Триллер "Седьмой код"
Фото: скриншот видео

Владивосток в зарубежном кинематографе: возбуждающий и фантастический

Иностранные режиссеры видели столицу Приморья романтическим и опасным "краем земли" (ФОТО, ВИДЕО)

Общество

16.10.2021

Владивосток стал одним из первых городов в России, испытавшим на себе влияние зарубежного кинематографа. Иностранных режиссеров столица Приморья привлекала своей историей и военной мощью, романтическими образами и бандитским прошлым. О первых черно-белых кадрах европейских операторов, необычных японских сюжетах и фантастических триллерах американцев — в обзоре ИА PrimaMedia.

Жители Владивостока в черно-белых кинолентах

В 1899 году на главной улице Владивостока французский оператор, имя которого уже вряд ли кто вспомнит, поставил киноаппарат. В течение получаса он снимал владивостокцев, идущих по Светланской. Затем эту пленку демонстрировали в местных кинотеатрах. Горожане шли на сеансы и с радостью узнавали себя и своих знакомых. Фильм с владивостокцами в главной роли пересмотрели все желающие и по нескольку раз. Подобного фурора на тот момент не произвела ни одна игровая картина.

С начала ХХ века и до 1922 года во Владивостоке еще не раз снимали документальное кино, но были и проекты съемок игровых фильмов. В 1919 году американцы собирались снимать фильм по сценарию владивостокского футуриста Венедикта Марта, но этот план в условиях гражданской войны остался неосуществленным.

В советском игровом кино Владивосток появился в 1927 году, а в зарубежном лишь спустя 10 лет.

Хоть и не напрямую, наш город упомянул классик европейского кино Георг Вильгельм Пабст.

Владивосток в зарубежном кинематографе, Фото с места события из других источников

Владивосток в зарубежном кинематографе, Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

В 1938 году Пабст во Франции и Сайгоне снимал фильм "Шанхайская драма" (Le Drame de Shanghai). Действие фильма происходит в среде русской эмиграции в Шанхае, а один из главных героев фильма — бывший белый офицер, который бежал в 1922 году от красных из Владивостока. Его предсказуемо зовут Иван. Русского Ивана съедает ностальгия по Родине, которую он унимает в шанхайских барах.

Возбуждающий портовый город

После того, как в 1935 году Владивосток стал главной базой ТОФ, город становится все более закрытым. В 1946 году он был окончательно закрыт для иностранцев, а позже — и для советских граждан, не прописанных в Приморье. Этот статус не способствовал появлению здесь иностранных съемочных групп. Однако город и край изредка упоминались в зарубежном кино.

В 1974 году киногруппа знаменитого японского режиссера Акиры Куросавы в Арсеньеве снимала фильм "Дерсу Узала".

Странно, что в Арсеньеве — тоже закрытом городе — Куросаве снимать разрешили, а во Владивостоке — нет.

Фильм "Дерсу Узала" режиссера Акиро Куросавы снимался в Арсеньеве, Фото с места события из других источников

Фильм "Дерсу Узала" режиссера Акиро Куросавы снимался в Арсеньеве, Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Голливуд также нет-нет, да и вспоминал, что где-то на краю света существует закрытый порт Владивосток. В 1988 году на студии Metro-Goldwyn-Mayer была снята криминальная драма с элементами черной комедии "Рыбка по имени Ванда". Этот шедевр режиссера Роберта Крайтона уже стал классикой. Действие фильма происходит в Лондоне, где преступная группа в лице двух англичан и двух американцев ограбила ювелирный магазин и передралась в борьбе за добычу.

Владивосток здесь, казалось бы, и не при чем, но главная героиня Ванда (Джейми Ли Кертис), довольно безразличная к сексу, возбуждается, когда с ней говорят на иностранном языке. Ее любовник Арчи в финале фильма "заводит" Ванду русским языком.

В его устах это звучит так: "борщ, Пушкин, пирожки, Толстой, котлеты по-киевски, Достоевский, матрешка… Владивосток!"

Почему Владивосток? Загадка. Неужели название города настолько же известно в мире, как и другие, упомянутые русские слова, и настолько эротично звучит?

