- Александр Павлович, как вы оцениваете сложившуюся кадровую ситуацию в российской экономике? Что нужно знать специалисту, чтобы быть востребованным?
- Экономика, как искусство хозяйствования, все больше и больше нуждается в специалистах, умеющих объективно оценивать тенденции развития, диагностировать финансовое состояние предприятий, ясно видеть стратегические цели и пути их достижения. Сегодня (что греха таить!) с этим дела обстоят далеко не так, как хотелось бы. Российской экономике и, особенно ее управленческому ядру, как воздух нужны высококлассные профессионалы, хорошо знающие свое дело.
Что должен сделать вуз, чтобы выпустить из своих стен востребованного специалиста? В первую очередь, обеспечить качественный научный фундамент образовательного процесса.
Я считаю, кадровый и научный потенциал - главное конкурентное преимущество Института международного бизнеса и экономики. Де-факто мы сейчас имеем самый мощный и динамично развивающийся научно-педагогический коллектив по сравнению с подобными институтами региона. Занятия со студентами у нас ведут 14 докторов, более 40 кандидатов экономических наук, и что очень важно - около 20 руководителей и специалистов реального бизнеса. Большая часть из них прошла стажировку в ведущих университетах США, Канады, Италии, Германии, Японии и других стран мира.
Университетское общество всегда славилось сильной наукой, что многие сейчас недопонимают. Я же уверен в приоритетности этого направления: наука помогает преподавателям становиться в профессиональном плане более сильными, а студенты благодаря втягиванию в научную работу становятся более грамотными.
Эта уверенность базируется не на голом месте. Уже четвертый год на базе института функционирует единственный в Приморском крае докторский совет по экономическим наукам, в этом учебном году к нам поступило свыше 40 аспирантов и соискателей. Начиная с 2009 года, в институте действует студенческое научное сообщество, 53 студента являются губернаторскими и потанинскими стипендиатами.
- На практике такой подход сегодня востребован?
- Несомненно. Институт международного бизнеса и экономики лидирует на образовательном рынке России по количеству и сумме выигранных грантов Министерства образования и науки РФ, целевых заказов на исследовательские проекты. Недавно коллектив института, победив в тендере, успешно выполнил проект по комплексному обследованию пассажиропотоков на всех видах городского пассажирского транспорта Владивостока по заказу администрации города. Став участником реализации Правительственной программы, мы сделали экономическое обоснование развития дорожно-транспортной сети острова Русский. Работа над этим и другими исследовательскими проектами (объем которых в 2009 г. превысил 10 млн. руб.) качественно выделяет наш институт среди других высших образовательных учреждений.
- Сегодня многие студенты жалуются, что по месту учебы им не могут предоставить достойного места для прохождения практики? В результате в багаже выпускников часто не оказывается ничего, кроме голой теории.
- В нашем случае подобных проблем не возникает. Одной из стратегических целей института является разработка эффективных экономических отношений с бизнес-средой. Два года назад мы стали устойчиво увеличивать потенциал взаимовыгодного сотрудничества с ведущими научными и образовательными центрами страны и Дальнего Востока (Институтом экономических исследований ДВО РАН, Высшей школой экономики, Дальневосточным институтом рынка и т.д.), а также с крупнейшими предпринимательскими структурами.
В данном случае речь идет не только о предоставлении мест для прохождения практики: ни один студент нашего института сейчас не испытывает проблем с получением своего первого профессионального опыта. Важно то, что мы активно привлекаем в образовательный процесс сотрудников компаний, ведущих бизнесменов, которые становятся руководителями их дипломных работ, читают лекции. Такое взаимодействие выгодно и для представителей бизнес-среды: сотрудники компаний готовят у нас диссертации, усиливая таким образом научный потенциал своего предприятия.
В этом ключе предпринимателями края охотно воспринята наша новая инициатива - выполнение бизнес-образовательных проектов для специалистов и руководителей предприятий реального сектора экономики, с которыми мы имеем более 40 стратегических договоров.
- Для будущих выпускников школ сейчас горячая пора - время выбора вуза. Можете что-то посоветовать абитуриентам?
- Главный мой совет - выбрать вместе с родителями действительно перспективное место для своего обучения и личностного роста. И мы много работаем в этом направлении.
Главное - это, конечно, качество преподавания, которое высоко оценивается студентами и работодателями. В нашем институте проводится ряд проектов по работе с абитуриентами: "В гостях у директора", "Семейный совет" и др. Мы стараемся, чтобы каждый студент чувствовал, что он нам товарищ. Это своеобразный возврат к ломоносовским временам - когда преподаватель со студентом ощущали себе "на равных". В результате мы демонстрируем высокие результаты, гарантируя профессиональные знания, успешное трудоустройство по специальности и отличные перспективы карьерного роста. По-моему, это лучшая реклама для института. Важно, что экономическая и демографическая ситуация пока никак не влияет на показатели нашего набора.
Надо понимать, что студенчество - это особая пора в жизни человека, поэтому мы всячески стараемся сделать ее запоминающейся. Мы специально тратим огромные силы и энергию на то, чтобы посвящение в студенты и выпуск стал для ребят запоминающимся событием. Однажды я спросил у своих коллег, что они считают главным на выпускном празднике. Мне ответили: "Главное, чтобы студенты радовались и смеялись". Я же считаю, что на своем выпуске студенты должны плакать. Плакать от счастья, получив диплом, и горести расставания с нашей профессурой и доброжелательной средой.