Чертова дюжина автопробегов в Китай: что ждет туристов в Приморье в 2024 году
14:10
В Уссурийске мужчина стрелял из газового пистолета по детской площадке
13:47
Житель Приморья, пришедший в суд с предметом, похожим на оружие, взят под стражу
13:04
Баскетбольный клуб "Динамо" уступил уральскому "Темп-СУМЗ" в плей-офф Суперлиги
12:34
Новую меру поддержки ветеранов СВО и их семей вводят в Приморье
11:30
"Сольный номер занимает пять лет": как и чем живёт цирк в Приморье
10:32
Не быть в потоке: власти Приморья хотят построить шесть новых защитных дамб
08:57
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока
07:11
Дальний Восток 20 апреля. Родилась российская лыжница Елена Вяльбе
07:00
Секрет идеальной пышности: эти постные сырники перевернут ваш мир - всего 150 ккал
04:40
Врачи назвали 3 общедоступных продукта для снижения риска депрессии - нервы на высоте
04:20
Важная льгота по ЖКХ "исчезнет" - кто определенно лишится
03:11
Приморский СК возбудил уголовное дело по факту пожара в Уссурийске, где погибли мать и ребёнок
00:15
Шокирующие тайны хрущевок: вот почему в СССР делали окно между ванной и кухней
19 апреля, 20:30
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев
19 апреля, 20:17
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49

Театров во Владивостоке должно быть больше – Лидия Василенко

Член Гильдии театральных режиссеров рассказала о взглядах на профессию, зрителя и актерскую школу (ВИДЕО)
18 ноября 2014, 12:30 Общество
Лидия Василенко  РИА PrimaMedia
Лидия Василенко
Фото: РИА PrimaMedia

Член Гильдии театральных режиссеров России Лидия Василенко считает, что в Приморье не уделяется внимание развитию театров в крае. О специфике театрального искусства во Владивостоке, профессии режиссера и планах открыть свою актерскую школу Лидия Василенко, поставившая на сцене Приморского краевого театра молодежи порядка 20 спектаклей,  рассказала в интервью PrimaMediaLIVE

- Осень – начало новых театральных сезонов. К сожалению, для Вас этот сезон начался не самым лучшим образом…

- Да, в данный момент я уволена. Сейчас мы ожидаем судебного разбирательства, чтобы как-то эту несправедливость исключить. На мой взгляд, это именно несправедливость, потому что я была уволена за отъезд в режиссерскую лабораторию Римаса Туминаса. Тем не менее, это недоразумение произошло, и теперь мы ждем суда.

- Дальнейшую профессиональную карьеру Вы все еще связываете с Приморским краевым драматическим театром молодежи?

- Ну, с Театром молодежи теперь уже как сложится. Но ни в какой другой профессии я себя не представляю, потому что театру посвятила всю свою жизнь.

 

­- Служба в театре во Владивостоке – не самое благодарное дело…

- С какой стороны посмотреть. Если с финансовой точки зрения, то, безусловно, неблагодарное. В театре никто не работает за зарплату – искусству можно только служить. Что касается профессии режиссера, то это призвание. Неслучайно я когда-то поступила в Академию искусств, и неслучайно на моем пути встречаются лучшие люди, которые помогают мне в профессии расти, осмыслять ее. И я буду продолжать заниматься театром, насколько хватит сил.

- Здесь?

- Пока да.

- Вы ставите спектакли в Приморском театре молодежи с 2003 года, что можете сказать о прошедшем периоде?

- Да, прошло уже 11 лет. Я очень благодарна художественному руководителю, который, несмотря ни на какие опасения, взял меня сразу же после Академии искусств без малейшей практики, только с книжными знаниями. Театр меня очень многому научил. Я поняла, что такое театральная специфика, театр меня дальше отправил учиться в Москву. И все мои дальнейшие шаги в профессии случились благодаря театру молодежи. И, если еще в моей жизни случится с ним совместная любовь, я буду счастлива.

- А если не случится?

- Ну, тогда разницы нет, где делать театр - во Владивостоке, в Уссурийске или где-то еще. Главное – его делать. Буду думать дальше, как пытаться себя реализовать в профессии.

- Взгляд на профессию режиссера 11-летней давности и сейчас изменился?  

- Очень сильно. В то время было много амбиций, сосредоточения на себе. Сейчас, что называется, наш великий мастер зачеркнул нам всякую гордыню. Приступая к материалу, надо отодвинуть в первую очередь себя. Нужно углубиться в материал, в человека, в тему, о которой ты хочешь рассказать, поделиться со зрителем чем-то таким, о чем не принято говорить в обыденной беседе, заглянуть в душу человека, покопаться в себе. И мой опыт дает мне осмыслить многое. А опыт увольнения совершенно неожиданный для меня. Я понимаю, что это некий поворот в моей судьбе. Мне еще предстоит его осмыслить и отразить эту ситуацию, в которую может попасть каждый из нас, в своей очередной театральной постановке.