В фильме "Рыбка по имени Ванда" Владивосток упоминается в необычном контексте , Фото с места события из других источников

В фильме "Рыбка по имени Ванда" Владивосток упоминается в необычном контексте , Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Владивосток — гроза для США

После 1991 года Владивосток был открыт для иностранцев. Фильмов, где упоминался и снимался наш город, стало гораздо больше. Правда, поначалу они все испытывали на себе отголоски "холодной войны" и эпохи железного занавеса.

Знаменитая голливудская комедия "Убрать перископ" (1993) режиссера Дэвида Уорда начинается с того, что в штабе американского флота капитан подводной лодки рассматривает фотографии, полученные со спутника. На первом снимке хорошо видны очертания бухты Золотой Рог и полуострова Муравьева-Амурского.

"Это Владивосток — база русских подводных лодок", — говорит капитан. Американцы знали и все еще продолжали бояться военной мощи нашей страны и конкретно нашего города.

Голливудская комедия "Убрать перископ", Фото с места события из других источников

Голливудская комедия "Убрать перископ", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Два года спустя режиссер Тони Скотт снял фантастический триллер "Багровый прилив". Сюжет незамысловат: в России 1990-х царит политический хаос, и один из радикальных политиков устраивает мятеж. Мятежники, в частности, захватывают "область в районе Владивостока" и нацеливают ядерные ракеты в сторону США. К Владивостоку отправляется атомная подлодка Соединенных Штатов "Акула", призванная охладить пыл террористов.

Фантастический триллер "Багровый прилив", Фото с места события из других источников

Фантастический триллер "Багровый прилив", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

В 2000 году в США были сняты два фильма, где довольно нестандартно упоминался Владивосток. Один из них — знаменитая музыкальная драма Ларса фон Триера "Танцующая в темноте" с Бьорк в главной роли. Героиня фильма Сельма убила полицейского за то, что он украл ее деньги, отложенные на операцию сыну.

На суде судья спрашивает Сельму: "Скажите, почему вы себя повели так дико, вы же живете в Америке, а не в каком-нибудь Владивостоке".

У судьи довольно странное представление о Владивостоке, сформированное либо криминальными новостями 1990-х гг, либо образом "города где-то на краю Земли".

Еще одно довольно странное и в то же время забавное упоминание Владивостока находим в комедии "Отпетые волшебники" режиссера Джеймса Мерендино. Фокусник Макс ловит за руку карманника Хьюго, но не сдает его в полицию, а предлагает участвовать в шоу, которое "поставит на уши всю Америку". Когда Макс впадает в депрессию, карманник Хьюго подбадривает его и рассказывает следующую историю.

"Ты знаешь, откуда я?" — спрашивает Хьюго. — Я родом из России, и у меня там был брат-близнец. Мы с ним работали на металлургическом заводе. Однажды брат шел по цеху, зацепился за какой-то трос, упал в котел с расплавленным металлом и теперь он — мост во Владивостоке! Вот это неудача, а у нас так — мелкие неприятности".

Пророческий диалог главных героев в фильме "Отпетые волшебники", Фото с места события из других источников

Пророческий диалог главных героев в фильме "Отпетые волшебники", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Фильм оказался отчасти пророческим. Знаменитые теперь на весь мир мосты во Владивостоке стали строить только в 2008 году, а закончили в 2012-м, так что в 2000 году, когда снимались "Отпетые волшебники", их даже в проекте не было.

Азиатский взгляд

В 2000-х годах "проснулись" наши соседи: Китай, Япония и Южная Корея. За короткий промежуток времени кинематографисты этих стран сняли на владивостокской натуре довольно масштабные картины в совершенно различных жанрах.

Первыми принялись за кинематографическое дело во Владивостоке японцы. Следуя заветам Куросавы, мечтавшего снять кино во Владивостоке, молодой японский режиссер Хадета Такахата облюбовал столицу Приморья, как натуру для съемок своей мелодрамы "Отель "Венера".

Фильм снимался в историческом центре Владивостока, на "Миллионке", но сам город в фильме не называется. Все действие происходит в отеле неизвестного города неизвестной страны. Более того, многие владивостокцы с трудом узнают в фильме город — настолько необычно и с неожиданных ракурсов его снял японский оператор Дзюно Накамура.

В Японии "Отель "Венера" стал культовым: там существуют фан-клубы фильма, а одна из японских фирм организовывала специальные туры во Владивосток, где фанатов водили по местам съемок.

