Распространителем туберкулеза в школе мог стать сотрудник пищеблока – прокуратура Приморья
16:04
Во Владивостоке на рабочем месте погибли два инженера
15:28
Сбер собирает волонтёров на весенние "Чистые игры" во Владивостоке
15:26
Культурный разворот на восток: во Владивостоке началась Международная научная конференция
15:25
Сразу два гастрофестиваля пройдут во Владивостоке в первой половине мая
15:13
ВТБ: недельный объем выдач IT-ипотеки превысил 2 млрд рублей
15:00
В Приморье зафиксирована вспышка туберкулеза среди детей в школе
14:59
В 2024 году инвестиционная программа ДРСК составит более 20 млрд рублей
14:30
Приморские жители передали новое спецоборудование бойцам СВО 
14:26
Ольга Сорокина рассказала о ключевых трендах цифровой трансформации финотрасли
14:20
Еще 40 природных пожаров потушено в Приморье 
14:10
Объем пенсионных резервов ВТБ Пенсионный фонд вырос на четверть
14:00
Получить значок “Документы проверены” на Авито теперь можно с любого устройства
13:53
Приморье ждёт: cоздается российско-белорусский легкий самолёт "Освей"
13:44
В Уссурийске провели крупный турнир по греко-римской борьбе
13:19
Приморье ждёт: cоздается российско-белорусский легкий самолёт "Освей" 13:44
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 12:15
Австралийские инвесторы бросают крупное месторождение угля на Дальнем Востоке 08:44
Средняя предлагаемая зарплата в Приморье с начала 2024 года выросла на 6,9% 15 апреля, 18:11
Высокий профессионализм и патриотизм продемонстрировали новые управленцы Дальнего Востока 15 апреля, 16:20
"Муравьев-Амурский - 2030" вновь подарил ДФО почти 50 амбициозных управленцев 15 апреля, 13:40
"Крабовый передел": Шесть рыболовных компаний перешли в собственность РФ 15 апреля, 10:19
В правительстве Приморья делами молодежи вместо департамента займется новое Агентство 15 апреля, 10:00
Муниципалы на паводке, ранжирные намеки депутатам и пассионарный голод 13 апреля, 19:53
Свинина пошла в Китай через Владивосток 13 апреля, 15:55
Восточный полигон расширят и повезут по нему еще больше угля – Минэнерго 13 апреля, 12:40
На строительство дороги Владивосток-Находка-порт Восточный привлекут частный бизнес 13 апреля, 10:30
Российско-японский банк из Владивостока покупает банк на Камчатке 12 апреля, 09:10
Работающие на АГХК иностранцы могут оказаться вне закона 12 апреля, 08:00
В первом полугодии продажи на авторынке могут превысить 700 тысяч машин - банк "Открытие" 11 апреля, 09:25

Михаил Тарковский: Чтобы понять Дальний Восток, нужно пожить в Сибири

Известный писатель – о писательской гордыне, "цвете воздуха" и культурном понятии "российский правый руль"
19 июля 2013, 12:40 Общество
Писатель Михаил Тарковский - гость студии РИА PrimaMedia РИА PrimaMedia
Писатель Михаил Тарковский - гость студии РИА PrimaMedia
Фото: РИА PrimaMedia

У Михаила Тарковского была мечта уехать в тайгу, и он ее осуществил. Финалист литературной премии Ивана Петровича Белкина, лауреат премии "Ясная поляна", писатель, променявший столичное существование на жизнь и творчество в сибирской тайге, – Михаил Тарковский стал гостем студии РИА PrimaMedia. С ним беседует журналист и писатель Василий Авченко.

 

Писатель Михаил Тарковский - гость студии РИА PrimaMedia, Фото с места события собственное

Писатель Михаил Тарковский - гость студии РИА PrimaMedia, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

"Страшно расставаться"

 - Михаил, почти в каждом интервью тебе обычно задают два стандартных вопроса. Первый: почему когда-то давно ты уехал из Москвы в Красноярский край на Енисей, и второй - про знаменитых родственников, Андрея Тарковского и Арсения Тарковского. Мне бы сейчас хотелось спросить о другом. Ты - автор книги "Тойота-креста", две части которой были опубликованы в журнале "Октябрь". Написана третья часть, и, насколько мне известно, владивостокское издательство "Рубеж" планирует выпуск сразу всех трех частей. Это твоя самая большая вещь на сегодняшний день?

 - Получается, так. Я никогда не писал романов, мне даже как-то нескромно произнести это слово – "роман". А тут меня, в общем, вынуждают называть это романом, и, видимо, по всем признакам это он и есть. Писалась эта книга очень долго, трудно, лет пять.

