Первый юбилей
Пять лет Золотого во Владивостоке
Лучше, чем в Сан-Франциско
Идея строительства моста через протяженную бухту Золотой Рог была выдвинута еще в конце XIX века, но дальше предложений дело не шло. То одна война, то вторая, то третья…
А в 1959 году Владивосток по пути из США посетил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, который на общегородском митинге на стадионе "Авангард" громко заявил, что приморскую столицу надо сделать городом лучшим, чем американский Сан-Франциско. Вот тут-то местные власти обрадовались – значит и мост вроде тамошнего Golden Bridge построят.

Позже объект, соединяющий берега бухты, даже включили в генеральный план застройки города, наряду с троллейбусной линией от центра города до курортного пригорода и трамвайной линией на Чуркине протяженностью 14 км. Но новое руководство страны хрущевского энтузиазма не разделяло.
В новейшей истории России моста могло бы и не быть до сих пор, если бы не саммит АТЭС.
Старожилы приморского «Белого дома» вспоминают, все прекрасно понимали, городу не хватает денег даже на ремонт существующей инфраструктуры, куда же новое строить. Тогдашний губернатор Сергей Дарькин много раз ездил на поклон в Москву, но в финансировании, чтобы хватило на восстановление изношенных дорог, зданий, очистных сооружений, ему отказывали. Тогда и возникла идея провести во Владивостоке какое-либо крупное международное мероприятие, ведь под него государство денег обязательно даст.
К делу подошли ответственно, привлекли экспертов для подготовки специальной концепции саммита, где в подробностях было изложено, как блеснуть перед мировой общественностью, ведь юг Приморья – жемчужина России, а параллельно решить большинство инфраструктурных проблем края. И уже с этим готовым документом Дарькин в 2005 году в Пусане подкинул идею о проведении саммита АТЭС-2012 во Владивостоке президенту. Путин предложение оценил и дал свое согласие.
Тогда то и было решено – мосту через Золотой Рог быть. 30 декабря 2005 года губернатор Приморского края Сергей Дарькин подписал постановление "О строительстве моста через бухту Золотой Рог" и начались работы по проектированию.
Сергей Дарькин
Губернатор Приморского края (2001—2012)
Важно, чтобы мост через Золотой Рог был красивым, эстетичным, но также безопасным и функциональным. Уверен, новый мост должен стать визитной карточкой города и края
Мало кто знает, что на стол губернатору положили три варианта моста. Они различалась и по внешнему виду (один был висячим и два вантовых), и по ширине, и по конструкции пилонов – основных опор моста. Остановились все-таки на проекте вантового, с пилонами в виде буквы V. Губернатор сразу оценил схожесть V с приморской чайкой, ну и V - первая буква слов Victоry, Vladivostok.
К строительству приступить не могли довольно долго. А все потому, что подготовленный и отправленный на главгосэкспертизу проект первоначально вернулся с отрицательным заключением. Всего было вынесено 208 замечаний, и главное: мост выходил за рамки СНиПов и поэтому технические условия необходимо утверждать приказом Минрегионразвития. Замечания устранили, согласовали на уровне замминистра, но появлялись все новые и новые вопросы. Переписка между Росстроем, проектировщиками и заказчиками длилась несколько месяцев. Во Владивосток зачастили специалисты из Москвы, некоторые из которых не стеснялись говорить федеральным СМИ, что мост в центре города не является приоритетным проектом в подготовке к саммиту АТЭС, и что в первую очередь построят мост на Русский, а уж потом…
Леонид Вильчинский
Директор департамента дорожного хозяйства Приморского края (2004-2009 г.г.)
