Газета "Владивосток"
Фото: РИА PrimaMedia

В День печати листаем первые газеты Владивостока: смешная реклама и масса опечаток

Издания боролись друг с другом и словом, и палками (ФОТО)

Жизнь современного человека сейчас практически невозможно представить без интернета, цифровой ленты новостей, социальных сетей и мессенджеров. Несмотря на трансформацию информационного рынка, газеты, журналы, радио и телевидение не собираются уходить из медиасферы. Незименным остается то, что представители СМИ первыми рассказывают о том, что происходит в городах и селах, помогают решать проблемы, с которыми сталкиваются граждане. Профессиональный праздник 13 января отмечают те, кого уже довольно давно называют представителями четвертой власти. О том, откуда пошел этот праздник, какими были первые печатные издания Приморья и почему в текстах была масса опечаток — в материале ИА PrimaMedia.

Первый профессиональный праздник представители СМИ отметили 5 мая 1922 года, в день 10-летней годовщины выпуска первого номера большевистской газеты "Правда" — это издание было основным ежедневным печатным средством массовой информации КПСС и выходило до 22 августа 1991 года. "День советской партийной печати" отмечался ежегодно именно в мае. Но в 1991 году профессиональный праздник сменил не только название, но и дату.

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета РФ, День российской печати "назначили" на 13 января. Установление праздника связано с исторической датой — началом издания первой в России печатной газеты "Ведомости", которая была основана указом Петра I. Именно в этот день в 1703 году вышел в свет номер, носивший название "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах". Газета издавалась в Москве и в Санкт-Петербурге.

Первые 10 лет со дня основания Владивосток обходился без своей газеты. В библиотеках, конечно, имелись многие российские и зарубежные издания, но ни о какой оперативности доставки газет и журналов на далекую окраину речи не шло — доставляли почту сюда через несколько месяцев. Да и о местных событиях в этих изданиях не писали. О том, что Владивостоку нужна своя газета, еще в 1871 году заметил военный губернатор Приамурской области контр-адмирал Александр Кроун, но тогда в городе не нашлось профессиональных издателей и журналистов.

"Только в ноябре 1881 года Николай Соллогуб, телеграфист штаба главного командира портов Восточного океана, был утвержден морским ведомством в должности редактора-издателя газеты "Владивосток". Морское военное министерство выделило ему единовременное пособие в сумме 5 тысяч рублей и плюс к тому назначило ежегодную поддержку в 2 тысячи рублей", — рассказал ныне покойный приморский учёный, журналист и писатель, член Общества изучения Амурского края Иван Егорычев.

Нужное оборудование — печатную машину и шрифты — Николай Соллогуб привез из Одессы, 17 апреля 1883 года городские обыватели впервые получили свою собственную газету. Она, по словам Егорычева, была вполне демократичной. Сам Соллогуб в программной статье писал: "Выпуская в свет первый номер нашей газеты, мы освобождаем себя от широковещательных программ. Скажем коротко: сделаем, что можем. Столбцы газеты открыты для всякого правдивого слова, ведущего ко благу края". Все первые годы выпуска "Владивостока" Соллогуб был в издании не только редактором, но и журналистом, корректором и типографским работником.

1 из 2

"Тираж газеты "Владивосток" тогда составлял всего 100-150 экземпляров, она распространялась по городу, где проживало порядка 13 тысяч жителей. Издание спонсировалось флотом и считалось общественно-литературным и морским. В нем печаталась официальная информация, в том числе о приходе-уходе кораблей и немного местных статей и фельетонов", — пояснил историк и преподаватель департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ Вадим Агапов.

2100899.jpgВладивосток газетный: о том, как члены Биржевого комитета создали "блудилище"

Цикл очерков, посвящённых газетам начала XX века, продолжает кандидат исторических наук, доцент ДВФУ Вадим Агапов

После смерти Соллогуба газету возглавил чиновник Временного управления казенных железных дорог Николай Ремезов, известный своими острыми материалами в прессе. Говорят, что после выхода одного из них лишился должности оренбургский генерал-губернатор. Не менее критические материалы публиковал он и в газете "Владивосток", в суд на Ремезова подали даже городская управа и полицейский надзиратель. Его регулярно вызывали в суд, назначали издателю штрафы, подвергали аресту и даже к тюремному заключению.

1 / 10

"Со временем Ремезов смог отделиться от Военно-морского флота, лишился субсидий, но сделал газету самостоятельной. Выходила она раз в неделю, формат у нее был не очень большой, а половину номера занимали телеграммы, как и в других газетах", — отметил Агапов.

