который будет против.

Строительство на Эгершельде, Фото с места события из других источников

Строительство на Эгершельде, Фото с места события из других источников. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- Во Владивостоке есть примеры, когда бизнес пытался реализовать какие-то проекты на "периферии", но не всегда, как кажется, успешно. Например, район "Патрокл", проект "Дальспецстроя". Стоят эти таунхаусы, а ведь бурного заселения мы не наблюдаем?

- Сложно комментировать этот вопрос, но, насколько я помню, сначала цена там была завышенная для нашего рынка -  125 тысяч рублей за кв. метр.  Сейчас цена 74 тысячи -  и продажи идут. Там возможна ипотека, и люди покупают. Сам же по себе комплекс получился с хорошим благоустройством. Если взять комплексы "Грин Парк", "Таун Парк", где создана вся инфраструктура, сделано озеленение, благоустройство на самом высоком уровне, конечно, эти поселки всегда будут востребованы. Естественно, эта стратегия работает, если подрядчик не просто "рисует" на начальном этапе красивую картинку благоустройства, а дом сдает "по минимуму". Нужна именно комплексная застройка, включающая в себя даже те же "встроенные" в здания детские сады, это очень удобно. Кстати, глава Владивостока Игорь Пушкарёв сказал, что они готовы выкупать такие сады в муниципальную собственность.

Микрорайон "Патрокл", Фото с места события собственное

Микрорайон "Патрокл", Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- На Эгершельде сейчас реализуется масса строительных проектов.  Многие эксперты говорят, что район - интересный, но есть одна большая проблема – транспортная малодоступность. На проект ВКАД пока ищут источники финансирования, предполагается, что кольцевая автодорога могла бы разгрузить и Эгершельд. Как вы считаете, у этого района и у этого проекта есть "совместное" будущее?

- Естественно, актуально строительство еще одного моста – "Эгершельд – остров Русский". Ведь на Эгершельде есть еще и порт. Постоянно идет транспортный грузопоток, как железнодорожный, так и автомобильный. Вывести грузопоток через мост возможно, но в ночное время. Но если пустить дорогу по береговой линии полуострова, то жители окажутся полностью отрезаны от моря. Это очень непростое решение и требует серьезной проработки, во всех странах так называемая "первая линия" - самая дорогая, людям нужен красивый вид, выход к морю. Думаю, что "пустить" этот участок ВКАД на наземных опорах, как делают во всех странах - непростая задача, но, наверное, это будет более правильно.

Проект ВКАД, Фото с места события из других источников

Проект ВКАД, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено администрацией Владивостока

Также не факт, что нужно сразу тянуть ВКАД до Де-Фриза. Считаю, что сейчас надо разгрузить город до района остановки "Заря", дальше ведь пробок нет.  В таком варианте ВКАД мог бы быть реализован. Я считаю, что надо максимально "уходить" от моря. Железной дорогой мы море уже отрезали, и никуда нам от этого не деться. Дорога, естественно, нужна для людей, но это не значит, что при этом людей надо лишать доступа к морю.

Агломерация и архитектура

- В крупных городах Приморья – помимо Владивостока – также есть градостроительные сложности и проблемы?

- Масштабы всегда разные, а проблемы в основном одинаковые.

- Региональный бизнес активно инвестирует в строительство?

- Считаю, что активно. Потому что на Градостроительном совете мы рассматриваем все больше интересных проектов. Сейчас в крае будут строятся перерабатывающие производства, портовые терминалы. Они создадут рабочие места, а значит будет потребность в строительстве жилья.

- Обратил внимание, что на Градосовете местные архитекторы ревниво относятся к проектам "москвичей" - то есть коллег из других регионов России. Как вы считаете, архитектор всегда должен быть "местным"?

- Не обязательно. У некоторых именитых архитекторов - московских, зарубежных - есть больше опыта в проектировании определенных объектов. Но наши архитекторы "знают все изнутри", знают нюансы. Здесь нужна совместная работа, тогда будет выпущен более качественный продукт. Я, честно говоря, не заметил, что к московским коллегам наши архитекторы относятся как-то предвзято. Если взять один из последних проектов - по перекрытию железнодорожных путей в центре Владивостока – то это очень хорошая работа. Оцененная по достоинству. Другое дело, что нужно смотреть на всю реконструкцию центра в целом. Считаю, надо переносить автобусную остановку от железнодорожного вокзала, также убирать автобусы от "Клевер хауса". Пересадочным пунктом может стать пространство под центральной площадью, а пространство, занятое железнодорожными путями, нужно перекрыть и сделать пешеходным, получив выход к морю. Надо решать вопрос и с парковками, ведь каждое новое здание притягивает в центр автомобили.  И я предлагаю не рассматривать проект без паркинга.

Центр Владивостока, Фото с места события собственное

Центр Владивостока, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Главное, чтобы здание стало стильным украшением города, ведь "архитектура - это застывшая музыка", и нам жить среди этой музыки. Многие, кстати, думают, что красиво - это всегда очень дорого. Да, это действительно несколько затратнее, чем просто сделать коробку из кирпича. Но архитекторы должны четко понимать, что любое построенное  здание будет стоять долгие годы. И от нас зависит будет радость или огорчение от созерцания этой застывшей музыкой.

Справка: Андрей БОРНЯКОВ, главный архитектор Приморского края, заместитель директора департамента градостроительства края, и.о. председателя Приморского краевого отделения общественной организации "Союз архитекторов России". 

Родился в селе  Покровка Октябрьского района Приморья. С 1988-го по 1994 годы учился в Дальневосточном политехническом институте (кафедра архитектуры). В 1998 году  создал архитектурно-строительную компанию "Град М", которая реализовала множество интересных проектов.

С апреля 2013 года Андрей Борняков перешел на госслужбу.Женат, воспитывает троих детей. Своими увлечениями считает занятие различными видами спорта и езду на мотоцикле, а главным хобби — проектирование сложных необычных домов.

1408349107