Всемирный день защиты прав потребителя, который отмечается 15 марта, территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в Уссурийске планирует провести в торговом центре "Москва", среди покупателей. В рамках общекраевой акции, специалисты расскажут людям о выборе здоровых продуктов питания, качестве, маркировке, условиях и сроках реализации продукции, о правилах продажи отдельных видов товаров, механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав. О том, как потребителю защитить свои права, о необходимости проведения правового ликбеза и формировании активной гражданской позиции населения рассказал в беседе с корр. РИА PrimaMedia заместитель начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в Уссурийске Виктор Берников.
– Ежегодно Всемирный день защиты прав потребителя в России проводится под определенным девизом. Что встанет во главу угла в этом году?
– Девиз нынешнего года: "Сфокусируем права потребителя на здоровом питании". Проблематика, в принципе, понятна. Некачественное питание провоцирует различные заболевания, влекущие за собой угрозу здоровью и благополучию населения. На 15 марта запланированы выездные консультации специалистов Роспотребнадзора в магазинах и торговых центрах края. В Уссурийске это будет торговый центр "Москва", а в поселке Пограничный – торговый центр "Централь".
– Почему именно такая форма работы?
– Здоровье и благополучие наших граждан, во многом, находится в прямой зависимости от их активной гражданской позиции. Ведь возле каждого магазина или ларька невозможно установить надзор со стороны специалистов. Немало зависит от самих людей. И одной из своих основных задач мы видим обучение потребителей защите своих прав.
На выездном рабочем месте к специалистам сможет подойти любой человек, и его проконсультируют в вопросах относительно выбора здорового питания. Не откажем мы в консультациях и предпринимателям. Особенно в вопросах соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, чтобы избегать разного рода конфликтных ситуаций.
– Не секрет, что одним из наиболее распространенных нарушений прав потребителя остается реализация просроченных продуктов питания. Как с этим обстоит дело в Уссурийске?
– При проведении надзорных мероприятий и проверок обращений граждан таких фактов с начала года не установлено. Но вместе с тем ситуации, когда недобросовестные продавцы "перебивают" сроки годности или даты изготовления, вполне возможны. Если человек столкнулся с подобным, то мы незамедлительно отреагируем на сигнал.
– Что делать человеку, если он приобрел заведомо негодный продукт и пострадал от недобросовестности продавца?
– Конечно, в каждой ситуации необходимо разбираться отдельно. Но если потребитель пострадал от обмана – приобрел просроченный продукт или продукт, у которого не соблюдались условия хранения – закон определяет право потребителя обратиться в суд. В первую очередь, защита прав потребителей осуществляется судом. Потребитель может взыскать материальный ущерб, который покроет затраты на лечение, восстановление трудоспособности, а также и моральный ущерб. К примеру, сотрудники нашего отдела активно работали в прошлом году в части судебной защиты прав потребителей. Нами подано семь исковых заявлений по фактам, когда из-за выявленных нарушений могли пострадать многие люди. Все дела были выиграны.
Виктор Берников, Фото с места события собственное. Автор фото: Дмитрий Прокопяк, PrimaMedia
– Как часто проводятся плановые проверки предприятий и точек организации общественного питания, и как к этому относятся сами предприниматели?
– В большинстве своем, с пониманием. Но приходится нам и сталкиваться с тем, что недобросовестные предприниматели хитрят. Плановые проверки нами проводятся не ранее, чем проходит три года с момента организации предприятия. Поэтому бывает, что предприниматель работает три года, затем меняет наименование, и мы вновь не можем зайти к нему с плановой проверкой. Однако, при обращении граждан мы сразу выходим на предприятие. Только в прошлом году нашими специалистами проведено более 300 проверок, из них 73 по плану и 263 внеплановых, в том числе и по обращениям заявителей. Поэтому мы и говорим о необходимости активизировать самих потребителей, повысить их правовую грамотность.
– Мероприятия, посвященные Дню защиты прав потребителя, вскоре завершатся. Куда могут обратиться уссурийцы в остальное время?
– Для этого у нас в здании, при филиале ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в городе Уссурийск, организован консультационный пункт для потребителей, где человека научат, как правильно подготовить претензию, как ее составить. Кроме того, действует телефон "горячей линии" 8-4234-333066, куда может позвонить любой житель города или района
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Магазины "Михайловский" и "Реми" во Владивостоке не прошли проверку прокуратуры
Роспотребнадзор нашел опасные вещества в виски Jack Daniel"s в Приморье – СМИ
Пиццерия в Находке заплатит штраф за нарушения условий хранения и производства продукции