Хадета Такахата облюбовал столицу Приморья, как натуру для съемок мелодрамы "Отель "Венера", Фото с места события из других источников

Хадета Такахата облюбовал столицу Приморья, как натуру для съемок мелодрамы "Отель "Венера", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Летом 2004 года китайцы сняли во Владивостоке несколько эпизодов масштабного телевизионного сериала "Шанхайская история"о событиях Второй мировой войны. В остросюжетном сериале рассказывается история Линды — дочери еврейского банкира, которая бежит из Третьего рейха в Шанхай. Ее преследует полковник СС Мейцингер, а добрые китайцы помогают Линде уйти от погони и скрывают у себя.

Бюджет картины был высок, но китайцы сэкономили на съемках в Европе: дело в том, что во Владивостоке они снимали Гамбург образца 1940 года.

Несмотря на это, попадание довольно верное. Возможно, китайцам кажется, что любой европейский город похож на Владивосток. Но архитектура нашего города в действительности имеет некоторое сходство с архитектурой Гамбурга. Причина в том, что с 1900 по 1922 годы во Владивостоке работал гамбургский архитектор Георг Юнгхендель, построивший за это время целый ряд зданий, украсивших исторический центр города, в том числе здание ГУМа, лютеранскую кирху и еще с десяток других сооружений.

В 2005 году "киношники" из Республики Корея снимали блокбастер "Тайфун" — боевик о противостоянии международного террориста и офицера южнокорейских спецслужб. "Хороший полицейский" гоняется за террористом по всему Дальнему Востоку и Юго-Восточной Азии (Пусан, Шанхай, Бангкок), а настигает его во Владивостоке. Роковая встреча героев происходит на железнодорожном виадуке прямо в центре города у площади Борцов революции.

Блокбастер "Тайфун", Фото с места события из других источников

Блокбастер "Тайфун", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Съемки "Тайфуна" проходили также в районе фуникулера, на форте №7 Владивостокской крепости и на улице Всеволода Сибирцева, где при перестрелке в щепы разнесли заброшенный дом. В этом блокбастере кроме корейских актеров снялись несколько владивостокских артистов.

Так, актер театра им. Горького Сергей Миллер сыграл роль главы владивостокской мафии, а художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий исполнил роль врача. Худрук Театра молодежи Виктор Галкин тоже не остался без дела и исполнил роль директора китайского рынка в Уссурийске.

Блокбастер "Тайфун", Фото с места события из других источников

Блокбастер "Тайфун", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Самым современным азиатским фильмом, снятым во Владивостоке, стал японский триллер "Седьмой код" (2013). Его режиссером и сценаристом стал Киеси Куросава. Главная героиня Акико следует за своим молодым человеком во Владивосток. Впрочем, во время их встречи в России молодой человек, кажется, совсем не помнит ее.

Он предупреждает девушку, чтобы она никому не доверяла во Владивостоке, после чего сам неожиданно исчезает. Пытаясь найти его, девушка попадает в руки к бандитам, которые, отобрав у Акико все деньги, оставляют ее на пустыре за городом.

Съемки фильма "Седьмой код" проходили уже в "современном" Владивостоке, Фото с места события из других источников

Съемки фильма "Седьмой код" проходили уже в "современном" Владивостоке, Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Съемки фильма проходили уже в современном Владивостоке: с новыми мостами и развилками, с построенными и отреставрированными к саммиту АТЭС зданиями. Однако режиссер картины решил показать неприглядные места города: обветшалые дома, неухоженные берега, а также бандитско-криминальный характер города.

От истории до фантастики

В 2000-х годах фильмов с Владивостоком стало на порядок больше. Остановимся на тех, где город присутствует наиболее зримо.

В 2007 году французский режиссер Франсуа Жерар снял историческую драму "Шелк" о нелегкой судьбе производства шелка в Европе. Запрет на вывоз тутового шелкопряда из Японии и Китая привел к тому, что в середине XIX века его оттуда стали вывозить контрабандой. Молодой контрабандист Эрве отправляется из Франции в Японию за очередной партией товара. Действие происходит в 1861 году. Чтобы добраться до Страны восходящего солнца, он приезжает во Владивосток.

