Внешний вид лодки С-56
Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Легендарная С-56 во Владивостоке: мифы, факты и место в истории

16 жизней "сталинца", жареные поросята и "кругосветка" – в материале ИА PrimaMedia (ФОТО)

Подводная лодка С-56 на Корабельной набережной — один из самых знаменитых памятников приморской столицы. У большинства туристов, посещающих Владивосток, С-56 отмечена в путеводителе как один из пунктов must see. На постаменте же С-56 оказалась за свои выдающиеся боевые заслуги: она 16 раз объявлялась гитлеровским командованием погибшей, потопила 10 вражеских кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения еще четырем, став одной из первых лодок-кругосветниц. 25 декабря 1939 года, подлодка была спущена на воду, а уже 5 октября 1942 года она отправилась в дальний поход из Владивостока — тогда подводники и не представляли, какая героическая и легендарная судьба ждет их экипаж. Подробнее — в материале ИА PrimaMedia.

История создания легендарной подлодки

Подводная лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде, затем в разобранном виде она была доставлена во Владивосток. На "Дальзаводе" С-56, была достроена и после сборки спущена на воду — в 1939 году.

1 / 4

Здесь, на Дальзаводе, под руководством инженера-кораблестроителя В. И. Судоргина лодка была достроена, став боевой единицей Тихоокеанского флота на год раньше намеченного срока.

Первая буква в названии С-56 означает тип подводной лодки — "сталинец". Во время Великой отечественной войны это были самые эффективные подлодки среднего класса, они имели мощное артиллерийское и торпедное вооружение. Пять лодок этого же класса (С-13, С-31, С-51, С-101, С-104) стали Краснознаменными, лодка С-33 стала Гвардейской, а С-56 — одновременно и Краснознаменной, и Гвардейской. Всего четыре советские подлодки были Гвардейскими Краснознаменными, С-56 осталась такая одна.

Начало пути

20 октября 1941 года подводная лодка С-56 вошла в состав Тихоокеанского флота как боевая единица, а 31 октября на ней был поднят Военно-Морской флаг. Теперь она была готова к свершениям. В октябре 1942, согласно приказу командования, С-56 в составе отряда из шести подводных лодок Тихоокеанского флота уходит на Северный флот. Командовал лодкой в годы войны капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин.

1 / 5

Кроме нее туда отправились С-51, С-54 и С-55 из Владивостока и Л-15, Л-16 ("ленинцы") из Петропавловска-Камчатского. Командовал переходом капитан 1 ранга А. В. Трипольский.

После выхода в открытое море был вскрыт конверт с приказом и проложенным маршрутом. Предстояло двигаться Южным путем через Панамский канал. За время перехода было пройдено около 16,7 тысяч морских миль.

Маршрут: Владивосток — Петропавловск-Камчатский — Датч-Харбор — Сан-Франциско — Коко-Соло (Панамский канал) — Гуантанамо — Галифакс — Розайт — Лервик — Полярный.

Подводные лодки пересекли два океана и девять морей — Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево.

Путь советских подводных лодок проходил по территориям, охваченным войной, и наши корабли не раз попадали под вражеский огонь. У берегов Сан-Франциско отряд понес тяжелую потерю: погибла подводная лодка Л-16 под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова.

В итоге, из шести до цели добрались только пять подлодок.

Страшные годы войны

В марте 1943 года С-56 вошла в состав Северного флота. 19 апреля 1943 года С-56 вернулась из первого боевого похода, атаковав и потопив два первых вражеских транспорта.

30 апреля экипаж лодки за боевые успехи был награжден орденами и медалями. На рубке подводного корабля, в звезду, была вписана цифра "2". А на товарищеском ужине, по традиции, "щедринцам" подали двух жареных поросят, по числу потопленных вражеских кораблей.

1 / 3

В мае 1943 года С-56 совершила свой второй боевой поход, во время которого уничтожила танкер "Ойрштадт" и повредила транспорт "Вартеланд".

Только за период с апреля 1943 года по осень 1944 года экипаж С-56 потопил три транспорта, два танкера, один миноносец, два сторожевых корабля и повредил четыре транспорта.

Сам того не подозревая, экипаж С-56 поставил второй свой рекорд — он сумел достоверно потопить в течение одного похода два вражеских корабля, что не удалось ни одной другой подлодке Северного флота.

