Музыка французских импрессионистов прозвучит со сцены Приморской краевой филармонии в исполнении музыкантов Тихоокеанского симфонического оркестра 7 октября в рамках абонемента №8 "Шедевры мировой классики". В концертной программе зрители услышат произведения французских композиторов "Ф. Пуленка, Дебюсси, Равеля и Бизе, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на пресс-службу филармонии.
"Французская музыка традиционно любима в России, — рассказывает музыковед Наталия Мищенко. Здесь сказывается связь времен, когда в русском обществе говорили по-французски. Музыка Франции отличается особым изяществом. Это музыка очень тонкая, часто связна с театром, с драматическим действием, либо с живописью".
Никакая фонограмма не заменит "живого" звучания, а запись не передаст той энергетики, которую посылают в зрительный зал музыканты. Артисты Приморской краевой филармонии предлагают слушателям погрузиться в мир французского музыкального импрессионизма 19-20 веков. Это направление во Франции возродило некоторые национальные художественные традиции — стремление к конкретности, программности, изяществу стиля, прозрачной фактуре. Главное в музыке импрессионистов — передача изменчивых настроений, мимолётных впечатлений, едва уловимых психических состояний. Отсюда тяготение к поэтическому пейзажу. Импрессионизм нашёл наиболее полное выражение в музыке Дебюсси. Величайший мастер он, обобщив достижения предшественников, расширил выразительность и колористические возможности музыки.
Клод Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна"
"Послеполуденный отдых фавна" — первое симфоническое сочинение Дебюсси, в котором в совершенстве выражен его индивидуальный импрессионистский стиль. Премьера состоялась 22 декабря 1894 года в Париже, в концерте Национального общества под управлением Гюстава Доре. Как вспоминал впоследствии дирижер, уже во время исполнения он внезапно почувствовал, что слушатели совершенно покорены этой музыкой, и тотчас же по окончании она была сыграна снова. Это был первый настоящий успех Дебюсси.
В 1912 году на музыку "Послеполуденного отдыха фавна" в парижском театре Шатле был поставлен одноактный балет. Хореографом и исполнителем роли Фавна выступил знаменитый русский танцовщик Вацлав Нижинский, который совсем не понравился композитору, назвавшему Нижинского молодым дикарем и порочным гением.
"Когда Дебюсси написал эту небольшую пьесу, его мало кто знал во Франции, но когда ее исполнили, то оказалось, что в большинстве своем публика покорена. Это была совершенно неожиданная неизвестная музыка, — говорит Наталья Мищенко.— При написании музыки, Дебюсси, опирался на литературное произведение, в котором как такового сюжета нет. Жаркий день Фавн лежит, отдыхает и грезит о нимфах. Но Дебюсси смог написать такую пьесу, которая передала такое невероятное солнце, томление Фавна и его страстные желания. Конечно, были и противники этого произведения, они говорили, что здесь нет никакой формы, никакого стиля, никакой мысли, никакой идеи нет. Но, тем не менее, музыка действительно стала очень знаменитой. Затем уже в "дягелевских сезонах" на эту музыку был поставлен балет. Тоже очень удивительный, своеобразный. В танцах присутствует совершенно определенная стилистика и очень интересная музыка, она такая несколько медитативная и очень, очень тонкая, изящная.
"Болеро" Мориса Равеля
— Зрителей ждет "встреча" с "Болеро" Мориса Равеля. Это мировой хит, который был написан по заказу русской балерины Иды Рубинштейн, – продолжает рассказ Наталья Мищенко. – Знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн выступила в первом "дягелевском сезоне" в Париже, тогда она танцевала Саломею. В России эта постановка была запрещена, поскольку ее посчитали слишком эротичной, но во Франции, ведь эта страна с более демократическими взглядами, танец Саломеи признали. Ида станцевала и прославилась. После этого балерина заказала Морису Равелю для своего спектакля, вот такую небольшую пьесу "Болеро". "Болеро" имело оглушительный успех в Европе 1928 г., став настоящим шлягером. Тему "Болеро" напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице — казалось, ее способен был насвистеть каждый любитель музыки. И вместе с тем "Болеро" в равной степени восхищались и профессионалы. Сергей Прокофьев назвал “Болеро” чудом искусства. Композитор взял один мотив, и этот мотив постоянно исполняется разными инструментами оркестра, и за счет этих тембровых изменений возникает вот такое удивительное явление, которое вызывает очень сильный эмоциональный отклик у слушателей. Большую славу "Болеро" принесла концертная эстрада.
Мужской дуэт
Далее в программе "Ф. Пуленк. Концерт для двух фортепиано". Пуленк – это представитель творческого объединения, который назывался "французская шестерка". Если в России была "могучая кучка" объединившая русских композиторов, то французские музыканты спустя годы, в 20 веке по аналогии образовали "шестерку". Разных по творческим установкам композиторов объединяли стремление к новизне и одновременно к простоте, а также воинствующее неприятие музыкального импрессионизма. У Пуленка язык очень понятный, очень простой, своеобразный. Его музыку будут исполнять два пианиста Анатолий Медведев и Дмитрий Волобуев, оба преподают в музыкальном колледже искусств.
"Арлезианка" Жоржа Бизе
Будет еще музыка Жоржа Бизе, автора знаменитой "Кармен", но мы будем играть не ее, а другую, тоже театральную. Он написал ее для театральной постановки к пьесе Доде "Арлезианка". Богатая красочными народно-бытовыми картинами, правдиво воплотившая образы героев драмы, она открыла прямой путь к опере "Кармен".
Сын фермера влюбляется в арлезианку, жительницу Арля Юга Франции. Арлезианки славились своей обольстительной красотой. Мать юноши против, она хотела его женить совсем на другой девушке простой, нежной и светлой. Юноша сильно страдал, не сумев забыть арлезианку, он заканчивает жизнь самоубийством. В то время в деревне идет праздник, жители веселятся, танцуют фарандолу. Фарандола — зажигательный такой провансальский танец. Концерт очень яркий многожанровый, интересный с солистами. В нем есть все, что может привлечь публику. Своим многообразием он показывает очень много сторон французской культуры и музыки.
Концерт пройдет 7 октября в большом зале Приморской краевой филармонии в 18.30.