Консервация изношенной плитки, которой изначально были покрыты полы Владивостокского ГУМа, ведется согласно прошедшему госэкспертизу проекту и обеспечивает сохранность исторического элемента здания памятника, констатируют государственные эксперты Минкультуры. Сотрудники лицензированной организации, отвечающие за эту часть реставрационных работ в здании-памятнике, продемонстрировали госэкспертам технологию снятия консервационного покрытия пола, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Напомним, что в конце прошлой недели ГУМ посетили государственные эксперты министерства культуры РФ – ректор единственного РФ профильного ВУЗа "Институт искусства реставрации", академик Академии архитектурного наследия, профессор Елена Копылова и проректор "Института", академик Академии архитектурного наследия, председатель Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Маркина. По мнению экспертов, проектное решение по консервации поврежденной изначальной плитки – вполне приемлемо, поскольку позволяет в случае необходимости открыть историческую плитку безо всякого ущерба для нее.
Ирина Маркина и Елена Копылова, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов
Приглашенные авторитетные специалисты заинтересовались реальным воплощением технологии "слоеного пирога", которую реставраторы применяют для консервации напольного покрытия.
Специалистами в присутствии гостей были вскрыты несколько уже готовых участков пола, граничащих с еще незащищенной изначальной плиткой.
Как пояснили специалисты лицензированной компании, ведущей реставрационные работы, используемая при консервации исторической плитки технология "слоеного пирога" заключается в следующем: поверх тщательно очищенного первоначального покрытия укладывается два слоя полимерных материалов. Затем на консервируемом участке пола делается бетонная стяжка, а уже на нее укладывается современная керамогранитная плитка.
Для аккуратного снятия консервирующего покрытия в слое стяжки выполнены пропилы. Пропилы делаются не на всю глубину стяжки, чтобы не повредить историческую плитку.
Пропилы в стяжке, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов
Реставраторы вбивают деревянные клинья под слой стяжки. Использование мягкого дерева обеспечивает сохранность плитки. Слой полимерного материала между плиткой и стяжкой позволяет клиньям легко "поднимать" стяжку.
Вскрытие стяжки, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов
Под стяжкой четко виден слой полимерной пленки, который и обеспечивает сохранность плитки, не давай соприкасаться с ней бетону.
Снятие пленки, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов
Под полимерным материалом четко видна сохранившаяся и неповрежденная в процессе снятия участка стяжки изначальная плитка.
Законсервированная плитка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов
Как смогли убедиться госэксперты Минкультуры РФ, использованная технология действительно позволяет легко освободить историческое напольное покрытие ГУМа, исключая возможность каких-либо его повреждений.
Обсуждение технологии, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов
"Реставрационные работы, выполненные на данном объекте по разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документации, выполнены на хорошем уровне и не вызывают замечаний", - отметили в своем экспертном заключении представители профильного ВУЗа.
Эксперты также заключают, что полы, выложенные метлахской плиткой и закрытые в настоящее время облегченной бетонной стяжкой, предлагается оставить как временное приспособление - при условии разработки в дальнейшем проекта реставрации исторических керамических полов.
В целом же, несмотря на произведенные изменения, здание сохранило основные параметры планировки, объемно-пространственной композиции, фасадов и внутренней планировки, элементы архитектурного декора фасадов и частично интерьеров, внутреннего убранства лифта и лестницы, считают представители "Института искусства реставрации".
"Данный объект в большей его части сохранился и является неотъемлемой первоначальной функциональной частью исторического комплекса построек универсального магазина "Торговый дом "Кунст и Альберс", - говорится в экспертном заключении.
Вместе с тем авторитетные эксперты обратили внимание реставраторов и на некоторые отклонения от первоначального проекта, которые были допущены подрядчиками. Как заявил представитель руководства ОАО "Владивостокский ГУМ", проект реставрации будет откорректирован с учетом заключения экспертов, а также благодаря совместной работе с департаментом культуры Приморского края.
От редакции агентства напомним,, что то в феврале 2014 года сотрудники департамента культуры Приморского края провели внеплановую проверку реставрации Владивостокского ГУМа. Проверяющие обнаружили некоторые несоответствия между первоначальным дизайн-проектом "Старого ГУМа" (здание на Светланской, 35) и фактически проводимыми работами. Впрочем, выявленные несоответствия не нанесли ущерба историческим интерьерам торгового дома, отметили в краевом департаменте культуры.
Тем не менее, реставраторы приостановили все работы - несмотря на имеющиеся заключения экспертиз и разрешения на ведение работ - для того, чтобы еще раз проверить рабочую документацию проекта совместно с департаментом культуры Приморского края. Как ранее отметил исполнительный директор ОАО "Владивостокский ГУМ" Виталий Слюсарев, все уже завершенные в здании работы проведены в соответствии с проектной документацией, подготовленной на основании заключений государственных экспертиз.
Также, как ранее сообщало РИА PrimaMedia, проведенное специалистами обследование уникального исторического напольного покрытия ГУМа показало – австрийская плитка сильно изношена, так как напольное покрытие при нормативе в 20-100 лет служит уже порядка 129 лет. Общий же физический износ полов здания составляет 50%.
Согласно выводам ведущих московских экспертов, осуществивших историко-культурную государственную экспертизу научно-проектной документации, проект реставрации Владивостокского ГУМа, реализуемый сейчас в краевом центре, обеспечит сохранение регионального памятника. Все мероприятия, предложенные в проекте, соответствуют требованиям законодательства и охранному обязательству культурного наследия, констатировали эксперты.
Как ранее сообщила агентству аккредитованный Росохранкультурой эксперт, завотделом организации работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия министерства культуры Московской области, член научно-методического совета министерства культуры Московской области Ольга Гаева, уникальное плиточное покрытие полов Владивостокского ГУМа необходимо сберечь от высоких нагрузок, которые этот элемент интерьера испытывает в современных условиях эксплуатации здания-памятника. Предложенные реставраторами ГУМа мероприятия по консервации плитки позволят сохранить раритетное покрытие, заключает эксперт.