 - Она закончена или будет…

 - Я боюсь, что будет продолжение. Есть план четвертой части. Я знаю, что надо уметь вовремя остановиться. Но когда какая-то тема для тебя исчерпывается, ты это чувствуешь, а у меня ощущение, что ничего не закончилось. Мне страшно расставаться с этими людьми, с этими героями, с главным героем Женей Барковцом. Неохота расставаться. У меня такое ощущение, что мне будет одиноко и пусто. И я не представляю, как написать другую книгу, и что там должно быть, и какой там должен быть герой, о чем должен он думать, о чем болеть. И не совсем представляю, какая там должна быть внутренняя обстановка, потому что в литературе так же, как, допустим, в кино и в живописи, должен существовать некий такой "цвет воздуха". Вот эта обстановка – это как декорация в театре, она необходима писателю. И мне иногда стало казаться, что мне проще написать очередную серию "Тойоты-кресты", чем придумывать непонятно зачем новый цвет декораций, новых героев, новые имена, которые обязаны будут отличаться, для того чтобы сказать все то, что я думаю.

 Памятник праворульному автомобилю

 - Будем ждать продолжения. А теперь я хочу спросить вот о чем. Три года назад ты перегонял "Сурф" из Владивостока в Красноярск, много разговаривал с другими перегонщиками. И писал очерки - о перегоне, о правом руле. Ты, наверное, видишь, что во Владивостоке становится все больше левого руля? Какие у тебя ощущения от тех изменений, которые происходят на дорогах Владивостока?

 - Русский правый руль – это уже культурное понятие. Естественно, что люди, влюбленные в правый руль, воспринимают происходящие процессы как потерю… Но вот что я замечаю. У людей в Сибири сначала были страхи, что запретят правый руль, и все стали "скидывать" машины с правым рулем. А сейчас разговариваю с людьми - идет обратный откат. Снова все ищут праворульные недорогие машины. Главное – цена, надежность. И когда начинают сравнивать ту же "японку", собранную в Европе, с чисто японскими машинами, все равно выбор делают в пользу настоящих японских машин.

Во Владивостоке, кстати, я ожидал увидеть уже больше "леворуких" автомобилей. В общем, некритично пока.

У меня мысль была, что, по-хорошему, надо поставить памятник какому-нибудь круглому аквариумоподобному "Литайсу", которого нам ввозили тысячами и который наш малый бизнес в эпоху депрессивных 90-х спасал. То есть, памятник можно ставить и лапше "Доширак", и "Чокопаю", но я вот поставил бы такой машине.

 "В провинции пишут в 100 раз больше и лучше, чем в столицах"

 - Данность такова, что литературный процесс в стране, как и все почти, предельно централизован, то есть в Москве и в Петербурге сконцентрирована большая часть хороших писателей, читателей и книжных магазинов. И вся литературная жизнь, кажется, происходит в наших столицах. Так это или не так?

 - Так, просто там людей больше. В одной Москве людей живет больше, чем на Дальнем Востоке.

 - Там, грубо говоря, 10 млн. А на Дальнем Востоке – шесть.

 - Да, а с этой стороны Урала, как говорится, две Москвы. Конечно, несравнимо и количество магазинов, и количество писателей. С одной стороны, мне всегда было досадно, что люди едут в Москву из сибирских городов, чтобы как-то организовать свою писательскую судьбу.

 - Тем более тут такая литературная целина, море жизни, море сюжетов.

 - Абсолютно. Но, с другой стороны, я понимаю тех ребят - им хочется, у них есть мечта. У меня была мечта в тайгу уехать, я же ее осуществил!

 - Ты нетипичный пример обратного движения из Москвы.

 - Почему у человека не может быть мечты завоевать столицу? Такое же бывает, просто ситуация не очень правильная - в стране в целом. Она настроена на оголение Сибири, Дальнего Востока и непомерное разрастание западных городов. Просто не сравнить: там десятки городов с населением  по 700 и больше тысяч – здесь Владивосток со своими 600 с хвостиком, и это самый большой город!

 - Но ведь и в небольших городах есть издательства, люди пишут…

 - Порой в русской провинции пишется в сто раз больше, интереснее, чем в этих всех огромных городах.

 - Кого бы ты порекомендовал почитать?

 - Василия Авченко.

 - Кроме здесь присутствующих...