Мы экспертизу прошли только с третьего раза, и не потому, что там было что-то не так, а потому что были противники строительства моста здесь, во Владивостоке. Я не хочу называть их пофамильно, но эти люди закидывали письмами Москву, что такой мост нам не нужен. То им понтонный подавай, то низководный, с выходом прямо на Светланскую. Но ведь бухта-то у нас судоходная. Вот с одной стороны эти люди, а с другой Дарькин. Ему удалось добиться совещания при тогда еще министре Козаке, который прямо всем из главэкспертизы сказал: "Мост нужен. Даю вам 15-20 дней". Документ мы получили в обозначенный им срок.
От первых свай до первых автомобилей
Уже летом 2008 года строительство моста через Золотой рог началось. Генеральным подрядчиком стала Тихоокеанская мостостроительная компания - одна из крупнейших компаний Дальнего Востока, построившая в Приморье массу мостов. На субподряд взяли Дальмостострой, Примавтодор, РАСКО и ряд других организаций.
Как рассказывал заместитель генерального директора по проектированию ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» Олег Скорик (СтройМеталл, №3(5) 2008), «мост пройдет по самому центру Владивостока и соединит основную часть города с полуостровом Голдобина. Его строительство осуществляется в условиях перепада высот между берегами порядка 100 метров. Кроме того, в бухте Золотой Рог, над которой пройдет мост, базируется несколько пароходств и Тихоокеанский военно-морской флот, соответственно, никаких опор на данном участке бухты быть не может. Это обстоятельство, а также условия судовождения предопределили величину главного пролета моста, которая будет равняться 737 метрам. Балка жесткости среднего пролета моста — цельнометаллическая. Пилоны, подходные пролеты — железобетонные, так как требовалось уравновесить вес центрального пролета».
Стоит отметить, что горожане оптимизма строителей не разделяли, ведь строительство началось с неудобств.
Во-первых, был полностью перекрыт проезд в районе фуникулера из-за строительства туннеля для въезда на мост со стороны улицы Гоголя и город встал в постоянную пробку. Во-вторых, исчезла лестница, ведущая к видовой площадке на сопке Орлиной, да и сама видовая потеряла былую привлекательность, и большинство турфирм исключили эту точку обзора из гостевого маршрута.
Что и говорить, пешеходам тоже приходилось несладко. Им приходилось преодолевать место строительства по навесному оранжевому мостику. Металлическая конструкция шаталась не только от ветра, но и от шагов впереди идущего. Хорошо хоть поручни были и сетка по обе стороны в человеческий рост.
Ну а больше всего страдали жители домов, оказавшихся на месте стройки. Им спешно пытались найти жилье под расселение, но кто-то держался до последнего – пока все требования закона не будут выполнены в полном объеме. Сносить здания под пилон и опоры пришлось и на режимной территории судоремонтного завода со стороны Чуркина.
Леонид Вильчинский
Директор департамента дорожного хозяйства Приморского края (2004-2009 г.г.)
Обычно случаются проблемы с финансированием, но у нас с этим все было хорошо. Немного страшновато, так как самый большой мост в Приморье, который мы на тот момент строили, был порядка 30 метров в длину. Хорошо, что команда подобралась хорошая. Самым сложным был первый этап строительства - чтобы выйти на нулевой цикл. Нам пришлось заниматься расселением людей, многие не доверяли оценке и требовали больше денег за свое жилье. Судиться тогда времени не было, хотя мы безусловно бы выиграли. Потому ТМК приняло решение компенсировать разницу за свой счет. Потом были сносы, строительство тоннеля открытым способом - тут мы впервые проводили в центре города взрывные работы, прикрывая территорию специальными матами. Проблемы были и при бурении скважин, когда не могли найти коренные грунты. Приходилось тут же привлекать проектировщиков, переписывать проект - работали в таком режиме практически весь период.
Работы велись в темпе, уже через 5 месяцев – в декабре 2008 года - было открыто движение автотранспорта через кольцо фуникулера, автомобили поехали по крыше построенного тоннеля.
