Капитан "Паллады" во Владивостоке: Парусное судно - это романтика

Фоторепортажи

Капитан "Паллады" во Владивостоке: Парусное судно - это романтика

Общество

13.11.2014

Учебное парусное судно "Паллада" готовится к очередному кругосветному походу. О маршруте, курсантах и жизни на борту рассказали в студии PrimaMediaLIVE капитан Николай Зорченко и второй помощник капитана Павел Старостин. Гости проекта отмечают - парусное судно окружено романтической атмосферой, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Мачты "Паллады", Фото с места события собственное

Мачты "Паллады", Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- Как вы попали на учебное парусное судно "Паллада"?

Николай Зорченко: Честно, я попал случайно. Дело было в 1991 году, когда я служил в милиции. Исполнял там свой партийный долг. Долг исполнил, и встал вопрос о возврате на флот, к чему я, конечно, стремился. Мне нравился научно-исследовательский флот "Турниф". Но судьбу мою решил друг и товарищ по мореходке Юрий Анатольевич Арсентьев, капитан "Паллады". Он сказал: "Коля, на "Палладе" нужны хорошие строевые офицеры".

Павел Старостин: Я тоже попал на судно случайно. Пришел отдохнуть после контракта. И обратно не ушел – затянуло. Паруса, романтика. На "Палладе" я служу уже год.

- Моряк - просто профессия или больше призвание?

Николай Зорченко: Мне кажется, это совокупность черт, которые определяют профессию и призвание. Сейчас век современных технологий, высоких скоростей, модернизированных судов. А тут парус – достаточно архаичное дело, которое требует моральной выдержки. Я до сих пор встречаюсь с моими товарищами, которые и на рыболовном флоте, и на контейнерах работают. Они тоже удивляются, почему я там зацепился.

Павел Старостин, второй помошник каитана ПУС "Паллада", показывает капитанский мостик, Фото с места события собственное

Павел Старостин, второй помошник каитана ПУС "Паллада", показывает капитанский мостик, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- А курсант "сегодняшний" и "вчерашний", например, тот, который был 20 лет назад, сильно отличаются?

Николай Зорченко: Это абсолютно разные люди. Конечно, есть у них и что-то общее. Например, так же носят тельняшку. Форма за все эти годы практически не изменилась. Но что их различает – это мотивация. 20 лет назад курсанты были мотивированы только на работу на флоте. Не все, конечно, достигали сияющих вершин: капитана, старшего механика. Сегодня курсант немного другой. Когда пятикурсника спрашиваешь о том, что он дальше намерен делать, он пожимает плечами, мол, не определился. Ну, конечно, есть и мотивированные парни, для которых давно ясно: он – моряк. Он получает образование, проходит практику, в море уже ходил, и теперь уверенно идет к намеченной цели.

Николай Зорченко, капитан ПУС "Паллада", Фото с места события собственное

Николай Зорченко, капитан ПУС "Паллада", Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- А девушки приходят к вам на судно?

Павел Старостин: К сожалению.

Николай Зорченко: Поддерживаю Павла. Дело в том, что работа на флоте требует здоровья и силы. Трудно требовать от хрупкой девочки силу. Бывает, что сутками нельзя сходить с мостика. То есть что для парня обычно, то для женщины трудно. Понятное дело, флот не захлопывает свои двери перед девчонками. Но, прежде чем пойти в такую профессию, нужно очень хорошо подумать. Конечно, девчонки вносят разнообразие в нашу жизнь. Когда их нет, каждый показывает свою юношескую натуру. А когда они есть, тут уже, сами понимаете, выпендреж начинается.

Парусное учебное судно "Паллада", Фото с места события собственное

Парусное учебное судно "Паллада", Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- Как вам удается совмещать море с семейной жизнью? Это на пользу браку или нет?

Николай Зорченко: В этом вопросе семья должна понимать и поддерживать. Вот у меня много товарищей, которые осели на берегу в основном по семейным причинам. То есть жена ставит вопрос ребром. Дочь родилась, а у моряков чаще дочери рождаются, так вот ее воспитывать надо, в школу ходить с ней надо, еще чего-то надо. Там уже внуки идут. То есть, ходить по морям, конечно, некогда. Тут осуждать нельзя – сожалеть можно. Просто я знаю людей, которые принесли бы огромную пользу флоту, себе и семье, в том числе, но они сошли на берег. Никто не пропал, ведь есть хорошее образование, но лично мне жалко. Человек мог бы работать у меня, например, старшим механиком или старшим помощником, которому я передал бы свой корабль и спокойно уехал в отпуск. А он вот живет дома и скучает. Поэтому семья, конечно, должна понимать: коль папа – моряк, значит, дома должен был порядок, чтобы он не думал в море, что там на берегу творится.

На ПУС "Паллада" проходят практику юнги, Фото с места события собственное

На ПУС "Паллада" проходят практику юнги, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- Ваш коллектив на борту – это семья?