Историческая драма "Шелк" о нелегкой судьбе производства шелка в Европе, Фото с места события из других источников

Историческая драма "Шелк" о нелегкой судьбе производства шелка в Европе, Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Так как художественного фильма об основании Владивостока до сих пор не сняли, "Шелк" остается единственной картиной, где изображен город в самый ранний период своей истории.

Французы представили его, как небольшой китайский поселок, главной достопримечательностью которого был местный рынок, что, в общем-то, не далеко от истины, ведь за год до появления здесь русских на берегах бухты Золотой Рог стояла лишь небольшая манзовская деревушка.

Французский режиссер Матье Кассовиц в 2008 году перенес Владивосток в будущее. На киностудии 20th Century Fox он снял антиутопию "Вавилон н.э." с Вином Дизелем в главной роли. Действие этого фантастического боевика происходит в недалеком будущем, когда на Земле царит хаос после опустошающей войны. Наемник Туроп получает задание вывезти из Монголии в Нью-Йорк таинственную девушку, за которой идет охота. Дорога их приводит во Владивосток. Съемки у нас не производились — в эпоху компьютерной графики можно обойтись и без реальных съемок.

Владивосток, точнее лагерь беженцев, в который по воле создателей фильма превратился наш город в 2027 году, представлен в постиндустриальных, киберпанковских декорациях, где главным атрибутом являются хромированные изогнутые трубы разного диаметра, а обитатели лагеря заняты тем, что танцуют под техно-поп либо смотрят бои без правил.

Антиутопия "Вавилон н.э." с Вин Дизелем в главной роли, Фото с места события из других источников

Антиутопия "Вавилон н.э." с Вин Дизелем в главной роли, Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Режиссер Гильермо дель Торо в 2013 году снял фантастический боевик "Тихоокеанский рубеж". Весь фильм стойкий зритель смотрит на разрушение городов от Сиднея до Владивостока. В экшне нет ни морализаторства, ни драмы — все до безумия эпично и красочно.

Нашу приморскую столицу создатели кинокартины позволили разрушить беспощадным гигантским монстрам, восставшим из морских глубин. А спасает человечество в этой апокалиптической картине роботы-монстры, созданные человеком в борьбе против инопланетных существ.

"Тихоокеанский рубеж", Фото с места события из других источников

"Тихоокеанский рубеж", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Наши люди в Голливуде

Напоследок расскажем о том, как Владивосток попал в культовый американский сериал Lost ("Остаться в живых"). В третьем сезоне этой эпохальной фантастической саги появляется русский персонаж, которого зовут Михаил Бакунин.

По ходу сюжета выясняется, что он служил во Владивостоке, на базе слежения ТОФ. Сюжет самого сериала, как и появление там русского персонажа из Приморья, оказываются загадочными. Мы попытались выяснить, почему, собственно, этот вымышленный, но все-таки житель Владивостока, попал в сериал.

Культовый американский сериал Lost, Фото с места события из других источников

Культовый американский сериал Lost, Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Буквальное объяснение найти сложно, но, чтобы заинтриговать читателя, мы нашли удивительные и мистические совпадения. Во-первых, автором сценария того эпизода, где появился Михаил Бакунин, оказалась Элизабет Сарнофф, внучка эмигранта из России Давида Сарнова, который был радистом у Маркони. Именно Давид Сарнов один из первых принял сигнал SOS от тонущего "Титаника".

Во-вторых, оказалось, что одним из литературных источников сериала Lost стал фантастический роман советского фантаста Михаила Гуляковского "Сезон туманов", который он начал писать на острове Рейнеке во Владивостоке, где в то время располагалась база слежения ТОФ. И, наконец, актер Эндрю Дивофф, который играет Михаила Бакунина, оказался потомком русских эмигрантов, которые в 1922 году бежали из Владивостока в Венесуэлу.

Как это все между собой связано, не беремся утверждать, но наверняка какие-то точки над i могла бы расставить сценарист Элизабет Сарнофф.

Непостижимым, порой мистическим образом Владивосток появляется в зарубежном кино. Тысячи нитей, которые всегда связывали и связывают город-порт с остальным миром, играют свою роль. Дергая то за одну, то за другую ниточки, можно распутать или запутать клубок образов, которыми полон Владивосток, город загадочный и непостижимый для многих россиян, а уж, тем более, для иностранцев. Может быть, поэтому его так любят кинематографисты.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Владивосток в новом российском кино: от криминальных "спецов" до мутантов-людоедов