Стройка «кипела» и на других точках. Так, 10 сентября 2009 года мостовики в районе 37-го причала начали бетонирование первого пилона моста через бухту Золотой Рог. Немногим позже начали возводить и второй пилон - со стороны Чуркина.
Виктор Горчаков
Председатель Законодательного собрания Приморского края (2006-2011, 2012-2016 г.г.)
Мы с депутатским корпусом принимали участие в закладке пилона. День был солнечный, и было так волнительно, что мы участвуем в таком большом деле. В основание положили капсулу с посланием будущим поколениям. Что в нем написано, я не знаю, текст составляли сотрудники администрации Приморья.
А над городом росли временные оранжевые опоры, необходимые для поддержки анкерных пролетов. Они простояли порядка двух лет, пока мост не был построен полностью.
Когда пилоны мостового перехода достигли высоты 50-этажного дома, строители приступили к натяжению вант.
Их изготовила французская компания Freyssinet International, да не просто изготовила, но и отправила в далекое Приморье своих специалистов, которые не только обучили строителей натягивать ванты, но и контролировали установку тросов. Для строительства моста потребовалось 192 ванты. Минимальная длина - 99 метров, максимальная - 321 метр. Общая длина всех вант составила 42 км. Гарантированный срок эксплуатации вант - 100 лет.
12 декабря 2011 года на одной из главных строек АТЭС произошел неприятный инцидент. Сильнейший пожар возник на южной стороне моста, к его ликвидации были привлечены 19 пожарных расчетов. В результате возгорания моста во Владивостоке никто не пострадал. Общая площадь возгорания составила до 500 кв. метров. Ущерб составил более 68 млн рублей.
Виновным в пожаре признали монтажника ООО «Спецмонтаж-ДВ», который нарушил правила безопасности. Суд приговорил его к штрафу в сумме 50 тысяч рублей.
А работы на объекте продолжались, хоть сроки уже были затянуты - согласно конкурсной документации, компания-подрядчик должна была возвести мостовой переход и необходимые развязки за 41 месяц, то есть до декабря 2011 года.
14 апреля 2012 года была поднята последняя, замковая панель руслового пролета, тогда же строители приступили к сварке блока с основной конструкцией. Работы по стыковке у строителей заняли ровно две недели. 28 апреля были сварены последние 30 см "золотого шва" главной металлической балки жесткости.
Затем подрядчик приступил к бетонированию и укладке асфальта на мостовом переходе и работам по благоустройству. Предполагали, что мост откроют для движения в День города - 2 июля, но что-то вновь пошло не так и открытие затянулось более чем на месяц.
Долгожданный мост
Мост через бухту Золотой открыли 11 августа 2012 года. Два дня его на прочность проверяли пешеходы, а потом по нему поехали первые машины. Движение по мосту в утренние часы происходило в нормальном режиме, без заторов. К 9.00 на всем протяжении моста можно было встретить лишь несколько десятков авто. Автомобилисты отмечали, что время пути из одного района города в другой значительно сократилось благодаря мосту. Так время пути с Окатовой до Первой речки составляло порядка 10 минут. Значительно свободней стало в утренние часы на проблемных участках в районе ул. Спортивная и на пл. Луговая, однако автомобилисты на Чуркине жаловались на замедленное движение при въезде на мост.
Как это ни странно, на протяжении всего строительства мост не имел официального названия. Затем мэрия и инициативные группы граждан проводили интернет-опросы с вариантами названия. Победил вариант "Золотой", хотя мост мог бы называться Золотым Рогом, Восточными воротами, Восточной стрелой или Чуркинским.
Дискриминация пешеходов
Машины-то поехали по новому мосту, а пешеходы остались не у дел. Да еще и автобусы по нему пустили далеко не сразу. Тут и встал вопрос, а где же тротуары? Вроде бы на представленных проектах они есть, а по факту по обе стороны существуют только узкие технические проходы шириной всего 75 см. По ним двигался обслуживающий персонал, а для пешеходов они были неудобными, да и пустить по ним людей не позволяли СНИПы. Власти пообещали тогда делать мост пешеходным, как на открытии, по праздникам. Например, 1 мая или на день города. На этом и сошлись. Тем более, началась осень, потом зима, и про пешеходное движение забыли.