Николай Зорченко: Неважно, большой корабль или маленький - в любом случае, экипаж судна - одна семья. И дверью хлопнуть-то хлопнешь, а никуда не уйдешь. И раз 20-30 в день видишься с человеком, которого на берегу вообще раз в жизни всего мог увидеть. А на борту никуда не денешься. Да и в замкнутом пространстве все сложнее. Один раз посмотрел, второй… И уже думаешь: или он должен уйти, или я. Но обычно люди привыкают друг к другу, особенно когда нравится работа. С 1991 года я на корабле старший. За мной идет старший механик Петр Владимирович Холдобо, который здесь с 1993 года, и вся его дружная машинная команда. На палубе у нас старший боцман. Он примерно с 1994 года. Конечно, мы настолько притерлись, что когда кто-то уходит в отпуск, ходишь потерянный. Даже чай попить не с кем. К своим людям и укладу жизни привыкаешь, все уже родные.

Учебное помещение, Фото с места события собственное

Учебное помещение, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Павел Старостин: Думаю, в этом смысле очень сближает процесс работы. Чем ее больше, тем лучше.

- Как вы отдыхаете на корабле?

Николай Зорченко: Хочу сказать, работаем мы не 24 часа в сутки. Есть вахта, подвахта и свободное время. Оно, правда, регулярно прерывается то авралами, то еще чем-нибудь. Опять-таки спорт никто не отменял. Кто отжимается, кто бегает. А коль на корабле есть курсанты, то их надо чем-то занимать. Поэтому раз в две недели у нас проходят судовые спартакиады: подтягивание, отжимание, гиря, армрестлинг и, конечно, канат. У нас даже дискотеки и вечера гитарной музыки бывают.

Котлеты для курсантов, Фото с места события собственное

Котлеты для курсантов, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- Учебное судно отличается от обычного? С молодежью ведь нелегко работать.

Николай Зорченко: Здесь, как и на обычном корабле, процесс отлажен. Это вахты, дежурства, лекции. Мы с Павлом, например, проводим лекционные занятия.

- А кругосветное плавание вы совершаете?

Николай Зорченко: Конечно. Вообще я четыре раза ходил в кругосветные путешествия. Они отличаются друг от друга маршрутами. Кругосветное плавание – это очень сложное мероприятие, которое наряду с судовладельцем организовывает почти все государство. Это экспедиция, по сути. Корабль нужно снабдить всем необходимым. Нужно организовать дипломатическое обеспечение. Готовится постановление Правительства о том, что плавание посвящено какой-то значимой дате. И сразу дается поручение ряду министерств, которые нас обеспечивают.

Мастер-класс по завязыванию морских узлов, Фото с места события собственное

Мастер-класс по завязыванию морских узлов, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- То есть это не только романтика, но и большая работа.

Николай Зорченко: Конечно. И это окупается, когда мы возвращаемся на берег. Все бесконечно счастливы: и дети, и моряки. И это здорово стимулирует. Нет ничего более приятного, чем общественное признание своего труда.

- А каково возвращаться, когда посмотрел весь мир?

Николай Зорченко: Помнится, вернулся я на "Седове" из плавания и Владивосток меня порадовал своими изменениями. Мосты настолько украсили Владивосток, что он, действительно, стал вторым Сан-Франциско. Мы, кстати, там были, даже открыли мемориальную доску, посвященную погибшим в 1863 году морякам, в одном из районов города. Что же касается Владивостока, то архитектура города за последние 10 лет кардинально изменилась. Владивосток постепенно хорошеет.

Кубрик курсантов, Фото с места события собственное

Кубрик курсантов, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- Ваши "морские" будни похожи друг на друга?

Павел Старостин: Ни один день не повторяется.

- От чего это зависит?

Николай Зорченко: От движения. Ты всегда ждешь. Впереди берег, закат, рассвет...

- Отличается ли жизнь на борту от жизни на берегу?

Николай Зорченко: В море меньше суеты. Не надо идти домой, а из дома опять утром на работу. Хотя бы из-за этого появляется много времени. И есть возможность не спеша общаться с товарищами. Люди стихи пишут, картины, читают книги. А на берегу я едва газеты успеваю пролистать.

Кают-компания, Фото с места события собственное

Кают-компания, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

В кают-компании установлено пианино, Фото с места события собственное

В кают-компании установлено пианино, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- Во время похода часто попадаете в шторма?

Николай Зорченко: Конечно.

- А что чувствуете при этом? Это ведь просто ужас.

Николай Зорченко: Да ничего не чувствую. Надо работать слаженно и быстро. А думать некогда. Вот на следующее утро хвалю курсантов за работу и спрашиваю: "Страшно?" Они подумают и отвечают: "Сегодня страшно. А вчера нет". То есть никакой паники. Мы вот с Павлом боимся немного, а курсантам вообще не страшно. Чем страшнее, тем интереснее. Себя-то испытать надо. Вот был у нас на корабле курсант Гоша. Стоит на баке, а в этот момент волна пролетела через весь корабль и снесла все, что было на пути, а Гошу сбить не смогла. Спрашиваю: "Гоша, а почему у вас трусы мокрые?" - "А это не я". А сам руки от металлических нагелей не отрывает, вцепился.