 - Я очень бы хотел, чтобы люди почитали стихи Юрия Беликова из Перми. Он организовал замечательный сайт и привлек неизвестных поэтов. Советую. Несмотря на весь этот фон литературы - такой городской, московской, авангардной, с моей точки зрения - пустой, водянистой, безвкусной… И все похожи друг на друга. Стиль какой-то -  "поток сознания", где можно говорить все, что хочешь, но нет никакой дисциплины. А где нет дисциплины, там стихотворение просто разваливается. Да и проза тоже.

И, несмотря на это, приходят мне читательские письма – какой-то прекрасный русский язык, мысли такие же, как сорок лет назад.

То есть человеческое сердце, если не испорчено происходящим, оно говорит на русском языке прекрасные, чистые и правильные вещи. Это настолько отрадно.

 - А по поводу испорченности. Я помню, ты мне рассказывал, как отвез телевизор в ремонт на вертолете, а потом подумал и не стал забирать его оттуда. А сейчас как? Ты следишь за тем, что происходит в Москве, в Питере? За всей этой суетой общественной - протесты, законы… Или у тебя есть более важные дела?

 - Знаешь, не замечать того, что происходит, – нельзя, как бы ты там не занимался стройкой бани или еще чем-нибудь. Все равно ты каждый день сталкиваешься с результатами тех законов, которые принимаются. Я даже не слежу, просто друзья рассказывают постоянно, что происходит, допустим, с образованием. Я боюсь сейчас ошибиться в фактах, но допустим, было сорок часов факультативов, оставили два. То есть из образованных, более всесторонних людей делают более узких специалистов, не думающих.

 - То же самое сейчас с наукой происходит.

 - Да везде. И этого невозможно не видеть. А та оппозиция, про которую все говорят, в Москве – какие-то странные люди. К русским патриотам они, по-моему, никакого отношения не имеют. Хотя я не специалист. К тому же смотрю фильм "Спец" и слушаю "Воровайки" - как мне мой сын сказал. Он взрослый уже, общались вот с ним в Москве -  ездили с женой по святым и литературным местам после Нового года – Ясная Поляна, город Елецк, где Бунин учился. Естественно, разговаривали о том, что происходит. И об этой истории с осквернением рокерами храма Христа Спасителя… А молодежь это все за чистую монету принимает, она защищает их, вот этих "Пуси райт". А когда мы совсем рассобачились на эту тему, Коля мне говорит: папа, что с тобой разговаривать, ты слушаешь "Вороваек" и смотришь фильм "Спец".

 - То есть дремучий такой.

 - Ему кажется так. Хотя фильм "Спец" - мой любимый. Как документ времени я просто рекомендую.

 "Как батюшка Енисей преобразовывает душу человека"

 -  Про кино. С твоим участием снимался документальный фильм "Счастливые люди" в селе Бахта, где ты живешь. Тем, кто не смотрел, я настоятельно рекомендую посмотреть, он теперь есть в Интернете. Недавно читал, что американцы сделали из этого фильма какую-то свою версию. Ты об этом знаешь?

 - Я знаю, но мне никто ничего об этом не говорил, и я вообще к этому отношения никакого не имею. Я не вел переговоров.

 - А ты не видел эту новую версию американского режиссера?

 - Нет, не видел. Самое смешное, что в том фильме какой-то мой портрет фигурирует. Видимо, понравился колоритный типаж. Но никто не знает, что задумка-то моя была. Но я к этому отношусь достаточно мудро и философски.

И мне гораздо интереснее тот фильм, что мы делаем сейчас: с друзьями красноярскими, с режиссером Владимиром Васильевым - снимаем документальный фильм. Это не продолжение первого фильма, а совершенно новая затея, новая задумка. Это фильм, который сделать намного труднее, чем тот, потому что там нам сюжет подсказывало само течение жизни: смена сезонов обычного охотника-промысловика, которому батюшка Енисей, солнце, снег и звезды подсказывают, что делать осенью. А этот новый фильм – о том, как батюшка Енисей преобразует душу человека. Там речь идет о душе писателя и художника, творческого человека.

Это фильм про мой жизненный опыт.

 - Он лирический?

 - Он лирический, но он труден тем, что там нет внешнего, обозначенного сюжета. Какое-то нанизывание бытовых элементов, дневниковый подход. Будет закадровый текст с отрывками из прозы и стихов… Но главное – в этом фильме мы пытались уловить состояние природы. И мне бы хотелось, чтобы в нем был мостик с Тихим океаном, с Владивостоком. Я думаю, что в стихотворной части это будет - там какие-то стихи из "Тойоты-кресты" прозвучат. Пока еще все в процессе работы, рано еще говорить о каком-то результате.

 - Будем ждать.