Но уже весной 2013 года вопрос стал обсуждаться с новой силой.
Неожиданно для всех за пешеходное движение высказалась краевая власть. И с 1 по 14 июня 2013 года Золотой мост во Владивостоке открыл свои тротуары для пешеходов "в тестовом режиме". Параллельно эксперты вели спор о безопасности. Противники высказывали осторожные опасения: люди будут кидать камни с моста, или будут сами скидываться. Сторонники тоже высказывались максимально осторожно. Кажется, все понимали, что открыть пешеходное движение – это нарушение закона, на которое ну очень уж хотелось пойти в данном конкретном локальном случае. И на него пошли.
Алексей Ширшов
Директор департамента дорожного хозяйства Приморского края (2013-2014 г.г.)
Я как житель города считаю, что по мосту можно ходить. И я сам хожу по нему. Если мне неудобно, меня не устраивают узкие тротуары, я не буду ходить. Это дело каждого. Реконструкция моста под пешеходов – непростой вопрос, и вряд ли имеет смысл. Другая сторона – хотят ли жители пользоваться и дальше теми тротуарами?
Виктор Гребнев
Генеральный директор ЗАО "Тихоокеанская мостостроительная компания"
А я не думаю, что ежедневные прогулки на расстояние более 2 км будут популярны у населения. Ну и это просто опасно. Во всем мире существует чуть больше 20 мостов такого класса, и ни на одном из них нет пешеходной зоны. Ведь чем-то их создатели руководствовались
По словам экспертов, открытие моста для пешеходов приведет к самоубийствам и несчастным случаям, ведь специального тротуара тут не предусмотрено.
Кстати, за прошедшие годы в ДТП на Золотом мосту не пострадал ни один пешеход. А с тех пор, как на нем появились камеры "Кордон", автомобилисты стали ездить аккуратнее, и аварийность снизилась на треть. Суициды были, но от этого ни один мост не застраховать. В итоге точку в вопросе поставили прокуратура и суд, все-таки закрывшие мост для пеших прогулок.


Леонид Вильчинский
Директор департамента дорожного хозяйства Приморского края (2004-2009 г.г.)
На эскизах, которые многие видели, действительно, тротуары на мосту были. Предлагались и открытые, и со специальным навесным ограждением, но на моменте проектирования мы столкнулись с тем, что если построим пешеходную зону, то не впишемся в бюджет, а больше денег нам никто не даст. Потому было принято от них отказаться. Но это лучше, чем делать мост двухполосным, как предлагала Москва.
Тем не менее, Золотой мост часто становился центром красочных и необычных мероприятий. Так, около 30 тысяч горожан 7 июля 2013 года стали участниками флешмоба "Я люблю Владивосток". Дети и взрослые прошли по мосту большой колонной в виде флага РФ, а также станцевали танец под песню о любви к родному городу. Это событие вошло в историю как самое массовое в приморской столице, сообщалось и о рекорде Гиннесса. Также Золотой мост ежегодно становится исключительно пешеходным для первомайского шествия.
Быстрорастворимый асфальт
Первая яма образовалась на мосту спустя неделю с момента запуска по мосту движения. Она появилась на крайней правой полосе, по ходу движения на Чуркин. Первая рытвина на новой магистрали быстро стала одной из обсуждаемых тем на крупном автомобильном форуме Дальнего Востока.
Сейчас дорожное покрытие моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке иначе чем "быстрорастворимым" местные жители уже не называют. За сезон его ремонтируют по несколько раз.