Исторический макет "первой Паллады"", Фото с места события собственное

Исторический макет "первой Паллады"", Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Павел Старостин: Для нас это и работа и ответственность. А для парней это гусарский задор. Некоторые стараются и камеру привязать к кепке, чтобы заснять это.

- Павел, у вас вся жизнь связана с морем. Как на это повлияли ваши родители?

Павел Старостин: Отец мой - яхтенный капитан. Меня было просто некуда деть, так я и попал в яхт-клуб, а дальше - пошло-поехало. Вот теперь "дорос" и до "Паллады".  

- Вам часто встречаются курсанты из "морских" семей?

Николай Зорченко: Как ни странно, но из морских семей парней меньше.

- А почему так?

Николай Зорченко: Я всю жизнь об этом думаю. Вот сколько у моих товарищей детей, которым они хотели бы передать профессию! И я бы тоже передал, но у меня дочь. Вообще от мамы много зависит. Если будет говорить, что папа – герой, то мальчику захочется подражать. А вот если мама говорит, что соседский дядя и гвоздь вобьет, и дверь починит, он дома каждый день в отличие от папы, то он подсознательно подумает: "Не, я таким не буду. А буду, как сосед, которому никаких морей не надо". Наше руководство университета идет навстречу. Мы берем детей в море. На моих глазах растет уже третье поколение. Со мной даже дочь ходила в море, а сейчас внуку 12 лет будет, тоже пойдет.

Носовая часть верхней палубы судна, Фото с места события собственное

Носовая часть верхней палубы судна, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- Учебному парусному судну "Паллада" исполнилось 25 лет. Каковы итоги?

Николай Зорченко: За 25 лет проведено 125 рейсов. Самый дальний из них длился 11 месяцев. Две кругосветки у нас за спиной. Мы посетили 48 государств и примерно 148 портов. Мы не были только в Арктике и в Антарктике. Мы прошли около 800 тысяч морских миль. Это до Луны и обратно. А длина экватора – 22 тысячи. И если все сложить, то вокруг земли исколесили 40 раз.

-  А в планах что значится?

Николай Зорченко: 2015 год – год 70-летия Великой Победы. И у нас в планах посещение всех мест Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые хоть как-то связаны с войной. Это Курильские острова, Камчатка, Филиппины, Китай, Малайзия и другие места.

На палубе, Фото с места события собственное

На палубе, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- А чем отличаются рассветы и закаты в разных странах?

Николай Зорченко: В зависимости от широт. В нашей, например, никогда не увидишь, чтобы облако село в море. Но стоит выйти туда, где температура воздуха выше 30 градусов, то возникает чувство, будто находишься в горах: прямо из моря растут облака. А вообще самые красивые закаты – наши, приморские.

- Какие у вас планы на будущее?

Павел Старостин: Обязательно в кругосветку!

Николай Зорченко: Вот мы недавно обсуждали с ректором маршрут. Значит, выходим из Владивостока, огибаем Африку, естественно, заходим Кейптаун. Потом пересекаем южную часть Атлантики, огибаем мыс Горн. Потом пересекаем наискосок Тихий океан и домой.

ПУС "Паллада" было построено в Польше на Гданьской судоверфи в 1989 году, Фото с места события собственное

ПУС "Паллада" было построено в Польше на Гданьской судоверфи в 1989 году, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- А во время кругосветки вы успеваете посмотреть города и составить какое-то впечатление? 

Николай Зорченко: В целом, да. Обычно когда приходят парусные корабли, это событие для города, и мы делаем открытый трап. Встречаем на борту тысячи гостей. И, что интересно, всегда есть русские. Вот в Испании, например, поднялись как-то на борт владивостокцы. Здесь дома никак не было времени посетить судно, а вот в Испании встретились. У нас есть курсанты, которые составляют даже списки, куда нужно попасть в таком-то городе.

Спасательный круг на ПУС "Паллада", Фото с места события собственное

Спасательный круг на ПУС "Паллада", Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

- У вас есть жизненное кредо? О чем думаете в трудную минуту?

Николай Зорченко: Ну если ситуация сложная, так быстрее бы она закончилась. А потом когда все закончилось, думаешь: дай Бог, чтоб всегда были моря и океаны, а по ним ходили корабли с русскими моряками. Понимаете, корабль отличается от береговой жизни тем, что там все нужно делать на автомате. На берегу все сложнее. А корабль – замкнутая территория, где все действия с годами становятся отточены.

Павел Старостин: А мне того адреналина и романтики на "Палладе" вполне хватает. Наверное, главное – чтоб все это было и не кончалось.

Рында, Фото с места события собственное

Рында, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia