Новый год в старом Владивостоке
Фото: из фонда музея им. Арсеньева

Новый год во Владивостоке: дореволюционный и советский

Как горожане дарили одежду бедным, слушали джаз во время войны и возили елки вертолетом (ФОТО)

Главные зимние праздники — Рождество и Новый год — отмечали во Владивостоке со времен основания города. До революции пышно справляли Рождество, а при советской власти уже Новый год. Праздничные традиции, атрибуты и развлечения со временем менялись — святки сменили соревнования по дворовому хоккею. О том, как жители города отдыхали в разные годы, — в материале РИА PrimaMedia.

До революции

До революции во Владивостоке масштабно отмечали Рождество. В 19 веке рождественские каникулы составляли 14 дней. Все это время горожане отдыхали: они ходили на елки в морское собрание, катались на коньках у Адмиральской пристани, дарили подарки беднякам и ели шведский пирог. До революции 1917 года традиции устанавливать общегородскую елку не было: их ставили дома, в гимназиях, при церквях и в общественных местах. Ежегодно в городе проводился Новогодний парад войск, который только один раз не состоялся из-за метели. Главным же событием для детей из простых семей были елки для бедных, которые проводились так же каждый год.

В 1894-м активисты местного благотворительного общества, которое возглавляла жена военного губернатора Александра Фельдгаузена, устроили елку для бедных детей. Накануне Рождества они обошли Матросскую слободу и прочие поселения простого люда. Переписали детей и выяснили, в чем они нуждаются. Вечером 25 декабря более 100 детей пригласили в управление порта на елку. Дети в подарок получили пакеты с одеждой и сладостями. На событие для бедных в апартаментах командира порта приехала вся местная знать. Эти елки проходили каждый год.

Празднование Рождества до революции

Празднование Рождества до революции. Фото: из фонда музея им. Арсеньева

Воспоминания о подобном празднике у "экипажной елки" сохранились у краеведа Николая Матвеева:

"Из отрадных воспоминаний моего детства — эта ёлка единственное воспоминание. Устраивалась она обыкновенно в канцелярии сибирского флотского экипажа, которая находилась в ещё сохранившейся по настоящее время старой деревянной казарме (первой у экипажной пристани).

В день торжества помещение канцелярии совершенно преображалось. Вся мебель выносилась, и стены канцелярии покрывались разноцветными флагами. Посредине красовалась громадная ёлка, украшенная апельсинами, яблоками, конфетами и другими сластями, сияющая свечами. В соседнем помещении устанавливались длинные столы, на которых красовались громадные самовары, булки, сахар и прочее. Только начинало смеркаться, а дети матросов и бедняков уже собирались.

4126694.jpgКороче, но дороже предыдущей: сколько стоит главная новогодняя ель Владивостока

Искусственное дерево в дальневосточной столице заменят впервые за 7 лет

Ничего, что в одежонке многих из них были большие изъяны: кто был в больших сапогах, кто в мамкиной кофте, кто — в одном "куртике", намотавши какое-нибудь тряпьё на шею. Они были рады, довольны и сияющи, как первые богачи в мире. Когда вся публика собиралась, её угощали чаем. Затем начиналось самое торжество, обыкновенно, с "Царя Максимилиана", которого разыгрывали матросы. Для нас, бедняков, не подозревавших, в особенности при тогдашнем положении театрального искусства во Владивостоке, о существовании чего — либо иного, — для нас этот самый "Царь Максимилиан" казался верхом театрального искусства. Мы были глубоко удивлены артистическими способностями представлявших матросов, мы долго про себя мурлыкали напевы, слышанные здесь, и иногда пробовали подражать и самим действиям.

Иногда ещё до представления детям раздавались гостинцы и подарки. Время от времени кто-нибудь из устроителей бросал в толпу ребят горсть сластей, и все они бросались в кучу собирать с полу сласти, сшибая друг друга. Правда, некоторые выходили с помятыми боками, но это особо не тревожило детей.

Около полуночи ёлку отдавали детям на "ура", вся толпа сразу бросалась на неё и происходила невообразимая свалка... Затем счастливые и довольные, за исключением очень немногих, почему-то обиженных, дети расходились по домам и помнили о ёлке целый год, вплоть до следующего."

В 1900 –х годах дети из Владивостока собирались на елках в богодельне и приюте, на елке в Морском собрании и в обществе приказчиков, в певческом кружке. В Работном доме они смотрели народные спектакли по Островскому, а на коньках катались у Адмиральской пристани. Каток для гимназистов был отдельно — у памятника Невельского.

Сохранились упоминания и о том, как иностранцы отмечали рождество во Владивостоке. В своих письмах Элеонора Прей рассказывает, как они на Рождество ходили на службу в лютеранскую кирху, пекли шведский пирог, пели традиционные шведские песни, развешивали в домах омелу, и что "подарки не вешались на елку, а клались под нее, как это принято в Германии".