 "Сохранение целостности российского государства"

Журналист, писатель Василий Авченко , Фото с места события собственное

Журналист, писатель Василий Авченко , Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

 - Если не ошибаюсь, от Новосибирска до Москвы ближе, чем от Новосибирска до Владивостока. Но это географически. А с точки зрения ментальности они близки, они понимают друг друга, а Москва воспринимается как иная реальность. Возникает такая штука: я сам не то чтобы образец лояльности, и сам люблю Москву поругать, москвичей, но тут есть грань, за которую заходить уже страшно. Разного рода сепаратистские заявления, о которых приходится слышать, читать – они меня совершенно не радуют, потому что для меня единство страны - и географическое, и культурное, и языковое – самостоятельная ценность, которая абсолютна и не подлежит оспариванию. Тем не менее, мы слышим, кто-то выражает мнение о продвижении США в Сибири. Кто-то предлагает возвращение к  Дальневосточной республике. Насколько реальны эти изменения в ближайшей жизни - ты думал об этом?

 - Я не думал, что это реально. Эти разговоры кажутся мне легкомысленными и недалекими, и просто вредными. Все-таки каждый человек должен понимать, какая главная задача стоит – сохранение целостности российского государства. А все остальное – это просто предательство либо бездумье. Либо эмоция. Эмоция на то, что сидят какие-то люди за каменной стеной и ни малейшего представления не имеют о том, что такое для Сибири или Дальнего Востока правый руль, например. Как в каком-то документе я вычитал: "Горстка мошенников из Приморья раздула тему правого руля". Ересь, понимаешь.  Когда от обычного мужика это слышишь, от промысловика - это просто эмоция, часто справедливая. Ну, а от политиков я таких серьезных признаков не слышал.

 О премии не слышал - строил храм

 - Некоторое время назад ты получил премию "Ясная поляна". Я был очень этому рад, потому что тебя как-то обходили большими премиями. А ты следишь за этим премиальным процессом? Насколько он адекватен?

 - Знаешь, вообще не очень слежу. Я тогда даже не знал, что меня на конкурс номинировали. В каких-то заботах находился. А там, в Бахте, заботы – они как навалятся…

 - Строил храм в Бахте?

 - Участвовал в стройке храма. Был одним из организаторов на месте. А стройку подняли мои друзья из Попечительского совета Святителя Алексея.

 - Храм построен?

 - Уже давно построен. И в ближайшее время должно пройти его полное освящение. Но он уже действует около трех лет, если не ошибаюсь.

 - Расскажи про музей, который ты открыл.

 - Музей таежных традиций, утраченных ремесел. Эту коллекцию, которую мы собирали, -  прямо на излете поймали! Там предметы, которые использовались охотниками, рыбаками на протяжении столетий. Изделия из бересты, дерева, кожи: лыжи камусные, долбленые лодки. В обычном музее просто собрали экспонаты, и они стоят. А мы рассказываем, как все это сделать своими руками.

Главный смысл для меня, может быть, громко звучит, - не открыть, но приоткрыть глаза самим жителям Енисея, особенно детям, на тот мир прекрасных вещей и дел, который их окружает.

"Россыпь алмазов в руках"

 - Ты нетипичный писатель, в том смысле, что умеешь многое делать руками. Занимался охотой много лет, добывал соболей, можешь дом срубить, пропитание найти в тайге. Для писателя важно уметь что-то делать руками?

 - Я считаю, что важно. Но есть тьма случаев, когда это неважно. И, как говорил кто-то из писателей, "я бы не хотел никогда лечиться у Чехова". Все-таки главное – это твоя писательская стезя. А умения создают ощущение, что ты знаешь что-то настоящее, что главнее придуманной литературы вот эта какая-то крепкая жизненная основа, в ней правда находится, которую ты пытаешься своими книгами оттуда добыть, корни жизни, сердцевина бытия. А она на Руси - в какой-то трудовой части жизни, в военной. Какое-то настоящее дело обязательно нужно. Мне бы нечего было писать, если б я не открыл для себя эту промысловую традицию. Когда я прочитал рассказ Шукшина про баню, во мне  что-то напружинилось, не то что дух соревнования, а какая-то гордыня писательская – а почему я не могу попробовать.

 - Тогда появилась повесть "Стройка"?

 - Да. Я как раз баню рубил в это время. Я начал писать, две страницы написал, и стал описывать, как сварка работает. Трава, лето, солнце и эта сварка – несовместимое что-то, этот ярко-синий отсвет, ржавая заготовка какая-то. И я понял, что это - мое золото, алмаз. То есть я в русский язык переплавил эту картину, и все - понял, что это мое. Никто, наверное, эту картину до меня не описывал. И дальше я понял, какая россыпь алмазов оказалась в моих руках.

