Артефакты эпохи неолита ищут археологи на острове Русском во Владивостоке

Фоторепортажи

Артефакты эпохи неолита ищут археологи на острове Русском во Владивостоке

Общество

15.08.2014

Археологи ведут раскопки древнейшего памятника на островной части залива Петра Великого. Сегодня, 15 августа, в День археолога ученые и студенты работают как в любой другой будничный день. О романтике полевой жизни, удивительных находках и экспедиционном быту они рассказали корр. РИА PrimaMedia.

Найти иголку в стоге раковин

Раковинная куча, обнаруженная в бухте Боярин – уникальный объект. В Приморском крае таких куч, оставленных пять-шесть тысяч лет назад, всего четыре.

Раковинная куча, обнаруженная в бухте Боярин – уникальный объект, Фото с места события собственное

Раковинная куча, обнаруженная в бухте Боярин – уникальный объект, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина

- Мы исследуем древний археологический объект, его приблизительный возраст четыре или три тысячи лет до нашей эры. По сути – это древняя помойка. Здесь залежи ракушки, которую в свое время добыли и съели люди, - объясняет директор учебно-научного музея ДВФУ Александр Попов. - Народ здесь жил неоднократно и в разное время. Этнос людей мы еще не определили, вероятней всего они самых разных археологических культур.

Археологи ведут раскопки до того геологического горизонта, в котором уже нет археологического материала. Мощность культурного слоя, то есть слой, который оставил после себя человек на этом археологическом объекте, - небольшая. Глубина не более 50-ти см, глубже — сплошная геология, человек там не жил.

Раковинная куча ценна тем, что известняк, который содержится в ракушке нейтрализует кислоту, которой богата почва Приморья. Известняк не дает кислоте  растворить органику: кости, рога, различные скелеты.

Раковинная куча ценна тем, что известняк, который содержится в ракушке нейтрализует кислоту, которой богата почва Приморья, Фото с места события собственное

Раковинная куча ценна тем, что известняк, который содержится в ракушке нейтрализует кислоту, которой богата почва Приморья, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина

Все найденное: костные останки, каменное орудие, элементы украшений, керамика – дает представление того, как и чем жил древний человек на этой земле.

- Что человек добывал, каким образом разделывал мы расшифровываем по останкам, определяя систему жизнеобеспечения человека в глубокой древности, - рассказывает Александр Попов.

костные останки, каменное орудие, элементы украшений, керамика – дает представление того, как и чем жил древний человек на этой земле, Фото с места события собственное

костные останки, каменное орудие, элементы украшений, керамика – дает представление того, как и чем жил древний человек на этой земле, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина

Учебно-научный музей ДВФУ формирует фундаментальные научные коллекции, найденные экспедициями на различных раскопках. Яркие находки работники музея экспонируют на широкое обозрение массовой аудитории.  

Полевая романтика

В экспедиции в бухте Боярин принимают участие преподаватели, аспиранты, студенты и даже абитуриенты ДВФУ. В этом году раскопки можно считать международными – русским археологам помогают три магистранта из политехнического института Эквадора. Будущих японистов, историков, археологов, зоологов, ботаников объединяет романтика полевой жизни и тайна находок.

 Будущих японистов, историков, археологов, зоологов, ботаников объединяет романтика полевой жизни и тайна находок, Фото с места события собственное

Будущих японистов, историков, археологов, зоологов, ботаников объединяет романтика полевой жизни и тайна находок, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина

Полевые работы — это лишь вершина айсберга. Раскопки занимают лишь 5-10% всего времени, которое тратит археолог для достижения результата. Остальное - это обработка материала, работа со специалистами.

- Недостаточно просто выкопать и забыть. Нужно провести обработку материала, а также провести анализ, обобщить результаты, возможно, написать статью, - рассказывает преподаватель ДВФУ Алексей Усов, не отрываясь от раскопок.

У археологов есть свой сленг. Если вы услышите "Лена, стрельни", то не ждите, что сейчас где-то раздастся выстрел, просто молодые люди снимают координаты места нахождения памятника тахеометром и стреляют лазерным лучом. По снимкам даются координаты объекта и его высота, впоследствии эти данные специалисты переносят в план раскопок.

- Куда страшнее звучит фраза "мне туман не дает застрелиться", - вспомнила интересное выражение сотрудница учебно-научного музея ДВФУ Елена Залетова.

Справка: Тахеометр - геодезический инструмент для измерения расстояний, горизонтальных и вертикальных углов. Относится к классу неповторительных теодолитов, используется для определения координат и высот точек местности при топографической съемке местности. Большинство современных тахеометров оборудованы вычислительным и запоминающим устройствами, позволяющими сохранять измеренные или проектные данные, вычислять координаты точек, недоступных для прямых измерений, по косвенным наблюдениям, и т. д. Некоторые современные модели дополнительно оснащены системой GPS. Автоматизированные тахеометры хорошо зарекомендовали себя при сканировании в заданном секторе большого количества точек (фасадного сканирования, а также при мониторинге деформации).

Археологи снимают координаты места нахождения памятника тахеометром и стреляют лазерным лучом, Фото с места события собственное

Археологи снимают координаты места нахождения памятника тахеометром и стреляют лазерным лучом, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина

Помимо археологического языка у ребят есть иерархия преступлений и "грехов". Самый страшный проступок — ходить по зачистке. Зачистка – это поверхность после снятия археологического слоя.

- И не дай бог если кто-нибудь туда наступит, пока это не будет сфотографировано, - смеется Елена. – А еще, ломать находки тоже нехорошо.

Ребята, приезжающие на раскопки впервые, все находки принимают за большие ценности.

- Первые дни, когда мы начали копать, я бедных ребят замучила. Каждые пять минут подбегала к "старшим" и говорила: "посмотрите, я тут нашла камень, это наверно какая-то находка", - делится японист-страновед Аня, студентка Школы региональных международных исследований. – Это потом уже начинаешь присматриваться и отличать керамику от камней, современные останки от древних.

Ребята, приезжающие на раскопки впервые, все находки принимают за большие ценности, Фото с места события собственное

Ребята, приезжающие на раскопки впервые, все находки принимают за большие ценности, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина

В работе археологов всегда присутствует интрига: никогда не знаешь что и когда ты найдешь.

В День археолога ребята соберутся не только за праздничным столом, но и проведут посвящение в археологии новобранцев и тех, кто еще не успел за свои экспедиции пройти этот обряд. Посвящение покрыто тайной, ребята не раскрывают всех секретов.

- Посвящение в археологии проходит по разному - в каждой экспедиции по своему, - рассказывает Алексей. - Это нелегкое испытание, людям завязывают глаза и ведут через сложную тропу.

Археологов часто считают людьми "не от мира сего", ведь они общаются с вечностью, Фото с места события собственное

Археологов часто считают людьми "не от мира сего", ведь они общаются с вечностью, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина

Археологов часто считают людьми "не от мира сего", ведь они общаются с вечностью. Нельзя сказать, что ребята отрезаны от цивилизации. У них есть электричество, которое обеспечивает генератор, вода, которую привозит руководитель экспедиции - Александр Попов, сотовая связь и даже интернет. Но атмосфера там витает совсем другая, нежели в городе. После месяцев, проведенных на раскопе, археологам не хочется возвращаться в суету городской жизни - их привлекает более естественная среда обитания и крепкий сон на свежем воздухе.