Дачников начнут лишать земельных участков в 2024 году – кто попадет
19:11
Аналитика Yota: россияне стали тратить на каршеринг в 1,5 раза больше времени
19:05
Полиция задержала гражданина за стрельбу из окна жилого дома Владивостока
18:47
Ошибка Раков, провал Дев и проблема Рыб: подробный гороскоп на 29 марта
18:30
На Чукотке осужден бывший председатель региональной Думы 
18:25
Автобочка против дождя: на Луговой воду откачивают с помощью автоцистерны
18:06
Присушка на любовь: люди, рожденные в эти даты, обладают неистовым обаянием
18:00
Молодые судостроители в Приморье получают огромный практический опыт еще на этапе обучения
17:48
Искусственный интеллект помог спасти жизнь жительнице Приморья
17:41
Во Владивостоке сухое дерево упало на голову пенсионеру
17:32
Астролог Володина пообещала сразу 3 знакам титанический успех в апреле 2024
17:30
Более полумиллиона клиентов "Открытия" перевели свои сбережения в ВТБ
17:10
Политологи объяснили реакцию банков на трагедию в "Крокус Сити Холл" и обстрелы территорий
17:04
На трассе Уссурийск – Пограничный частично обрушился мост
17:02
Провайдеров освободят от уплаты аренды в многоквартирных домах - разбор
17:00
Цены на любимую в Приморье иваси взлетели из-за скупки рыбы Китаем 10:05
Ещё одна компания из Владивостока попала под санкции США и Южной Кореи 08:44
Плавучие АЭС в Приморье могут разместить рядом с Фокино и Славянкой 08:06
"Наступил новый этап отношений с КНДР": о подробностях визита делегации Приморья в Пхеньян 08:00
"Очень полезный, содержательный доклад": участие главы ВАРПЭ Германа Зверева в заседании Совфеда 27 марта, 11:53
Юрий Мельников переназначен уполномоченным по правам человека в Приморье 27 марта, 11:41
Резидента Свободного порта Владивосток могут лишить этого статуса 27 марта, 09:46
Зерноуборочные комбайны стали спасением приморских фермеров 27 марта, 09:10
В Приморье определились со строительством атомной энергетики 27 марта, 09:02
У приморского производителя курятины появился новый совладелец 27 марта, 08:17
Качественно, но небезопасно: реализация нацпроекта БКД в Приморье пошла не по плану 26 марта, 19:05
Чем владели и владеют в Приморье задержанные отец и сын Лазаревы 26 марта, 13:09
Терминал Дальтрансуголь НТК: 20 лет работы на благо Дальнего Востока и всей страны 25 марта, 16:37
Пороги ущерба по экономическим преступлениям будут повышены 25 марта, 15:55
Путин обратился к россиянам после теракта: 24 марта объявлен общенациональный траур 23 марта, 22:57

Звезда шоу "Голос" Мариам Мерабова: Если не джаз, то джаз

Известная исполнительница дала интервью РИА PrimaMedia
Мариам Мерабова РИА PrimaMedia
Мариам Мерабова
Фото: РИА PrimaMedia

Концерты певицы Мариам Мерабовой – бальзам на душу для тех, кто ценит и любит джазовую музыку. Более 15 лет Мариам вместе с супругом Арменом Мирабовым (виртуозным пианистом и композитором) успешно выступают с группой "Мирайф" и давно стали настоящими джазовыми звездами Москвы.

Коллектив принимает участие в различных джазовых фестивальных проектах, дает сольные концерты, но после фееричного появления Мариам в третьем сезоне шоу "Голос" на "Первом канале" о них заговорила вся страна.

— Зачем вам, востребованной и успешной, пусть и в достаточно узких кругах, певице, нужен был "Голос"? Это попытка самоутвердиться, раскрутиться, что-то доказать или потешить свое самолюбие и появиться на "Первом канале"?

