Подводная лодка С-178 столкнулась с транспортным рефрижератором недалеко от Владивостока
Фото: navy.su

Не вернулись из моря

В день памяти погибших подводников ИА PrimaMedia вспоминает трагедии на субмаринах Тихоокеанского флота

Общество

7.04.2020

Ежегодно 7 апреля в России вспоминают погибших моряков-подводников — представителей одной из самых ответственных и опасных военных профессий. Подводники подвергаются постоянному риску как в военное, так и в мирное время. За более чем полвека на Тихоокеанском флоте произошло немало трагедий, жертвами которых стали подводники. В день памяти погибших подводников ИА PrimaMedia вспоминает трагедии на субмаринах ТОФ.

С-117 (Щ-117)

С-117 (до 10 июня 1949 года — Щ-117) — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны в составе Тихоокеанского флота. Принадлежала к серии V-бис проекта Щ — "Щука". Погибла в Японском море в декабре 1952 года.

С-117 затонула в Японском море в декабре 1952 года

С-117 затонула в Японском море в декабре 1952 года. Фото: navy.su

14 декабря 1952 года С-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а С-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Последняя связь с лодкой состоялась в 3 часа 15 минут 15 декабря. Больше на связь лодка не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.

На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

К-129

Дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К-129 из состава Тихоокеанского флота погибла 8 марта 1968 года. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов. На связь субмарина перестала выходить 8 марта.

Затонула приблизительно 7—8 марта 1968 года в северной части Тихого океана, в 750 милях от острова Оаху, на глубине порядка 5,6 тысяч метров. Погиб весь экипаж в составе 98 человек.

К-129 погибла 8 марта 1968 года

К-129 погибла 8 марта 1968 года. Фото: navy.su

12 августа 1974 года в результате секретной операции ЦРУ "Проект Азориан", при помощи специально сконструированного оборудования (корабль "Гломар Эксплорер" и спецдок с устройством подводного захвата корпуса лодки), была поднята носовая часть подводной лодки.

Расследование госорганов США (операция "Дженнифер"), основанное на непосредственном исследовании остатков корпуса судна как на дне океана, так и после их подъема на поверхность, пришло к выводу, что причиной катастрофы К-129 стало срабатывание двигателей ракет Р-21.

К-56

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Подлодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб.

К-56 затонула после столкновения с судном "Академик Берг" в заливе Петра Великого 13 июня 1973 года

К-56 затонула после столкновения с судном "Академик Берг" в заливе Петра Великого 13 июня 1973 года. Фото: navy.su

"Академик Берг", шедший со скоростью девять узлов, ударил К-56 в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в прочном корпусе четырехметровую пробоину.

В первом отсеке осталось 22 моряка, сумевшие сохранить воздушную подушку и боровшиеся с поступлением воды, пока командир К-56 не выбросил лодку на отмель. Второй отсек затопило в течении нескольких минут, находившиеся в отсеке офицеры загерметизировали переборки изнутри, чтобы предотвратить затопление смежных отсеков. Личный состав отсека погиб в результате отравления хлором после затопления аккумуляторных ям. Ценой своей жизни подводники второго отсека спасли подлодку от полного затопления. Прибывшие на следующий день спасательные суда завели под К-56 понтоны, лодку сняли с отмели и отбуксировали в док.

Столкновение "Академика Берга" с К-56 было отнесено к разряду "навигационных происшествий с тяжелыми последствиями". В результате трагедии погибли 27 человек, из них 16 офицеров, пять мичманов, пять матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. В живых остались около 140 моряков.

19 июня 1973 года на кладбище поселка Тихоокеанский (ныне город Фокино) состоялись похороны погибших подводников.

С-178

Дизельная средняя подводная лодка С-178 проекта 613В из состава Тихоокеанского флота погибла 21 октября 1981 года вблизи Владивостока в результате столкновения с РФС "Рефрижератор-13".

В день катастрофы подводная лодка под командованием капитана 3-го ранга Маранго В. А. возвращалась в базу после двухдневного выхода в море.

21 октября 1981 года подлодка С-178 столкнулась с транспортным рефрижератором недалеко от Владивостока

21 октября 1981 года подлодка С-178 столкнулась с транспортным рефрижератором недалеко от Владивостока. Фото: navy.su

В 19.30 С-178 получила "добро" на вход в бухту Золотой Рог. На фоне береговых огней Владивостока и стоящих на рейде судов, огни РФС-13 с мостика подводной лодки заметили, когда судно было очень близко. Командир успел отдать команду: "Право на борт"! Сигнальщику осветить встречное судно"... Но было уже поздно. В 19.45 "Рефрижератор-13" ударил субмарину в левый борт в районе 6-го отсека. Через образовавшуюся пробоину отсек был затоплен в течение 15-20 секунд., а лодка получила сильный крен. Примерно через 40 секунд после столкновения С-178, принявшая около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 32 метра.

18 человек, находившиеся в 6-м, 5-м и 4-м отсеках, не успели загерметизироваться и погибли в течение полутора минут. Четверо моряков загерметизировались в 7-м отсеке, в 1-м и 2-м отсеках также загерметизировались оставшиеся в живых члены экипажа. В носовых отсеках оставались 26 выживших моряков. РФС-13 сумел принять на борт 7 подводников, выбравшихся на поверхность, после чего сообщил об аварии на берег.

В 8:45 следующего дня, 22 октября, впервые в мировой истории подошедшая к затонувшей субмарине подлодка БС-486 начала спасение людей. Однако из-за трудностей поиска объекта и выбора позиции для начала работы все началось только в 3 часа ночи 23 октября. Три подводника погибли при попытке самостоятельно выбраться из затонувшего судна. Только в 20.30 23 октября был спасен последний моряк — старпом капитан-лейтенант Кубынин.

24 октября началась операция по подъему затонувшей лодки. С-178 была отбуксирована в бухту Патрокл и положена на грунт, после чего водолазы вынесли из отсеков тела погибших. 15 ноября 1981 года субмарина была поднята на поверхность, после осушения отсеков и выгрузки торпед лодку отбуксировали в сухой док Дальзавода. Восстановление лодки было признано нецелесообразным. Всего жертвами стали 32 человека: 31 член экипажа и один курсант. Удивительным является то совпадение, что подлодка затонула на глубине 32 метра с креном 32 градуса на правый борт.

Захоронение погибших произведено 5 ноября 1981 года. В братской могиле захоронено 16 моряков-подводников, 10 моряков похоронено по месту жительства, тела шестерых — не найдены.

Памятник экипажу подводной лодки "С-178" был создан по инициативе подводников и установлен на Морском кладбище города Владивостока у места захоронения погибших подводников в 1982 году, в первую годовщину со дня гибели подводной лодки. На лицевой стороне памятника, на гранитной табличке выгравированы слова: "Морякам-тихоокеанцам ПЛ "С-178", погибшим 21 октября 1981 года в Японском море". На правой стороне ограждения рубки находится табличка с надписью: "Вечная память морякам-подводникам, погибшим при исполнении воинского долга" и списком погибших подводников. На гранитных табличках, которые расположены на трех общих захоронениях, выгравированы фамилии 32 погибших подводников.

К-429

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен).

АПЛ К-429 670 проекта затонула 24 июня 1983 года у берегов Камчатки

АПЛ К-429 670 проекта затонула 24 июня 1983 года у берегов Камчатки. Фото: navy.su

При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.