 "В Москве было стыдно"

 - Когда ты уезжал из Москвы, это же не было сознательным решением?

 - Я не знал. Я в то время уже пописывал какие-то стишата, песенки, так что в глубине души знал, что главное для меня связано с чем-то художественным. Но я не ожидал, что раз за разом мне будут открываться все новые и новые вещи. Трудовая геологическая Сибирь, допустим. Я, студент первого курса, после экспедиции вернулся в Москву просто пораженным. Я хотел там остаться работать с работягами, на вездеходах. Мне это казалось самым главным, а в Москве было стыдно: какие-то витрины, люди ходят в брючках, лакированных ботинках. Моя душа в Сибири осталась. И потом уже вернулся - и упал в эту обстановку в тайге.

 - У тебя вообще типичный сибирский облик. И мне невозможно представить тебя в роли московского студента, например, из интеллигентной семьи. А ты сам себя из прошлого можешь "наложить" на себя нынешнего - или это разные жизни, разные люди?

 - Я думаю об этом, сравниваю. Я тот себе понятен, то есть я помню, какой я был, почему. Какая-то наивность была и одержимость, страсть – я хотел жить в Сибири. Причем если б я попал на Дальний Восток, я бы здесь остался. Но сложилось так. И десять причин этому.

Потому что для того, чтобы понять Дальний Восток, нужно пожить в Сибири.

Это был не другой человек, а понятный мне молодой человек, который еще многого не понимал, которому многое предстояло открыть для себя. Конечно, было много "понтов", что ли, той среды, где я учился в школе, в институте. Потом потихоньку жизнь все расставила на свои места, произошел какой-то внутренний переворот. Это произошло, когда я насытился таежной обстановкой и начал общаться с людьми из Красноярского края. Первый раз приехал во Владивосток, ездил по другим городам, общался. И я понял, что такое сибиряк.

Сибиряками себя чаще называют люди, которые живут в городах и которые на себя со стороны немного смотрят. А таежнику некогда рефлексией заниматься.

А это осознание себя как части территории – это все-таки прерогатива каких-то литераторов, учителей сибирских. Я стал себя сибиряком ощущать, когда стал с такими людьми общаться, с музейными работниками, с подвижниками, когда очень близко сошелся с Николаем Александровичем Александровым, другом из Новосибирска, который мои книги издает, мы с ним учились в мединституте. Замечательный писатель, читайте его книгу "Тайны счастливой жизни". Он меня приобщил работать с молодежью - по школам ездили, разговаривали с людьми, читали свои произведения.

Тут и произошел главный перелом, я понял, что эта земля составляет для меня смысл жизни – Сибирь и Дальний Восток. Жалко, что жизнь короткая, что нельзя прожить одну жизнь там, одну здесь, за все надо платить.

 - У нас сегодня был Михаил Тарковский, замечательный писатель и человек. Спасибо.

Справка:

Михаил Тарковский родился в Москве в 1958 году. После окончания пединститута им. Ленина (отделение география-биология) уехал в Туруханский район Красноярского края, где работал сначала полевым зоологом, а позже охотником. Живет там и по сей день. 

Первые стихи опубликованы в журнале "Охота и охотничье хозяйство" в конце 80-х годов. В 1986 г. поступил на заочное отделение Литературного Института им. А.М. Горького.

В 1991 г. вышла книжка "Стихотворения" с рисунками автора, куда вошли стихи из дипломной работы. 

Прозу начал публиковать в журналах с 1995 г. В 1998 г. впервые заявил себя с повестью - "Стройка бани" (Таинственная влага жизни), она была напечатана в журнале "Наш современник". 

В 2001 г. вышла книга прозы "За пять лет до счастья". 

В 2003 г. стал финалистом литературной премии Ивана Петровича Белкина 2003 года за повесть "Кондромо".

В 2003 г. вышла книга "Замороженное время", которая презентовалась издательством "Андреевский флаг" на Международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне.  

В 2003 – 2005 гг. был инициатором и соорганизатором съемок и автором идеи четырехсерийного документального телефильма с рабочим названием "Енисей-кормилец" ("Промысел"), вышедшего в 2008 г. под другим названием и авторством.

В 2007 г. в журнале "Октябрь" вышла первая часть повести "Тойота-креста". В 2009 г. - вторая часть. В 2009 г. Новосибирским издательством ИД "Историческое наследие Сибири" выпущена серия прозы из трех книг "Замороженное время", "Енисей, отпусти!", "Тойота-креста".

 

1374223209