В 1892 году во Владивостоке появилась вторая газета — "Дальний Восток", ее редактором стал отставной морской офицер Виктор Панов. Ранее он часто печатался в газете "Владивосток" и даже одно время был ее соредактором. Газета была больше по формату, выходила ежедневно.

В начале ХХ века газеты во Владивостоке выходили семь раз в неделю, некоторые даже 2 раза в день — по утрам и вечерам. Шесть раз в неделю газеты стали выходить после того, как сотрудники типографий устроили забастовку, требуя выходной. Они добились признания воскресенья выходным днем и, соответственно, по понедельникам газеты не выходили.

"Как только в городе появлялась вторая, третья газеты, они начинали конкурировать и бороться за немногочисленного читателя. Так, "Владивосток" и "Дальний Восток" все время враждовали друг с другом. Потом появилась газета "Далекая окраина", которая включилась в борьбу. Самым известным в этом смысле журналистом был Федор Мисюра, издававший газету "Текущий день", издание имело во Владивостоке репутацию хулиганского листка, а о редакторе писали, что он хулиган печатного слова и везде разбрасывает грязь, забывает, о чем писал ранее. Его постоянно судили, сажали в тюрьму, избивали на улице, но при этом газета имела свой круг читателей", — добавил Агапов.

1 / 3

Отметил полемичность газет дореволюционного времени и член Общества изучения Амурского края Иван Егорычев: "Их соперничество порой принимало нешуточный размах, издания не стеснялись в выражениях по отношению друг к другу. Порой доходило и до "разборок" как в судебных инстанциях, так и с помощью физической силы. Так, в октябре 1911 года к редакции одной из газет подъехал мужчина, который палкой разбил стекла во входной двери. Сотрудники офиса опознали в нем работника конкурирующего издания".

"Сотрудники ныне существующих изданий никакими идеями друг с другом и с обществом не связаны, ни от каких кружковых мнений и взглядов не зависят и никакой дисциплине не подчиняются. В большинстве случаев — это безграмотные недоучки, потому попавшие в газеты, что ни к какой другой деятельности не способны. Вознаграждение, получаемое ими из редакции, редко достигает 100 рублей в месяц, а потому, в целях увеличения заработка, они сплошь и рядом прибегают к шантажу. Собственники изданий смотрят на это “сквозь пальцы”, ибо “для поправления дел” и сами нередко прибегают к тому же источнику" (Из секретного доклада полиции в дореволюционные годы, предоставленного В. Агаповым)

В 1914 году во Владивостоке насчитывалось порядка 11 газет, но выходили регулярно всего шесть. Но не все пережили Первую мировую войну — большинство газет были либо закрыты местными властями за оппозиционность, либо прекратили существование из-за нехватки средств у издателей.

В 1917 году, когда произошла Февральская революция, во Владивостоке выходили всего две газеты — "Дальний Восток" и "Далекая окраина".

1 из 21

Потом был период нового рассвета журналистики — период гражданской войны. В это время был хаос, учитывая недолговечность и слабость власти, во Владивостоке были десятки газет — правые, левые, монархического толка. Тогда на дальневосточную окраину приехало большое количество творческой интеллигенции — писателей, поэтов, журналистов, учителей, врачей, то есть было достаточно людей, готовых сотрудничать с газетами, но у газет, в свою очередь, не было денег, да и существовал дефицит бумаги.

2115940.jpgВладивосток газетный: "Инглишменская газета", или "Далекая окраина" и предприниматели

Одно из самых ярких СМИ начала XX века заслуженно пользовалось успехом у читателей и часто меняло "политику редакции" в пользу инвесторов

По словам экспертов, первые газеты по качеству бумаги и печати тогда были гораздо хуже. Довольно долго не печатали фотографии, вместо них статьи иллюстрировались картинками, причем довольно четкими. Были и опечатки, причем в большом количестве — буквы местами переставляли, и строчки. Но зачастую это происходило по невнимательности наборщиков текста. А вот сами тексты были вполне литературными, читать их интересно и сейчас.

В 20-е годы прошлого столетия появляются большевистские газеты вроде "Красного знамени".

Кстати, Маркеловский переулок во Владивостоке (по фамилии владельца этого участка) впоследствии получил название Краснознаменного — именно в честь газеты "Красное знамя".