- А вообще сам режиссер в постановке, где он?

- Разумеется, режиссер должен самовыражаться на сцене. Но для того, чтобы подойти к этому, нужно отодвинуть мысли о славе. Нужно с головой окунуться в материал, думать только о нем. И тогда появятся и нужные образы, и музыка, и все остальное. В театре подход к человеку, который будет что-то транслировать зрителю, должен обязательно проходить через художественный образ. И ты должен весь этот опыт художественных образов через себя пропустить. То есть ты отбираешь из этого информационного потока то, что тебе пригодится на сцене.

- А бывало, что не получалось отбирать до конца?

- Я считаю, кое-какие работы, созданные по такому методу, у меня получились неплохо. Не могу сказать, что мне удалось разговаривать со зрителем на каком-то сокровенном языке, но сегодня ко мне подходят люди и жмут мне руку. Это очень важно, ведь актер смог отразить внутреннюю проблему человека. Мы должны вытаскивать на сцену то, что в обычной жизни прячем.

- А это не может перейти в чернуху?

- Мне кажется, что все грязное, что есть в человеке – это некая защита. Человек внутри себя чист. И весь негатив и низость – это определенная защита. Человек защищает свою совесть, оправдывает себя.

- Многие наши гости упоминали, что чернуха на сцене – это непозволительно, ругали постановки Богомолова. Вы как считаете?

- Я считаю, в театре позволительно все, даже мат. Если на это идет зритель, значит, ему это необходимо. Другое дело, принимаешь ли ты эту эстетику. Ведь театр многогранен. Он может быть и высоким искусством, и совершенно низменным, и чернушным, способным помочь человеку разобраться в себе. В театре допустимо все, а зритель сам откорректирует необходимость таких спектаклей.

- Многие режиссеры сейчас, можно сказать, упрощают всё. Ставят, например, Нила Саймона в разных интерпретациях. Зрители посидели, посмеялись, и радостные вышли.

- Ну, развлекательная функция театра – это самое главное.

- А что ближе Вам: комедийное, либо вдумчивое?

- Лично я вижу смысл жизни только через театр, который дает ответы на все мои внутренние вопросы. И, может быть, осмысляя себя, я даю эту возможность и зрителю. Для меня театр – это поиск истинного пути.

- Насколько театру важен зритель? Что важнее? Задавать вопросы или все-таки развлекать зрителя?

- Задавать вопросы и искренне разговаривать со зрителем. Есть расхожая фраза, что актеру не обязательно быть хорошим человеком. Так вот мое личное мнение, что он обязательно должен быть хорошим. Зритель должен понять, готов ли он к откровенному разговору.

- А что важнее в постановке: актерская игра или режиссерский замысел?

- Конечно, все вместе. В театре должен быть художественный лидер, обремененный какой-то идеей, которая всех заразит. И, безусловно, без актеров спектакль создать невозможно.

- Каково развиваться приморской сцене вдали от современной жизни мировых театральных  подмостков?

- Если брать социальный театр, "Практика" и "Театр.DOC", то во Владивостоке, к сожалению, нет такого. Понимаете, каждый режиссер сам выбирает свой путь. Значит, во Владивостоке не возникает потребности в таком театре. Возможно, не хватает режиссеров.

- А у кого учиться нашим местным режиссерам?

- У нас есть мэтры – Звеняцкий и Бусаренко. Первый набирал наш поток в Дальневосточной академии искусств, а второй – выпускал.

- Но слово "мэтр" у каждого имеет свой предел значимости. Например, ты выпустил плохой спектакль, но ты – мэтр, и тебе позволительна эта маленькая "шалость".

- Знаете, вот если вспомнить о неприятном конфликте, который произошел в жизни покойного Юрия Петровича Любимова, но это же не отменяет его гениальности. А Звеняцкого и Бусаренко нужно благодарить за то, что они столько лет развивают приморский театр. А от ошибок даже мы с вами не застрахованы.

- А новые мэтры когда появятся?

- Нас набрали в Академию, вот трое выпускников и работают. Я так подозреваю, что с Театром молодежи у меня уже не сложится и, скорее всего – поеду в другой город. Но тут проблема, скорее, не в отсутствии кадров, а в нежелании эти кадры сохранять. У нас есть сейчас Марк Булкин - замечательный студент. Кажется, он рожден режиссером. Но его судьба как-то невнятна. С бывшим худруком Театра молодежи Виктором Галкиным мы договаривались о том, что Марк поставит спектакль, ведь надо давать дорогу молодым, помогать. Но как дальше сложится судьба - неизвестно. Так же и с Театром молодежи. Ведь можно открыть две-три ставки режиссера и ставить, допустим, восемь спектаклей в год. Просто со стороны наших властей слишком мало внимания. Проблема в этом, а не в отсутствии таланта. У нас уехал актер в Хабаровск, где ему сразу дали подъемные деньги и жилье. Несмотря на нашу географическую удаленность, я считаю, что во Владивостоке должно быть больше театров, должен быть социальный театр, ведь пока просто нет места эксперименту.