— Вы вот здорово сказали про самоутверждение. У нас 15 лет нашему с мужем коллективу. Об этом знают только любители джаза и блюза. Больше никто. И появился наконец-то тот проект, в котором, может быть, можно что-то сделать, показаться. Это все-таки проект на первой кнопке. Круче не придумаешь. Может быть, через это узнают о нашем творчестве, о том, чем мы занимаемся, болеем и в жизни больше ничем не займемся. Надежды были связаны с этим. Даже концертные директоры, которые нас любили сами по себе, они не могли делать нам концерты филармонические, потому что боялись, что не наберут столько народа. Нам говорили: "Ах, как жаль, ребята. Если б вас больше знали". Я говорила: "Так дайте концерт, вот и больше будут знать". В общем, палка о двух концах. Ничего не получалось. И вот этот "Голос".

Первый "Голос" я присматривалась. Там были все мои друзья, как и во всех. Музыкальный мир маленький, мы все знаем друг друга, хотя бы в Москве. Кого-то лично, кого-то визуально.

В общем, я ринулась за популяризацией. На удивление прошла кастинги. То, что входит в телевизионную версию – это одно. А сколько на самом деле восхитительных певцов выступает. Например, со мной в потоке был обожаемый мною, хабаровчане его знают, Володя Котов. Гениальный роковый певец. Дружбан Антона Беляева (участник шоу "Голос" — прим. ред.). И когда Котова не взяли, когда это восхитительный олдскульный человек, и сколько еще крутых не брали. В общем, не было такого, что "я сейчас приду, пасть открою, спою, и все штабелями лягут". Ничего подобного. Это нервы на грани безумия.

Кастинг – это хуже не придумаешь. Легче пять часов отпеть концерт, чем эти две-три минуты. Это ужас.

— И это был первый раз, когда вы участвовали в конкурсе.

— В вокальном да. Я все-таки в прошлом – пианистка. У меня по детству были свои конкурсы. Но мотивация, понимаете, другая была.

В детстве, да и вообще, музыкант обязан — если идет на конкурс, то только ради того, чтобы стать лучшим. Сейчас сбитые ориентиры. Сейчас идут, не чтобы стать лучшим, а чтобы стать звездой. Особенно "Детский голос". Это вообще запредельное зло для детей. Потом еще долго расхлебывать будем это. Я очень боялась кастинга. Была сама не своя. У меня вот так ходуном ходил микрофон от нервов.

— Прошел "Голос". Популяризация случилась?

— Да. Даже не прошел. Он еще шел. В момент слепых прослушиваний, как только показали момент со мной, у меня "Фейсбук" обрушился сразу. Я не ожидала, ребята. Я привыкла каждому отвечать, но я еще полгода отвечала на эти письма. Еще до сих пор нахожу какие-то письма, они там лежат в глубинах, в недрах. Я не ожидала, что такое впечатление это произойдёт.

Мне пишут со всего мира: из Португалии, из Лондона, из Америки, из Германии. Все: "Приезжайте к нам". Я с удовольствием.

Знаете, что хорошо? У нас был до этого наш бэкграунд. Я не просто пришла за продюсером, нет. Я знала, для чего я иду. У нас с Арменом наш "Мирайф" — и всё. Это то, что я нашла в своей жизни и очень берегу. Там я проявляюсь полностью. Я задачу максимум совершила.

— "Голос" — это хорошо или очередная фабрика звезд? Получилась хорошая команда ребят, но, по сути, выхлопа-то нет для эстрады, для российской поп-музыки.

— Есть фильм "Голоса большой страны", в котором мы снялись. Из разных сезонов "Голоса" снялись ребята. Там фабула такова: после вокального конкурса люди просто пропадают. Кто-то выходит, кто-то пропадает. Почему я сказала про бэкграунд, у меня более-менее хорошо и у тех, у кого что-то до этого было, а не кто просто пришел и принял пародийный жанр, пришел и перепел. А кто из себя представляет в музыкальном плане.

Кстати, если во всем мире выходят по большей части непрофессионалы, любители, то у нас по большей части идут только профессионалы. Потому что это появился единственный приличный конкурс с приличной музыкой, возможностью исполнить джаз, фанк, фьюжн, чтобы это все прозвучало на первой кнопке, это сложно было представить. Конечно, профессионалы все ринулись. Это все плюсы.