По словам специалистов "Примавтодора", дефекты асфальтобетонного покрытия возникают в результате совокупности причин, влияющих на работу асфальтобетонного покрытия, а именно транспортной нагрузки, температурных воздействий и сложных колебаний висячей вантовой большепролетной конструкции ортотропной плиты.
Леонид Вильчинский
Директор департамента дорожного хозяйства Приморского края (2004-2009 г.г.)
Ямы, по моему мнению, возникают не из-за нарушений проекта или большой нагрузки и нашего климата. Ведь таких проблем на Русском мосту нет, а там такой же вантовый мост с металлической балкой. Скорее всего, там виноват человеческий фактор - может быть не та смесь была применена при укладке асфальта или недоуплотнили.
Только факты
1388 метров

длина
226 метров

высота пилонов
19,3 млрд руб.

стоимость строительства
8 баллов

сейсмическая нагрузка
Made in Russia
Малые стальные блоки, из который состояли секции пролетных строений мостовых переходов, изготавливали в центральной России. Затем железной дорогой их доставляли на Находкинский судоремонтный завод, специалисты которого, в свою очередь, делали необходимые сварочные и сборочные операции и стыковали малые блоки в укрупненные секции. Во Владивосток их везли по морю понтонами "Катя" и "Степан".
Узнать подробности
Дело - банкрот
ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания», построившая Золотой мост, объявлена банкротом с 6,8 млрд рублей долга. В отношении возглавлявших ее должностных лиц возбуждены уголовные дела.
Узнать подробности
Дисциплина
Сейчас допустимая скорость на Золотом мосту - 60 км/ч. Чтобы дисциплинировать водителей, в 2014 году здесь установили фоторадары. Они работают комплексно и охватывают все полосы в обоих направлениях. Данные по каналам связи передаются на сервер центра обработки данных.
Узнать подробности
Внутри моста
Внутренняя часть пролетного строения моста - это огромные галереи, где проходит кабельная трасса электрообеспечения: наружного освещения моста, освещения внутренних помещений, пилонов, внутреннего анкерного пролетного строения и руслового, аэрозаградительная сигнализация. В крайних галереях находятся трубопроводы ливневой канализации для сброса воды с проезжей части в очистные сооружения с подогревом в зимнее время.
Узнать подробности
Где деньги?
Контрольно-счетная палата Приморского края в 2014 году провела проверку расходования средств, выделенных на сооружение Золотого моста, и выявила необоснованное завышение стоимости проекта на сумму в 300 млн рублей. Еще 889 млн рублей было необоснованно перечислено подрядчику за дополнительные объемы работ.
Узнать подробности
Адреналин
Безусловно, столь грандиозное сооружение не могло не привлечь экстремалов. На мост несколько раз проникали руферы. А пару раз прыжок с Золотого моста совершил бейс-джампер из Владивостока.
Узнать подробности
Выжить после
7 июня 2014 года произошел поистине уникальный случай. 17-летняя девушка выжила после падения с Золотого моста, из воды ее извлекли моряки пришвартованного к причалу судна. Пострадавшая провела больше недели в больнице и благополучно выписалась. Она уверяла, что все произошедшее - несчастный случай, а не попытка самоубийства.
Узнать подробности
На троллейбусе - по мосту
Группа "Мумий Тролль" увековечила мост в клипе "Четвертый Троллейбус". Съемки проводились зимой. Музыканты вместе с тысячами жителей города прошли по владивостокским улицам и по специально для съемок перекрытому Золотому мосту. Илье Лагутенко с командой удалось побывать на верхушке пилона.
Узнать подробности
Насыпь для ската
Насыпная территория в районе пилона в центре города вообще-то была временной, она была необходима для разгрузки подвозимых морем стройматериалов. Но после окончания стройки ее не разобрали, а сейчас узаконили. На ней в будущем предполагают разместить рыбный рынок в форме ската.
Узнать подробности
© 2017 ИА PrimaMedia
Made on
Tilda
.