В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы
16:00
Следователи проверят информацию о вырубке березовой рощи в Находке
15:16
Чертова дюжина автопробегов в Китай: что ждет туристов в Приморье в 2024 году
14:10
В Уссурийске мужчина стрелял из газового пистолета по детской площадке
13:47
Житель Приморья, пришедший в суд с предметом, похожим на оружие, взят под стражу
13:04
Баскетбольный клуб "Динамо" уступил уральскому "Темп-СУМЗ" в плей-офф Суперлиги
12:34
Новую меру поддержки ветеранов СВО и их семей вводят в Приморье
11:30
"Сольный номер занимает пять лет": как и чем живёт цирк в Приморье
10:32
Не быть в потоке: власти Приморья хотят построить шесть новых защитных дамб
08:57
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока
07:11
Дальний Восток 20 апреля. Родилась российская лыжница Елена Вяльбе
07:00
Секрет идеальной пышности: эти постные сырники перевернут ваш мир - всего 150 ккал
04:40
Врачи назвали 3 общедоступных продукта для снижения риска депрессии - нервы на высоте
04:20
Важная льгота по ЖКХ "исчезнет" - кто определенно лишится
03:11
Приморский СК возбудил уголовное дело по факту пожара в Уссурийске, где погибли мать и ребёнок
00:15
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы 16:00
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56

"Забыть Герострата" или не забыть - премьера на сцене приморского театра им. Горького

Театральный критик Нина Шульгина – об истории великого преступника, сжегшего храм Артемиды славного города Эфеса
25 апреля 2016, 17:30 Общество
Репетиция спектакля "Забыть Герострата?" Александр Ратников, РИА PrimaMedia
Репетиция спектакля "Забыть Герострата?"
Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia

Премьера спектакля "Забыть Герострата?", хорошо знакомого приморскому зрителю ранней постановкой пьесы-притчи Григория Горина, состоялась 15 апреля в театре имени М. Горького во Владивостоке. Однако зрителю представлен совершенно новый спектакль с иной концепцией сценического решения. Режиссер-постановщик и теперь Ефим Звеняцкий, а сценография, костюмы и световое оформление созданы новой постановочной группой. Также появились и другие исполнители. Подробнее – в рецензии театрального критика, подготовленной специально для РИА PrimaMedia.

Нина Васильевна Шульгина
Нина Васильевна Шульгина

Автор рецензии

Автор фото: Сергей Кирьянов

Справка: Театровед, выпускница театроведческого факультета Санкт-Петербургской театральной академии. Преподаватель теории и истории театра в Дальневосточной государственной академии искусств (ДВГАИ). Член Союза театральных деятелей России (СТД). Специалист в области межкультурных коммуникаций, арт-критик.

Пьесы Григория Горина более четырех десятилетий не сходят со сцен не только российских театров, они с успехом идут на многих сценических площадках мира. У драматурга Григория Горина известные исторические сюжеты обычно обнаруживают философскую и социальную актуальность нового тысячелетия. Кроме того, Горин — изысканный мыслитель, продлевающий высокую комедийную изысканность великих просветителей.

Можно сказать, что главное действующее лицо пьесы – история, в пучине которой не изменяются страсти, сподвигающие человека на безрассудство и преступления. Через века к нам дошло имя великого преступника, сжегшего храм Артемиды славного города Эфеса, имя Герострата. Но кто из нас знает, как звали зодчего, который строил этот храм?… Что мешает забыть человека, который во что бы то ни стало решил доказать, что "гораздо сильнее воли богов — человеческая наглость"?

Переосмысление идеи спектакля заключено уже в названии, где восклицательный знак сменился на вопросительный. Другими словами: возможно ли забыть и следует ли забывать? Скорее — надо помнить, как урок чудовищных преступных амбиций ничтожного человека, который живет тихой, иногда никчемной жизнью рядом с нами. Уже в начале спектакля ничтожность Герострата подчеркивается наготой его совсем немощного тела, в котором живет душа преступника и циничного разрушителя.

Сценография спектакля решена художником Владимиром Колтуновым в эстетике нового театра с активным использованием видео-стены, что теперь называется видеомэппингом, а декорации больше похожи на арт-инсталляции из технологичных конструкций с множеством символов богов античного мира. Не все символы можно распознать на расстоянии дальше пятого ряда, но плакетки с изображением льва как символа власти и устрашающей силы конечно легко расшифровать. Если уж говорить о видео-материале, то он мог бы быть ближе к концепции и точнее в восприятии, поскольку только за последние 10 лет в мире целенаправленно разрушено и уничтожено немало храмов, святынь и достояний культуры древних цивилизаций, а исполнители этих вандальных акций старательно снимали их на видео, чтобы устрашать весь мир.

Художник по костюмам Жанна Усачева уже хорошо знакома зрителю по другим спектаклям последних лет. В премьерном "Герострате" костюмы стали важным выразительным средством и признаком стиля спектакля и отражения синтеза эпох и характеров. Особого внимания заслуживает световая партитура спектакля, созданная художником по свету Сергеем Скорнецким. Световые акценты пронизывают весь спектакль очень точно и художественно оформляют мизансцены.

В спектакле сохранен жанр пьесы трагикомедия, но основная художественно-эстетическая доминанта придерживается комедийности. Герострат в исполнении Александра Славского виртуозно умен и циничен, он хорошо знаком с тщеславием и алчностью толпы, которой несложно управлять. Проходимец и виртуоз Герострат играючи добивается обожания толпы, которая еще недавно желала его смерти. Надо сказать, что Герострату Славского удается вызвать симпатию также и у зрителя, увлеченного развитием основного конфликта в пользу преступника.

Репетиция спектакля "Забыть Герострата?"

Репетиция спектакля "Забыть Герострата?". Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia

Владимир Сергияков в образе Тиссаферна в сущности пародирует в комедийном формате безвольных, ленивых властителей и подкаблучников. В таком ироничном рисунке роли Тиссаферн тоже симпатичен зрителю, особенно женской его части.

Клементина представлена Ларисой Белобровой столь же иронично, но тоже виртуозной устроительницей дел, чем вызывает одобрение и радость публики. Образ Клементины у Ларисы Белобровой и у Александры Аубекеровой конечно звучит не идентично в силу разной актерской природы, но сохраняет основную линию характера.

Несомненно ирония взаимоотношений и характеров персонажей не освобождают спектакль от трагизма и масштабности преступления Герострата и ему подобных, которых предостаточно и в сегодняшней действительности.

Напомним, в Приморском крае продолжается активная работа по развитию и популяризации культуры и проводятся мероприятия для жителей во всех городах и районах края.

1461594639