Что касается минусов, то есть некоторые пародийные шоу, я бы советовала даже в качестве пиара исполнителям не участвовать в этом, потому что в итоге все и не знают, как он звучит сам по себе. Этого перепел, того перепел, а он-то сам где? Просто сделать, чтобы тебя еще раз показали? Ну, хорошо, покажут еще 10 тысяч раз. В принципе, себя можно как найти в эфире, так и через эфир потерять. Должен быть внутренний стержень.

А насчет детских конкурсов, да, я против.

— Боитесь смены?

— Я? Ни в коем случае. Я только за. У меня нет таких нездоровых амбиций. Есть потрясающая бразильская баллада "So many stars", и у меня твердое убеждение, я всегда это говорю на концерте, что на небе столько звезд, сколько нас, людей, душ, в мире. Нет смысла переживать, что чья-то звезда ярче, больше. Надо просто свою отыскать и привести ее в порядок. Надо заниматься собой и не переживать. Я – абсолютная поклонница талантов. Если я вижу, что это талантливый человек, почему я должна переживать, что он талантливее меня? Да и слава Богу! Есть, чему поучиться.

У меня последний из проектов, что мы делаем с Арменчиком, — это у нас так называемые "куриные концерты". Почему "куриные"? У меня есть курочки – мои коллеги. Это Этери Бериашвили и Катерина Балыкбаева. Мои блестящие, любимые коллеги. Но я хочу сказать, что я никогда так не спою, как Катя поет португальскую и латинскую музыку. Я никогда так не спою на французском, как это делает Этери. Никогда. У меня такое огромнейшее счастье быть с ними в одном концерте, в одном измерении на сцене. Ну, и о каких "дышать в спину" разговор? Нет, конечно.

Про детский "Голос" я считаю, что это неправильные ориентиры и мотивация детей на будущее. Это сильно. В это время ребенок должен учиться. Даже самый талантливый, он еще из себя ничего не представляет. И не надо тешить себя. Родители больше не знают, для кого делают: для детей или для себя. Все должно быть без перекосов. А здесь перекосы есть.

Одно дело, когда дети занимаются в студии и выходят на концерты от студии, конкурсы как не лично себя представление, а школы. Я просто сталкивалась с этими детьми после участия в конкурсе. Хочется спасать.

— А если подводить итог прямо сейчас, то сейчас ваше творчество что из себя представляет?

— Я человек, направленный на музыку. Я хочу совершенствоваться, творить. Что-то передавать. Я еще преподаю. Все, что я узнала и в чем уверена, я хочу дальше передавать.

— И все-таки, почему джаз?

— В этом виновата кровь. На генном уровне. У меня иногда ощущение, что я когда-то была ТАМ. Это моя музыка. Когда я только ее услышала, я пришла в Мерзляковку (Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского,— прим ред.). Туда попасть было невозможно. А я пришла после первого курса, забрала документы. Сказала, что хочу дальше идти в другой.

Я попала в кафе "Синяя птица", и сейчас при всей свободе, демократии не знаю ни одного клуба, который примерно бы походил на клуб "Синяя птица", который был в 80-х в Москве. Ничем не подходит. Это было сияние. Атмосфера. Будто это был оазис, действительно не московский. Там был полный джаз. Там гениальные люди играли. Альсионе приезжала из Бразилии. Играл Левиновский, Двозкин, Соболев. Там такие дуэли были! Назаров! Игрался такой джаз! Совершенно разноплановый. Игрался мэтрами. Народ стоял, чтобы просто попасть. Делали первый фолк-джаз, еще с драм-машинками. Попасть туда было невозможно. Очередь стояла от угла Чехова-Медведева, до Садовой.

А что случилось? Сейчас измельчали джазмены, либо стало больше возможностей посмотреть на самый разный джаз?

— Когда приезжают практически все западные музыканты с гастролями к нам и слышат наших музыкантов, они все в шоке. У нас исполнительский уровень абсолютно мирового класса. У нас просто не налажена система продюсирования, траффика. Мы попали в какую-то ситуацию самоисключающую.

Допустим, не пишут в западных изданиях про наших музыкантов, потому что просто про них не знают. Информация не доходит. У нас нет организации, которая бы занималась раскруткой имен на уровне, не для денег, а просто для информационного поля. И каждый наш музыкант это знает, но помимо того, что он должен заниматься музыкой, он копает, рыщет выход, пытается куда-то себя применить. Это невозможно. Это неправильно. Авторская музыка пишется в стол.