Пятый боевой поход в феврале 1944 года для С-56 стал самым экстремальным, экипаж едва не погиб.

— Подбив транспорт, С-56 ушла на глубину, но их засекли корабли вражеского охранения, — рассказывает Людмила Рыбалко, научный сотрудник Военно-исторического музея ТОФ. — Семь кораблей противника бомбили и преследовали лодку в течение 26,5 часов. За это время было сброшено более 300 (!) глубинных бомб. В какой-то момент глубина погружения оказалась ниже критической, но члены экипажа смогли выровнять рули и избежали опасности быть раздавленными толщей воды. Чтобы уменьшить шумы и скрыться, было решено перевести работу электромоторов на пол-оборота и выключить вентиляцию, чтобы гидроакустики на кораблях противника не засекли лодку по шуму. Показатель углекислого газа подходил к критическим четырем процентам.

Тогда командир обратился к экипажу: "В носу, в корме! Говорит командир корабля. Противник начинает нас терять. Я понимаю, как вы устали и выбились из сил, но я прошу вас держаться. Беспартийным разрешаю отдохнуть, а коммунистов прошу нести вахту за себя и за товарищей".

И первым ответил 7-й торпедный отсек: "Беспартийных нет, просим считать себя коммунистами". Так же ответили все отсеки.

Г. И. Щедрин в своей книге пишет: "Это, как глоток свежего воздуха, добавило экипажу сил".

Подводники высыпали известь из патронов регенерации воздуха на настил, чтобы она поглощала углекислый газ, и вместо 15-20 минут продержались еще 6,5 часов. Противники посчитал, что С-56 уничтожена, и ушли. Всплыв над водой, экипаж сутки отдыхал и проветривал отсеки, затем они догнали тот же конвой и потопили очередной транспорт, оправдав тем самым легенду о счастливой судьбе лодки.

Как считали и экипаж и командир, у лодки счастливая судьба. Еще при переходе на Северный флот на одной из стоянок при осмотре был найден стабилизатор неразорвавшейся вражеской торпеды, — рассказала Людмила Николаевна.

Всего за период участия в Великой Отечественной войне подводная лодка С-56 совершила восемь боевых походов, одержала 14 побед, потопила 10 и серьезно повредила 4 вражеских транспортов и боевых кораблей.

5 ноября 1944 года командиру С-56, капитану 2-ого ранга, Г. И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза. Всего славному экипажу было вручено более 400 орденов и медалей.

Таким образом, С-56 оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.

На боевой рубке С-56 четко виднеется цифра "14" — она обозначает, что было потоплено 10 кораблей и повреждено четыре.

Командир в своих воспоминаниях писал, что их было больше, но часто данные подводников не совпадали со сведениями разведки. Нам не так важно сейчас, сколько побед на счету лодки. Важно другое — как люди жили, как били врага и не сдавались, как сумели выстоять в этих трудных условиях.

31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено звание Гвардейской.

1 / 2

Тактико-технические характеристики лодки С-56:

  • Водоизмещение — 856/1090 кубометров.
  • Длина — 77,8 метра.
  • Ширина — 6,43 метра.
  • Осадка — 4,04 метра.
  • Мощность — 2 x 550 л.с. (электродвигатели), 2 х 1100 л.с. (дизель).
  • Скорость — 18,8/9,6 узлов.
  • Дальность плавания — 9500/135 миль.
  • Предельная глубина погружения — 100 метров.
  • Время погружения — 60 секунд.
  • Автономность — 30 суток.
  • Вооружение: носовых торпедных аппаратов — 4 x 533 мм, кормовых торпедных аппаратов — 2 x 533 мм, торпед — 12, артиллерия — 1 орудие x 100 мм, 1 орудие x 45 мм.
  • Экипаж — 45 человек.

Дорога домой

После окончания Великой Отечественной войны, в 1954 году "С-56" Северным морским путем возвратилась на Дальний Восток. Прибыв на место, она продолжила службу в составе Тихоокеанского флота.

Шли годы, флот стал получать новые современные подводные лодки. Легендарная С-56 была выведена из боевого состава и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для обучения молодых подводников.

После принятия решения о создании мемориального комплекса на Корабельной набережной Владивостока, субмарина С-56 была разобрана на отсеки и вновь собрана на месте установки.

