Встреча жюри FIPRESCI (ФИПРЕССИ) с журналистами в рамках XIV Международного кинофестиваля стран АТР "Меридианы Тихого" состоялась 11 сентября в кинотеатре "Океан" во Владивостоке. Жюри уже в третий раз оценивает фильмы конкурсной программы кинофестиваля. В этом году судьбу специального приза решают кинокритики из Франции (Бернар Бессерглик), Индии (Нирмал Чандра Дхар) и России (Анжелика Артюх).
Узнать о решении жюри получится лишь в конце кинофестиваля, который пройдет с 10 по 16 сентября.
FIPRESCI (Международная федерация кинопрессы) – международная организация, объединяющая кинокритиков и киноведов. Целью организации является способствование развитию мирового киноискусства. И о важности участия жюри ФИПРЕССИ в кинофестивале был посвящен целый вопрос.
Как оказалось, участие жюри имеет принципиальное значение для фильмов, которые показывают на фестивале. "Основное жюри, где работают знамение актеры, режиссеры, вручает призы, которые отображают основные тенденции в развитие киноиндустрии, которая будет привлекать основную публику, – поделился своим мнением Бернар Бессерглик, кинокритик и писатель из Франции. – Наша задача – жюри ФИПРЕССИ – отобрать фильмы, которые по тем или иным причинам, не справедливо были не замечены основным жюри. И мы в основном ориентируемся на художественные критерии. Это не значит, что основное жюри не будет обращать внимания на художественные критерии. Наша задача, как критиков, заметить те фильмы, которые не достигают широкой аудитории. Как-то выделить их, объяснить. Они могут быть трудны для понимания. Есть определенное количество фильмов, которые показываются только на фестивалях, путешествующие по фестивалям, наша задача увидеть среди таких фильмов, фильмы, которые достойны, чтобы их смотрели большее количество людей".
На пресс-конференции в основном говорили о женской режиссуре и самой кинокритике. Существует мнение, что с появлением Интернета кинокритика умерла, так как каждый теперь может свободно высказать свое мнение. Члены жюри частично согласились с этим мнением.
Индии в этом плане повезло больше всего. "В Индии Интернет не так распространен. И доступ в Интернет есть в основном у жителей городов. Поэтому зритель у нас по-прежнему читает обзоры в газетах и составляет свое мнение на этом основании", – рассказал кинокритик Нирмал Чандра Дхар.
Кинокритик Анжелика Артюх считает Интернет не сильной преградой, а возможностью полностью пересмотреть возможности профессии кинокритики. Она для решения своей проблемы перешла на английский язык, тем самым расширив свои возможности. Теперь кинокритик публикуется не только в России, но и за рубежом, например, на рижском интернет-портале Arterritory. Помимо этого Анжелика Артюх советует не останавливаться только на кинокритике: "Что касается кинокритики в целом, то вопрос не только в ней. Вопрос в том, как пересматриваются значения кино как такого сейчас. Поскольку мы живем во время информационного взрыва, колоссального потока информации, колоссальных возможностей, которые предоставил Интернет и все возможные медиа, для существования визуального образа, то концентрироваться только на кино уже не очень правильно, поскольку и само кино вбирает в себя много влияний визуальной сферы в целом".
Что касается женской режиссуры, то это продолжение истории, как считает Анжелика Артюх. Началось все с феминистского движения в США. Теперь женщины могут самоорганизовавываться и тем самым прокладывать себе дорогу в любую сферу. Однако Бернар Бессерглик считает режиссуру больше мужской профессией. "Я думаю, что совершенного баланса 50 на 50 мы никогда не достигнем, потому что у женщин существует гораздо больше возможностей выбора. Женщина не обязательно выбирает только профессию. Она может выбирать семью и детей, и работа режиссера, это не работа с 9 до 5. Это работа, которая требует полной отдачи, она очень напряженная и может поглотить тебя полностью. По естественным причинам мужчины больше готовы принять те условия, которые диктует работа. Женщине гораздо легче написать книгу, стать журналистом, чем уйти в режиссуру".