- А зрители к новым театрам готовы?

- Обязательно. На всякий театр найдется свой зритель.

- Вот мне кажется, что тот же театр Горького выигрывает порой не качеством постановки, а грамотным бизнес-процессом. Так вот важен ли в театре маркетинг?

- Важен, но не первостепенно. Ефим Семенович все-таки создал свою империю, его почерк очень понятен, у него свой взгляд, он сформировал под себя свою труппу и воспитал своего зрителя. Его спектакли узнаваемы, и это прекрасно. Я, кстати, была на "Анне Карениной" и поразилась такому большому количеству молодых людей. В антракте только и говорили, что о спектакле. Это очень приятно.

- Много говорилось о проблеме поиска хорошей пьесы для того чтобы ее поставить на сцене. Так ли это?

- Ну, когда возникает такая проблема, нужно всегда обращаться к классике.

- То есть, когда Вы ставили "Капитанскую дочку", такая проблема возникла?

- На тот период просто возникла необходимость в этой истории. Хотелось поговорить о трагической судьбе молодых людей в этом кровавом месиве пугачевского бунта. И так вышло, что это совпало с украинскими событиями.

- В чем заключается самая большая проблема приморского театра: в отсутствии молодой поросли или финансовой поддержки со стороны государства?

- На самом деле, проблем предостаточно. Мы в последнее время много думали, на постановку ли деньги потратить или крышу залатать. Понимаете, от этого и качество постановки сильно страдает. Я считаю, что бюджет постановки должен составлять минимум 500 тысяч рублей. И это на самом деле крайне мало. Театру очень сложно сегодня конкурировать с кино. Для того чтобы пробиться к ребенку, нужно по максимуму использовать современные мультимедийные технологии. Я верю, что новый художественный руководитель как-то исправит ситуацию. Нужно развивать меценатство.

- О новом художественном руководителе театра молодежи есть что сказать?

- Ну, Юрий Владимирович Гончаров – известный во Владивостоке режиссер. Я думаю, о новом художественном руководителе скажет его работа.

- Отправление актеров, режиссеров на курсы повышения квалификации - это важно?

- Это чрезвычайно важно.

- А что отличает Театр молодежи от других театров?

- Наш основной зритель – школьники и студенты. Но репертуарная политика за все эти годы была достаточно разносторонняя. Я занималась в основном детским репертуаром. Вечерний репертуар ставили Галина Михайловна Колесникова, Виктор Дукавович Галкин и Сергей Руденок. Сейчас Юрий Владимирович делает упор на зарубежную пьесу, насколько я поняла. Он сказал, что хочет вывести театр из тени большого брата.

- Что бы Вы сказали новым посетителям театра молодежи, даже если Вы не сможете ставить спектакли в театре?

- Мне бы, конечно, хотелось бы, чтобы театр не потерял юного зрителя. Театр – это же преемственность. Вот мы начинаем с театра кукол – театра для дошколят. Они приходят туда и начинают понимать эстетику театра, саму игру. Дальше мы их воспитываем в Театре молодежи, и дальше готовим зрителя к театру Горького и Театру оперы и балета, куда должен приходить уже подготовленный зритель. И чего бы мне сейчас очень не хотелось, чтобы это звено было упущено. Но я не знаю, как сейчас поведет свою политику новый руководитель. Думаю, что то славное время ТЮЗа, где работали настоящие мастера, нужно вернуть городу.

- Для Вас работа в театре – это, все-таки, грустная история или счастливая?

- Счастливая. Моменты репетиций прекрасны. Я по ним буду очень скучать. Но сейчас мне эта пауза нужна, потому что я сейчас думаю о методике и, наверное, о какой-то актерской идеологии, которая совпадала бы с моей. Я всерьез думаю о воспитании своих собственных актеров. Опыта у меня достаточно, я 10 лет работаю с актерами. Нужно для себя определить методику работы с актером, в основе которой, конечно, школа Михаила Чехова и практические занятия Римаса Туминаса, потому что у него совершенно другой подход к работе с коллективом. Все это нужно переложить на бумагу и в дальнейшем развивать.      

- Это некая актерская школа?

- Да. Я сейчас об этом очень серьезно задумалась. А потом, театр исчисляется десятилетиями. И я понимаю, что 10 лет прошли, а значит, пора начать новый этап творческой жизни. И мое увольнение тут неслучайно.  У меня появилось много свободного времени. Раньше ведь и в школу за детьми успей, и на репетицию сбегай, и дома ведь надо прибираться. У меня и минутки свободной не было. А сейчас настало время хорошо поразмыслить над прошлым и начать строить будущее.  

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Очередное увольнение оборачивается скандалом в Приморском драматическом театре молодежи

Экспертный совет выберет нового директора для Приморского театра молодежи

Функционер "Меридианов Тихого" назначен худруком Приморского театра молодежи

Культурный передел сотрясает театральные кабинеты во Владивостоке

1416303051