Только такие сумасшедшие, как Мария Семушкина, устраивают фестивали, поддерживают авторскую музыку. Но всех невозможно объять, все сидят по клубам, потому что филармонии заняты другими музыкантами, джазовыми, но другими, которые умеют создать себе это информационное поле. А сколько хай-класса ребят, которые так и остаются в клубах?

— Может, это такое восприятие джаза нашей публикой как чуждой нам музыки?

— Да ничего подобного! Это, кстати, тоже информационная история. Ведь люди заблуждаются. После наших концертов они обычно подходят и говорят: "Слушайте, это и был джаз? Ну ничего себе. А мы думали, это что-то страшное, надо специальное образование иметь, что это что-то тяжелое для восприятия. Вот это и был джаз?" Я говорю: "Послушайте, и джаз ведь бывает разным. Я тоже не люблю сильно авангардный джаз. Просто слушайте и все. Нравится – не нравится. Как все".

В этом виноват снобизм и музыкантский, и журналистский, который представляет джазовую музыку как непонятную, не для всех. Зачем? Как это не для всех? Как можно сопротивляться совершенно изумительному, огромному ритмическому пласту этой музыки? Дайте выбор. Человек сам выберет: нравится или нет. Зачем сразу на полочки расставлять? Дмитрий Севастьянов – какой барабанщик! Монстр! Обожаемый! Кстати, он из Владивостока.

— Джаз сложнее рока? Я знаю музыканта, который так говорит. Он сравнивает музыку.

— Род Стюарт – известнейший рок-музыкант, записал три фантастических джазовых альбома с бэндом, которые побили всех джазменов, при этом он ни капли не изменил свой голос, ничего не менял. Просто спел к стилистике джаза. Леди Гага, Эмми Уайнхаус, гениальный концерт Робби Вильямса в "Альберт-Холле", который он посвятил Фрэнку Синатре. Просто надо понять: чтобы расписаться в своем профессионализме в мировом искусстве, в эстраде, люди делают либо большой концерт, либо участвуют в джазовом проекте, чтобы просто показать, что он – профи, мастер. Можно делать очень круто новое только тогда, когда ты знаешь: очень круто старое.

Леди Гага потому круто проявилась в новом измерении, за счет этого сыскала в эпатаже общую любовь, а что она делает сейчас – так на вес золота эти безумные выступления. У Стиви Вандера "Wish" спела с бэндом так, сидя за роялем, играя. Шикарно! Вообще посмотреть гамму дуэтов с Тони Беннеттом, кто только не пел. А Робби на концерте, он на последней песни рыдал от того, что почувствовал. Одно дело готовить, репетировать, а это уже как венец того, что уже сделал.

Джаз – это такая музыка! И какое счастье, если человек открывает сердце для такой музыки. Надо просто открыть сердце и послушать. В советское время везде висели радиоточки, и в 12 ровно начиналась программа "В рабочий полдень". И каждый рабочий мог спокойно отличить "Концерт №1" Чайковского от "Концерта №1" Рахманинова. И не только поэтому. Давались еще в нагрузку от профсоюзов посещения театров, кино.

Это было общее развитие. У нас сейчас беда с общим развитием. Люди не читают. Они хотят развлекаться. Инструментальную музыку уже тяжело слушать. А ее, конечно, тяжелее слушать, чем вокальную. Здесь я не спорю. Инструментальную музыку надо слушать, а у нас народ хочет развлекаться.

А вокал дает смысловую нагрузку и как-то так, ля-ля-ля – полегче будет. А инструментальную любую надо слушать. Для этого надо внутренне успокоиться, сидеть и принимать. А это не каждый готов сейчас делать. Общий уровень немного пострадал за 20 лет методичного стирания напильником пласт за пластом.

Я физически, ментально не понимаю, как можно слушать "Самолеты улетают", а потом "Светку Соколову", у которой 30 лет. Это другие вибрации. Непонятно. Меня заботит культура, которая сейчас в большой опасности. Это касается не только граждан, которые занимаются искусством. Культура касается всех. Некультурное общество – прекрасное оружие в руках нечестивых людей. Очень легко управляемое.