На рубеже XIX—XX в не забывали о святках. Ряжением во Владивостоке особенно увлекались мелкие канцелярские чиновники, мещане, казаки. Утром на Рождество дети и подростки ходили по городу и "славили Христа".

В советское время

При советской власти рождественские торжества отменили, а новогодние оставили. При этом в 1926 году запретили главный атрибут праздника — елку. ЦК ВКП(б) назвал обычай антисоветским. Реабилитация елки началась с заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года, в которой второй секретарь ЦК компартии Украины П. П. Постышев призывал устроить елки для детей: "…До революции дети рабочих могли только смотреть с завистью на веселье богатеев. …Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, представители районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины".

Неожиданно для всех Сталин согласился. Так елки для детей появляются силами комсомольцев и молодежи по всему Владивостоку.

1942 год. Традиция елок во Владивостоке сохраняется и в годы войны. Так, например, в 42-м детей на елке в доме пионера и школьника ждали выступления самодеятельности и артистов джаза.

1947 год. В газете "Красное знамя" сообщен план проведения каникул. "В доме пионера будут елки, выступят кукольный театр, артисты театра Горького и радиокомитета. Разработан план детских киносеансов в кинотеатре "Уссури", где подобраны "специальные фильмы". 9 января всех просят явиться на общегородское собрание, посвященное вопросу об авангардной роли комсомольцев в учебе." Советская пресса так каждый год информировала о плане новогодних каникул.

В 1961 году в городе работает 18 елок, 28 катков и 30 детских горок. Во всех клубах и домах культуры, кинотеатрах и школах проводятся вечера и карнавалы, демонстрации кинофильмов. Детей на зимние каникулы отправляют в лагеря: "Строитель", "Седанка", в дома отдыха "Сокол" и "Тихоокеанец". В них заливают катки и горки, устанавливают елки.

В городе торгуют елями и елочными украшениями в универмаге. На территории летнего кинотеатра (сейчас в районе остановки Лазо) работает новогодний базар с подарками, где киоски — это теремки на темы русских народных сказок. Посередине базара — елка в разноцветных флажках. "Многолюдно и около книжной палатки, где продаётся немало новинок художественной и детской литературы, много иллюстрированных изданий, книжек-картинок. Школьники буквально осаждают книжную витрину", — из газеты "Красное знамя" от 26 декабря 1961 года.

1 / 3

1963 год. Сообщение в газете "Красное знамя" от 31 декабря: "Комитетам комсомола следует подумать о детях, которые не поедут в лагеря. Чтобы они не оказались во власти улицы, надо для них открыть двери школ — организовать экскурсии, лыжные вылазки, соревнования. Профсоюзам, комсомолу, пионерским организациям надо повседневно заботиться о том, чтобы дети не скучали. Коммунистическая партия и советское правительство не жалеют ни сил, ни средств для воспитания строителей коммунизма."

В этот же год сообщается, что в декабре во Владивостоке продали 1 тысячу тонн мандаринов и апельсинов. А потом о поступлении новой партии цитрусовых — 27 вагонов.

4120659.jpgГде на ДВ оливье съесть дешево: считаем индекс новогоднего салата

Большой новогодний обзор по всему Дальнему Востоку

1967 год. Газеты наперебой твердят о том, что советский человек должен быть спортивным. В новом 1967 году в первых числах января проходят массовые соревнования по баскетболу, спартакиады по лыжам и конькам.

1970-е. Впервые поставить во Владивостоке общегородскую елку придумали в 70-х. Огромную живую ель доставили прямо из тайги на вертолете и установили на центральной площади. В 1970-м вокруг елки установили панно на тему русских народных сказок. Работает ярмарка, подарки продают в маленьких расписных домиках. Сюда приехали 500 школьников из Хабаровского края, Магадана и Камчатки, для которых краевое туристское бюро зафрактовало теплоход "Мария Ульянова". В городе идут соревнования по дворовому хоккею "Золотая шайба", в канун Нового года — первое зимнее легкоатлетическое первенство.

Доставка главной городской елки вертолетом. Владивосток, 1970-е гг.

Доставка главной городской елки вертолетом. Владивосток, 1970-е гг.. Фото: из фонда музея им. Арсеньева

1979 год. Елку, как обычно, в середине декабря привезли вертолетом и установили в заранее приготовленный “стакан”. Стали сооружать ледовый городок. 20 декабря начался сильный шторм, и елка переломилась в трех метрах от земли. До 29 декабря не могли отправить вертолет за деревом из-за погоды. Решили отправить в тайгу трейлер. Поздно вечером 30-го на площадь въехал трейлер и три грузовика с еловыми лапами в кузовах. Елку поставили, обломившиеся лапы заменили запасными. Утром 31 елка была украшена. Елку вертолетом больше не возили.

Редакция PrimaMedia благодарит за помощь Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева.

Текст: Дарья Миколайчук.