Сухогруз "Нью Стар", зарегистрированный под флагом Сьерра-Леоне 12 февраля покинул порт Находка и незаконно пересек границу РФ. После длительного преследования российский пограничный корабль остановил сухогруз. В ходе конвоирования в порт Находка в условиях плохой погоды и усилившегося шторма капитан принял решение об эвакуации, спасти удалось восемь членов экипажа из 16.
"Поздно вечером 12 февраля сухогруз "Нью Стар", не пройдя таможенного и пограничного оформления, без получения соответствующего разрешения властей самовольно вышел от места стоянки в заливе Находка в сторону государственной границы, что зафиксировал пост технического наблюдения пограничной службы. Такие действия явились грубым нарушением требований статей закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" и федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации", сказал представитель МИД РФ.
По его словам, с целью преследования и задержания судна-нарушителя было направлено дежурное пограничное судно сопровождения "Приморье" и пограничное патрульное судно "Маньчжур".
"С 3.41 до 10.10 13 февраля российские пограничные корабли подавали на судно "Нью Стар" принятые в международной практике сигналы об остановке и о возможном применении против него оружия. В частности, пограничное патрульное судно "Маньчжур" с 4.00 до 9.00 непрерывно преследовало судно "Нью Стар" на близкой дистанции (3-8 кабельтовых), подавая сигналы к остановке. Однако сухогруз по-прежнему не реагировал, на связь не выходил и, опасно маневрируя, продолжал уходить от преследования. К 8.00 подошло пограничное судно сопровождения "Приморье", которое также начало подавать сигналы к остановке", - уточнил Нестеренко.
Дипломат отметил, что с учетом игнорирования "Нью Стар" команд к остановке в 10.10 по местному времени во время преследования в исключительной экономической зоне РФ были произведены предупредительные выстрелы в соответствии с действующими законодательными нормами о применении оружия при защите государственной границы. Однако судно-нарушитель на предупредительную стрельбу не реагировало, продолжая следовать курсом на выход из исключительной экономической зоны РФ.
"В этой ситуации в 10.51 пограничный корабль вынужден был произвести стрельбу на поражение по носовой части сухогруза, чтобы не задеть экипаж судна, рубка которого находится на корме. "Нью Стар", тем не менее, по-прежнему не реагировало и продолжало движение прежним курсом. Исходя из игнорирования судном-нарушителем всех сигналов и команд к остановке, через продолжительное время, в 16.15 пограничный корабль был вынужден снова произвести стрельбу на поражение по винто-рулевой группе судна-нарушителя. Даже после этого "Нью Стар" продолжало попытки уйти и было остановлено только около 18.00", - сообщил официальный представитель МИД РФ.
Он подчеркнул, что применение пограничным кораблем оружия было произведено только после использования всех предусмотренных российским и международным законодательством сигналов к остановке судна-нарушителя.
"Капитан судна в течение 18 часов не выполнял законные требования пограничных властей, длительное время упорно игнорировал сигналы и команды пограничных кораблей", - подчеркнул российский дипломат.
По его словам, после того как судно было остановлено, капитан "Нью Стар" вышел, наконец, на связь, сообщив, что судно ложится на обратный курс в порт Находка, никто из членов экипажа не пострадал, судно на ходу и в помощи не нуждается.
"При следовании в порт Находка в условиях плохой погоды и усилившегося шторма капитан "Нью Стар" 15 февраля в 3.40 передал, что в связи с выходом из строя главного двигателя и рулевого устройства судно легло в дрейф в 65 милях от залива Находка. Осмотровую группу из-за плохих погодных условий высадить на борт сухогруза было невозможно. В 7.55 капитан "Нью Стар" подал сигнал бедствия и решил эвакуировать экипаж, хотя судно держалось на плаву, не было обесточено, имело работающие средства связи, что позволяло продолжить борьбу за спасение сухогруза", - заявил Нестеренко.
Он сообщил, что в 8.50 экипаж покинул судно "Нью Стар" с использованием спасательных плотов (на них разместились, соответственно, на первом - пять граждан Индонезии и три гражданина КНР, а на втором - один гражданин Индонезии и семь граждан КНР), хотя на судне имелись два спасательных бота.
"Причем один из плотов был открытым и абсолютно не приспособленным для сохранения жизни людей в условиях сильного шторма и зимних температур (скорость ветра - до 28 метров в секунду, высота волн - до семи метров, температура воды плюс четыре-шесть градусов Цельсия, воздуха пять-восемь градусов ниже ноля). В результате открытый плот сразу же наполнился ледяной водой, часть экипажа смыло в море", - подчеркнул Нестеренко.
В этих условиях, продолжил дипломат, российские пограничники предприняли все возможные и своевременные меры по спасению экипажа.
"Спасательная операция крайне затруднялась штормовой погодой. К 9.40 15 февраля пограничный корабль поднял на борт восемь человек с закрытого спасательного плота. Были также предприняты попытки поднять людей с открытого плота, закончившиеся неудачей. Все это время судно "Нью Стар" по-прежнему держалось на плаву. Спасательные работы были продолжены подошедшим в район аварии спасательным судном "Лазурит", которое вело их вплоть до 20 февраля", - сказал Нестеренко.
Он добавил. что, в результате были спасены только восемь членов экипажа. Все они размещены в одной из гостиниц Находки, состояние их здоровья удовлетворительное. Посольство России в КНР оперативно выдало визу представителю компании-судовладельца. Представительство МИД России во Владивостоке оказало необходимое содействие китайским консульским работникам в организации встреч со спасенными членами экипажа и представителями следственных органов. В настоящее время компетентные органы РФ продолжают расследование всех обстоятельств инцидента. Правоохранительные органы РФ в отношении капитана судна "Нью Стар" возбудили уголовное дело по части 1 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации.
"По имеющимся данным, члены экипажа "Нью Стар" сообщили, что в ходе преследования просили капитана выполнить требования остановиться со стороны российских пограничных кораблей, однако капитан, находившийся на связи с компанией-судовладельцем, отказывался это сделать. Капитан "Нью Стар" также подтвердил, что на него оказывалось сильное давление компанией-судовладельцем", - отметил официальный представитель МИД РФ.
Дипломат резюмировал, что вне зависимости от того, принимал ли капитан решение о несанкционированном выходе из российского порта и игнорировании законных требований российских пограничных властей самостоятельно или по указанию судовладельца - китайской морской транспортной компании, он действовал крайне безответственно, намеренно нарушая закон РФ и ставя под угрозу безопасность членов экипажа вверенного ему судна."Объективные обстоятельства указывают на то, что данный инцидент вызван действиями капитана судна "Нью Стар", который должен нести всю вину за происшедшее", - заключил официальный представитель МИД России.