Первым грузовым самолетом, приземлившемся в аэропорту "Золотая Долина", был Ан-12
Фото: Антон Балашов

Уже более 10 лет с аэродрома "Золотая Долина" в Приморье не взлетают самолеты

Взлетно-посадочная полоса зарастает травой и разрушается (МУЛЬТИМЕДИА)

Уже более 10 лет с аэродрома "Золотая Долина" не взлетают самолеты. Взлетно-посадочная полоса приморского аэродрома зарастает травой и разрушается. Авиационные ангары ржавеют, и их пилят на металл, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

История аэродрома "Золотая Долина" достаточно интересна и неоднозначна. Это место успело послужить как военным, так и гражданским, но в последствии от него отказались.

Первым грузовым самолетом, приземлившемся в аэропорту "Золотая Долина", был Ан-12

Первым грузовым самолетом, приземлившемся в аэропорту "Золотая Долина", был Ан-12. Автор фото: Антон Балашов

- 47-й истребительный авиационный полк – один из старейших. Он прославился тем, что принимал активное участие в боевых действиях в Корее в конце 40-х - начале 50-х годов, и дал несколько Героев Советского Союза. В свое время этот полк прикрывал Владивосток, Находку, Фокино, - рассказал Юрий Тарлавин, председатель Приморской краевой организации Общероссийского профсоюза военнослужащих, офицер запаса ВВС РФ. - Расформирование полка пришлось на трудные 90-е годы, когда у Вооруженных сил не осталось средств, чтобы содержать военные части. Денежное довольствие не выплачивалось месяцами. Эта судьба постигла и 47-й истребительный авиационный полк, хотя материальная часть осталась, и она сейчас охраняет Владивосток в составе нашей Угловской авиабазы.

Аэродром в селе Золотая Долина был основан в 1951 году и до 1972 года носил название "Унаши". За время его существования здесь базировались самолеты МИГ-17, СУ-15 ТМ (данный истребитель установлен в селе Золотая Долина в виде монумента) и СУ-27.

Аэродром "Золотая Долина" был закрыт в 1998 году

Аэродром "Золотая Долина" был закрыт в 1998 году. Автор фото: Антон Балашов

В 1989 году истребители выходили с аэродрома на перехват воздушных целей по четыре-пять раз за дежурство. Более 60-ти летчиков, служивших в Золотой Долине, наградили боевыми орденами и медалями за охрану воздушных рубежей Дальнего Востока.

В 1991 году было принято решение о создании находкинского аэропорта. И в 1994 году за военным аэродромом "Золотая Долина", расположенном в 20 км от Находки, закрепился статус аэродрома совместного базирования. Администрациям края, города и Партизанского района предписывалось обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию грузового и пассажирского терминалов в аэропорту "Золотая Долина".

Аэродром находится в поселке Золотая Долина

Аэродром находится в поселке Золотая Долина. Автор фото: Антон Балашов

Было создано акционерное общество, учредителями которого стали административный комитет СЭЗ "Находка", ОАО "Восточный порт", комитеты по управлению имуществом Находки и Партизанского района.

Позже на осуществление проекта выдали кредит, на который отремонтировали взлетно-посадочную полосу, нанесли свежую краску на места стоянки самолетов и произвели заземление.

Первым грузовым самолетом, приземлившемся в аэропорту "Золотая Долина", был Ан-12, совершивший технический рейс в 1997 году. А уже в мае 1998 года было принято решение о расформировании авиационного полка войск противовоздушной обороны. Связь и аэронавигационное оборудование аэродрома вывели из рабочего режима, оставив тем самым планируемый гражданский аэропорт без технического обеспечения.

Из-за отсутствия государственного финансирования в достаточном объеме реконструкцию аэродрома так и не провели.

- Аэродром остался в авиационном ресурсе, но его необходимо постоянно поддерживать, хотя бы подчищать, - рассказал Юрий Тарлавин. - Арочные укрытия уже не выполняют своей задачи, да и вряд ли уже когда-то будут их выполнять. Знаю, что кто-то сейчас использует их как склады. Новые самолеты в ангары просто не войдут. Эти арки делались под истребитель СУ-15 ТМ.  В ангаре было искусственное давление. Даже в случае радиационного заражения или взрыва, в ангары ничего бы не попало. Там самолет заправлялся, к нему подвешивалось вооружение, боезапасы, после чего створки автоматически открывались, и истребитель тут же взлетал.

Ангар

Ангар. Автор фото: Антон Балашов

Аэродром был основан в 1951 году и до 1972 года носил название "Унаши"

Аэродром был основан в 1951 году и до 1972 года носил название "Унаши". Автор фото: Антон Балашов

В 1998—2002 годах руководителя ОАО "Золотая Долина" Владимира Мордовина привлекли к уголовной ответственности за присвоение свыше 250 тысяч рублей от суммы кредита на реконструкцию аэродрома. В 2000 году находкинский городской суд приговорил Мордовина к 5,5 годам лишения свободы, однако по решению краевого суда приговор был отменен.

Проект создания гражданского аэродрома так и не был до конца осуществлен.

Сейчас на территории аэродрома несет службу действующей часть ПВО. Остался и жилой гарнизон.

КПП функционирует

КПП функционирует. Автор фото: Антон Балашов

- Если нам удастся сохранить структурную сеть наших аэродромов, то это, в первую очередь, задел нашей авиационной готовности на будущее, - рассказал председатель приморской краевой организации общероссийского профсоюза военнослужащих. - В свое время самолеты летали в Дальнереченск, в Спасск, а с Уссурийска летал самолет в Хабаровск. В то время у нас была внутренняя сеть малой авиации, которая сегодня загублена. В конце концов, мы, наверное, придем к тому, что нам опять понадобится малая авиация – край у нас большой, и люди должны оперативно "соединяться". И такие аэродромы, как в Золотой Долине, будут очень нужны.

Справка: "Золотая Долина" — недействующий военный аэродром в Приморском крае в 14,5 км к северу от Находки. Основан в 1951 году. C 1994 года — аэродром совместного базирования. Закрыт в 1998 году. В 1991—2006 гг. входил в проект свободной экономической зоны "Аэропорт Находка".