— Джаз на русском – это ваш проект?

— Да, с Арменчиком. Это авторский проект. Армен пишет музыку, иногда я пишу музыку, но по большей части стихи и слова. В каких-то произведениях стихи, а где-то именно слова, потому что надо ритмику подчеркнуть. Не мы первые это придумали. Всю дорогу все писалось. В советское время отводили душу композиторы на детских проектах. Куда не глянь – один джаз. Почему у нас такая смелость появилась это сделать? Я послушала "Грустную пластинку" Людмилы Марковны Гурченко с джазовым пианистом Михаилом Окунем. Это шедевр, абсолютный шедевр! Я услышала вещи, которые Людмила Марковна исполняет в джазовом звучании. То, что она – джазовая дива – это 100%. Она – моя любовь.

Когда я послушала, было решено, что я с удовольствием буду делать это на русском тоже. И мы начали. Это было давно и музыканты не все с удовольствием это делали. Срабатывал снобизм, что вот раньше клёво делали, а сейчас этот джаз на русском языке и стоит ли его вообще делать? Говорили мне, мол, вдруг подумают, что мы – ресторан? Я говорю: "Ребят, какая проблема? Музыка нравится?" — "Да, но это, может не джаз?" — "Ну, как не джаз?" Потом смотрю, и не только мы стали так делать. Расширились, слава Богу, взгляды. А то узковато было направлено.

— Говорят же, что английский язык более музыкальный.

— Ну, не знаю. Надо просто уметь фонетически правильно это делать. Есть же профессия поэт-песенник. Евгений Евтушенко, помимо выдающихся произведений поэзии, мог писать так. Или Роберт Рождественский. Они только подтверждали звук, давали больше раскрытия. Это понимание музыкальной поэтики.

— Когда говорят о вас как джазовой певице, что вы можете сказать в ответ?

— Да говорю, что я – не джазовая, я, скорее, ритм-н-блюзовая. Я в свое время перепела классического джаза. Я блюз очень люблю, причем хардУ сильную. Я периодически душу отвожу с Сережей Вороновым. Я когда-то была у него в бэк-вокале. Недавно был концерт, Сережа позвал, я там пела серьезно так.

— Если не джаз, то что?

— Мы сейчас готовим 13 ноября в Доме музыки огромный концерт музыки с симфоническим оркестром. Мы делаем золотые песни советской эстрады. Я обожаю их. Опять же, я во всем вижу джаз. Допустим, Аедоницкий "Для тех, кто ждет". Там медиум классный. Или Толкунова пела "А любовь-то лебедем", тоже. Так что если не джаз, то джаз.

— А если попросит кто-нибудь исполнить "У Светки Соколовой"?

— Пробовали, не получится. Хотели копеечку заработать, попеть песенки "про электричку". Не получается. Не прёт. В итоге всем плохо: и нам, и тому, кто слушает. У меня просто на вторую четвертую, а там первая третья. И всё.

— Вы повернуты на музыке?

— Абсолютно. Причем мы, музыканты, нормально музыку не можем слушать. Сразу: линия баса такая-то, то-то и то-то. Даже когда слушаешь любимую музыку. "Служебный роман" начинается — всё, бежишь смотреть, потом начинаешь слушать начальную музыку. А там "тыц-тыц-тыц", потом бас, потом ещё... Ну, разве я не могу просто так послушать? Нет, всё равно всё раскладываешь.

— Повернуты на музыке и счастливы?

— Нет, я счастлива по другому поводу. Потому, что я ценю и благодарна Богу за каждую минуту моей жизни. Абсолютно искренна. Я замужем за большим человеком, за большим музыкантом, за достойнейшим из мужчин, из музыкантов, который потрясающий отец. У нас трое детей. У нас, слава Богу, живы родители. Папа у меня, правда, умер, когда мне было три года. Дай, Бог, здоровья родителям. У нас неплохие дети получились.

У меня прекрасные коллеги, с которыми я имею честь их обожать и выступать вместе. У меня чудесные друзья. Если б вы знали, какие у меня друзья.

И как тут быть несчастливой?