Количество моряков из Приморья, работающих на судах под иностранным флагом, сократилось в 2014 году примерно на 10% по сравнению с 2013 годом, сообщает Приморскстат. Председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (РПМ) Николай Суханов рассказал, что с каждым годом количество моряков, работающих на иностранные судна, будет сокращаться из-за того, что плавсостав в крае стареет, а компенсирующего притока молодых кадров в отрасль нет. Господин Суханов уверен, что это случилось из-за закрытия мореходных школ, сообщает РИА PrimaMedia.
Приморскстат на своем официальном сайте сообщает, что, по данным управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю, в 2014 году 9,3 тысячи приморцев выехали на работу за границу, что на 10% меньше, чем в 2013 году. Большинство выехавших граждан (98,8%) ходили на судах под иностранными флагами, из них каждый шестой был занят по рабочей специальности (матросы, шкиперы, боцманы, машинисты), 58% имели контракты продолжительностью до шести месяцев. Почти половина выехавших (49%) имела высшее профессиональное образование, 39% – среднее профессиональное. Наибольшую группу в структуре по возрасту и полу составляли мужчины от 40 до 49 лет.
- Неудивительно, что в 2014 году число выехавших на работу за границу стало меньше на 10%. В 2015 году их количество также уменьшится. Это связано прежде всего с тем, что тот плавсостав, который пошел работать на суда еще с 1993 года, стареет, а новых молодых моряков, особенно рядового состава, нет. Их просто перестали обучать. У нас в 90-ые закрылись мореходные школы в Находке, Владивостоке, которые готовили мореходный состав. Моряки же преклонного возраста дорабатывают до пенсии и уходят, - отметил Николай Суханов.
По данным приморской службы государственной статистики, наиболее популярными направлениями для приморцев, выехавших на работу за границу, были – Кипр (20% выехавших), Маршаловы острова (13%), Нидерланды (11%), Камбоджа (9%), Япония, Греция, Панама, острова Кайман (6-4%).
Экономика Нидерландов привлекла на работу 1,1 тысячу человек, хотя в 2013 году там было лишь шесть приморцев, в Грецию поехало работать 574 человека (в 2013 – четыре), в Японию – 522 (64 в позапрошлом году), в республику Корея – 159 (27), в Германию – 139 человек (18).
На островах Кайман трудилось 497 приморцев, хотя в предыдущие два года туда не выезжали. Возрос спрос на работу на Маршаловых островах – 1,2 тысячи работника (810 в 2013 году).
- Судоходные компании "Юником", "Адриатика", "Совкомфлот", "Роксана" активно используют в работе российских моряков. И наши моряки с охотой идут к ним работать, потому что компании себя очень хорошо зарекомендовали, - заявил Николай Суханов.
По данным Приморскстата, такие страны как Вьетнам, Бутан, Монголия, Сербия не привлекли ни одного приморца – ранее же численность колебалась в пределах 100-200 человек. Значительно сократилась численность выезжающих на Мальту – 205 человек против трех тысяч в 2013 году, на Кипр – 1,8 тысячи против 2,3 тысячи человек.
- Эти страны развиваются и они стали готовить свои морские кадры, поэтому стали отказываться от привлечения иностранной рабочей силы, - пояснил господин Суханов.
Собеседник агентства также отметил, что после перестройки в России крупные судоходные компании прошли реформирование и моряки были вынуждены искать работу под иностранным флагом. Сегодня ситуация мало изменилась.
- В 1993 году крупные судоходные компании прошли приватизацию. Они начали продавать суда, а новые закупать не торопились. В связи с этим большое количество моряков потеряли работу, оказавшись "за бортом". Российский плавсостав, в том числе с Дальнего Востока, стал трудоустраиваться на суда под "удобными" флагами, - рассказал Николай Суханов.
По словам, господина Суханова, как раз в 1993 году Российский профсоюз моряков вошел в Международную федерацию транспортных рабочих, которая существует уже более ста лет.
- Это позволило защитить и до сих пор защищает большую часть российских моряков международными коллективными договорами от всевозможных юридических неурядиц. Ведь в период работы с ними может произойти масса неприятностей: банкротство судовладельца, потопление судна, гибель моряков. Договор сможет защитить их от многих негативных вещей или, по крайней мере, судовладелец будет обязан выплатить компенсацию. Такой регулируемый труд устраивает приморцев, - сообщил председатель Дальневосточной региональной организации РПМ.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Грузовое судно из Владивостока и его экипаж задержаны в индийском порту Мумбаи
Приморские моряки, бастующие из-за $33 тысяч, довели судовладельцев до уголовного дела
Российские моряки могут начать забастовку на судне "JB Rubin" в Южной Корее
Владивостокские моряки, которые не могли покинуть Пусан, возвращаются домой