К 30-ой годовщине Великой Победы, 9 мая 1975 года, над ее рубкой вновь взвился, овеянный ветрами всех океанов, военно-морской флаг. На торжественной церемонии открытия лодки-музея присутствовали члены экипажа С-56, — моторист С.Ф. Денисов, электрик Н.С. Назаров, гвардии мичман Елин. По числу побед лодки прозвучал салют из 14 залпов.

На подводной лодке С-56 по-прежнему развевается Гвардейский Краснознаменный флаг ВМФ. Подводная лодка С-56 навечно в строю Тихоокеанского флота.

Музей подводной лодки С-56

Сейчас мемориальная подводная лодка С-56, установленная на Корабельной набережной, вместе со сторожевым кораблем "Красный вымпел" входит в состав мемориального комплекса "Боевая слава Тихоокеанского флота".

Внутри С-56 в оригинальном виде восстановлены первые три отсека лодки, а в четырех размещена музейная экспозиция, посвященная истории подводного флота нашего Отечества и боевому пути лодки. Побывав здесь, можно отчетливо представить, как героический экипаж подлодки сражался с врагом на Северном флоте.

В Музее лодки С-56 можно увидеть много интересных экспонатов.

1 / 45

— К примеру, ксерокопия челобитной плотника Ефима Никонова 1720 года о строительстве первого российского "потаенного огненного судна", т.е. первой подводной лодки. Она была испытана в 1724 году, за год до смерти Петра I, — рассказывает экскурсовод Андрей Косицын.

В экспозиции представлена модель первой боевой подводной лодки "Дельфин", которая в составе отряда лодок принимала участие в русско-японской войне 1904-1905 годов. Наличие подводных лодок во Владивостоке способствовало защите города от обстрела неприятеля.

В шестом отсеке, посвященном развитию подводного флота во времена СССР, можно увидеть модели подводных лодок разных классов: "Д", "Л", "С", "Щ", "М", "К".

Они воевали в годы войны. Подводная лодка "Щ" стала первенцем Тихоокеанского флота.

Пятый отсек встречает туристов большой моделью дизель-электрической подводной лодки 641 проекта. По левому борту экспозиции представлены экспонаты и личные вещи членов экипажа С-56 и ее командира.

Вторая часть этого отсека посвящена развитию Тихоокеанского флота в послевоенный период до 80-х годов.

Здесь представлены приборы с атомных подводных лодок, штурвал, штурманская доска и другие.

В четвертом отсеке размещена экспозиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Здесь рассказывается о деятельности подводников на Тихоокеанском, Черноморском, Северном, Балтийском флотах.

Затем посетители переходят в сохраненные отсеки лодки: третий, второй и первый.

Инфографика

Инфографика. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia

Вообще, каждый отсек подводной лодки имеет свой функционал:

Седьмой — кормовой торпедный жилой отсек.

Шестой — электромоторный (электромоторы используются для движения под водой).

Пятый — дизельный (на дизеле осуществляется надводный ход).

Четвертый — здесь располагались каюта старшин и камбуз.

Третий — ЦПУ (центральный пост управления). Здесь можно увидеть командирский перископ, штурманский стол, вертикальные и горизонтальные рули.

Центральный пост — место, откуда ведется управление лодкой, где находится командир.

Второй отсек — кают-компания офицеров. В небольшом помещении располагалась каюта гидроакустика.

Первый отсек — носовой торпедно-жилой. Здесь есть запас торпед, койки личного состава, торпедно-погрузочный люк, торпедные аппараты.

Многое пришлось пережить подводникам в годы войны. Трудно переоценить героизм, мужество людей, защищавших свою Родину в годы тяжелейших испытаний. Экипаж подводной лодки С-56 неслучайно называли "экипажем отважных и умелых". На корабле были сильны взаимная выручка, товарищеская взаимопомощь в бою и учебе, дружба и сплоченность. Это была настоящая боевая семья.

"Командир и команда должны жить одним стремлением. Знаниям и опыту командира должны соответствовать умение и мастерство экипажа. Один на лодке не воин", — так писал храбрый и талантливый командир, заботливый и внимательный руководитель, умевший сочетать доверие со строгим контролем, бережно относившийся к каждому члену экипажа Григорий Иванович Щедрин.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Черные страницы ТОФ: как и почему столкнулись АПЛ К-56 и промысловое судно "Академик Берг"

Не вернулись из моря

"Чёртова дюжина" подводного флота России на Тихом океане