"Советская журналистика, по моему мнению, была построена для просвещения и формирования положительного образа общества и гражданина. В этом был ее плюс. Более ранние газеты были нацелены на информирование. Любая дореволюционная газета Владивостока производит впечатление прессы для интеллигенции, потому что газеты для рабочих были даже по формату раза в три меньше. Современная пресса нацелена на информирование и развлечение, газеты переходят в формат таблоидов, чтобы их удобнее было читать. Но все равно их мало кто покупает, потому что новости все могут посмотреть в Интернете. Интересны только издания-гиды, глянцевые журналы", — посетовал Вадим Агапов.

2093328.jpgВладивосток газетный: как в прошлом веке сбывали контрафакт и делали псевдожурналы

Цикл очерков, посвящённых газетам начала XX века, начинает кандидат исторических наук, доцент ДВФУ Вадим Агапов

Приморские журналисты вспоминают, что раньше могли запросто позвонить любому чиновнику и задать прямой вопрос, а сейчас все чаще натыкаются на фразу "все через пресс-службу".

"Были годы, когда с журналистами еще разговаривали, и первый мой вызов на ковер был связан с публикацией в "Огоньке" нашей с коллегами телеграммы о том, что "коллективу краевого комитета по телевидению и радиовещанию слишком мало выделили экземпляров журнала для подписки". Потом "воспитывал" губернатор Евгений Наздратенко. Часа четыре объяснял нам с коллегами, что хватит "гнать чернуху о Приморье в центр". Наивный, он реагировал на СМИ! Тогда никто и предположить не мог, что лучшая позиция для губернатора — не замечать", — писала в "Новой газете" журналист Ольга Журман.

Главный редактор "Новой газеты во Владивостоке" Андрей Островский считает, что отмечать День печати 13 января честнее, чем 5 мая. Но все равно праздник остается в тени других дат — Первомая и 9 мая, Старого Нового года. По его мнению, День печати более объединяет журналистов, чем, например, День радио или телевидения.

Андрей  Островский
Андрей Островский

главный редактор "Новой газеты во Владивостоке"

Автор фото: РИА PrimaMedia

При активном участии генерального директора ООО "Прима Медиа" Виктора Суханова мы создали краевую организацию Союза журналистов, и в прошлом году губернатор Приморья вручил награды 15-ти лучшим журналистам, которых выбрали. Среди них не было сотрудников "Золотого Рога", "Конкурента" или других владивостокских изданий. Определяя лучших по профессии, мы умышленно сделали акцент на работе журналистов из районной прессы – вот где самый тяжкий труд.

Согласно данным исследования, проведенного по заказу департамента информационной политики Приморского края, по большей части изданий, выпускаемых в муниципалитетах, ударил экономический кризис. Многим редакциям в условиях падения тиражей, доходов от рекламы и увеличения затрат на печать пришлось сокращать кадры.

С 2015 года редакции СМИ могут на конкурсной основе получить субсидии из краевого бюджета на реализацию социально значимых проектов. Помимо того, пресса выживает за счет договоров на информирование о деятельности администрации региона и муниципальных образований, депутатов Законодательного собрания. Помогают и целевые субсидии и дотации на полиграфические услуги, распространение, обучение сотрудников, техническое переоснащение редакций.

1 из 12

Когда-то в Приморье в честь профессионального праздника представителей СМИ проводили настоящие балы при губернаторе, на который приглашали элиту местной журналистики, кто писал, снимал, готовил репортажи о жизни региона и создавал его историю.

"Мне довелось участвовать в журналистских губернаторских балах несколько раз. По мне, так это очень хорошая возможность надеть вечерние платья, которые мало где еще можно показать. Мне особенно запомнился один бал, где я танцевала с вице-губернатором Александром Костенко. На мне было бархатное платье с глубоким декольте. Одна проблема была — некуда засунуть сотовый телефон. Тогда они еще были очень маленькие, и я ничего лучше не придумала, чем положить его в декольте. Из-за особенностей моего телосложения он туда с легкостью провалился. Но в середине танца телефон начал звонить. Вице-губернатор был удивлен и с тех пор всегда очень нежно смотрел в мою сторону, — рассказывает журналист Лада Глыбина. — То, что сегодня нет больше балов, я считаю упущением. Теперь почти негде завести неформальные отношения с первыми лицами, а это вредит журналистской деятельности. Конечно, именно сегодня устраивать "пир во время чумы" не очень красиво. Но все равно, неформальное общение необходимо. И форма новогоднего бала могла бы быть красивым и нужным мероприятием, если проводить его без помпы".