гравюра голландца Н. Витсена в основу "Вида города Иркутска"
Фото: Н. Витсен "Северная и восточная Татария"

История иркутских крепостных сооружений: от кого и зачем оборонялись поселенцы

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю

В одной из статей мы привели рассуждения именитых ученых об истории возникновения острога, месте его основания и тонкостях датировки этого события. Отметим, что после строительства острога в 1661 году он был перестроен уже почти через 10 лет. Но на этом не прекратились преобразования, фактически,  укрепления неоднократно дорабатывали и расширялись, а сам острог (а позднее палисад), проходя многочисленные “модернизации”, просуществовал до 1760-х годов, выполняя свое главное предназначение — защита. От кого собирались обороняться первые иркутяне? О причинах бурного фортификационного строительства — в материале ИА IrkutskMedia.

О развитии острога

Иркутский острог, иногда именуемый Иркутский кремль, со второй половины XVII века (как опорный пункт) имел очень важное стратегическое значение в Прибайкалье и Забайкалье. Первый острог, поставленный Я.И. Похабовым на берегу Ангары, имел незначительные размеры 17x19 метров и гарнизон в несколько десятков человек, из которых в остроге для несения караульной службы оставались с десяток воинов. Из документов XVII века можно узнать, что через 9 лет "... тот острог погнил и развалился врознь".

Новое укрепление почти в пять раз превосходило по размерам прежнее. Возводила его артель енисейских плотников во главе с А. Барнешлевым. Новая рубленная крепость уже имела стены длиной около 108 метров и представляла из себя ровный квадрат, высота стен достигала 7,2 метра. Отметим, что выше крепостные сооружения были только у Якутского острога. 

В 1693 году после очередного опустошительного пожара крепость перестраивается. Возводится уже третий по счету рубленный город, длина стен которого достигала уже 130x130 метров. Характерно, что Иркутск перестраивался с учетом возрастающих объемов торговли с Китаем и Монголией, значительно был увеличен гостиный двор, где проходили ярмарки и совершались торговые операции. Острог 1693 года запечатлен на Ремезовском атласе Сибири. Такой же острог мы видим на рисунке голландца Н. Витсена: в основу "Вида города Иркутска" легли Ремезовские чертежи.

1 / 2

В XVIII веке крепость лишь частично перестраивалась, оставаясь в тех же границах. В начале XVIII века в периметр ее стен были встроены каменные сооружения: в береговую стену — приказная изба и Спасская церковь. Именно этим Иркутский острог отличался от всех других сибирских острожных сооружений того периода. 

Первый топографический план города составил геодезист М. Зиновьев. Его собственноручная подпись позволяет датировать документ 1729 годом — в этом году М. Зиновьев находился в Иркутске в составе посольства, следовавшего в Китай. По распоряжению главы дипломатической миссии С.В. Рагузинского вокруг Иркутска возводится оборонительная линия — палисад — общей длиной 2257 метров, который охватывал всю городскую застройку. Был создан вал, ров, 14 выдвинутых вперед редутов. Кроме того, возведены проезжие ворота: Заморские в сторону Байкала, Мельничные и Монастырские в сторону реки Ушаковки. 

План города 1768 года работы иркутского геодезиста и картографа Михайло Татаринова показывает Иркутск далеко за пределами палисада. Впрочем, самого палисада уже не существовало, фортификационное укрепление было срыто, на его месте была образована улица Большая (ныне Карла Маркса). Новых укреплений вокруг города больше не создавалось, что могло говорить об их ненадобности и отсутствии опасности для города.

Кто враг?

Среди исследователей, изучающих историю Сибирских острогов, довольно часто приводятся упоминания о военных столкновениях с местным населением, на территории которого и был поставлен острог. В то время это было распространено. Некоторые остроги подвергались нападению, а в случае малочисленности гарнизона захватывались и сжигались, как это было трижды с Братским и Верхнеленским острогом, а также дважды с Осинским.

Восстание поднималось в большинстве случаев из-за злоупотребления положением местными воеводами, которые в целях личного обогащения собирали ясак (пушной налог) выше нормы. Не менее важным фактором, способствовавшим бунтам, были ограничения для бурятских князей, теперь им запрещалось совершать военные походы на ближайшие племена эвенков и приводить любые племена в даннические отношения. 

Череда военных столкновений пошла на спад после неудачного восстания бурят Балаганской степи 1658 года, тогда к взбунтовавшимся примкнули унгинские и окинские буряты. Безуспешная осада Братского острога вынудила мятежников бежать в Монголию, часть которых вернулась в Россию в 1684 году.

В конце XVII века последнее крупное восстание бурятского населения сопровождалось поддержкой русского крестьянского населения, стрельцов и служилых людей, недовольных Иркутским воеводой в 1696 году.

Колонизационная политика Российского государства в Прибайкалье и Забайкалье затрагивала интересы не только коренного населения, но и приковывало внимание Китая, являющегося военным и экономическим гегемоном в регионе. Китай в первой половине XVII века подвергся завоеванию воинственных маньчжуров, которые создали новую обновленную династию Цин и начали наступление на территорию Монголии и Джунгарского ханства. 

Вооруженный конфликт на территории Дальнего Востока между русскими казачьими отрядами и маньчжурской армией разгорелся в 1648 году и стал прологом к более чем 40-летнему военному противостоянию с зарождавшейся маньчжурской империей. В 1686 году началась шестимесячная осада Албазинского острога, которая оказалась безуспешной.

Осада Албазинской крепости маньчжурами в 1686-1687 годах. Рисунок конца XVII века из книги Н. Витсена "Северная и восточная Татария" (1692 год)

Осада Албазинской крепости маньчжурами в 1686-1687 годах. Рисунок конца XVII века из книги Н. Витсена "Северная и восточная Татария" (1692 год). Фото: Н. Витсен "Северная и восточная Татария"

 Еще одним театром военных действий в 1688 году стало Забайкалье, где подстрекаемые маньчжурами монгольские князья с пятью тысячным войском во главе с Тушету-ханом осадили Селенгинский острог. Одной из главных задач монгольского войска было разорение русских поселений, включая Иркутск. 

Итогом российско-маньчжурского противостояния стало подписание Нерчинского мирного договора 1689 года, по которому линия разграничения русско-китайской границы проходила по реке Аргуни в Забайкалье, Амур признавался спорной территорией. После этого открытое военное противостояние было прекращено, но суть конфликта не была решена окончательно. 

Угроза военного столкновения России с монгольскими князьями, находящимися в вассальной зависимости от маньчжурской династии, оставалась открытой. Собственно, Иркутск в глазах Халха-монголов был одним из опорных пунктов, который способствовал русской экспансии в Забайкалье и Восточной Сибири.

В 1726 году в Иркутск прибывает чрезвычайный посол граф Савва Владиславович-Рагузинский, который направлялся в Китай во главе дипломатической миссии. Главная задача миссии — восстановление торговли с Китаем, разграничение сопредельных земель и снятие всех спорных моментов, приводящих к конфликту обе стороны.  Вместе с посольством в Иркутск прибыл дополнительный гарнизон. С. Рагузинскому было поручено проверить и укрепить боеготовность русских поселений в случае нападения со стороны Китая. 

Главной причиной появления в Иркутске "палисада" стало возможное военное столкновение с Китаем. Фортификационное укрепление просуществовало до 1760-х годов, практически в течение 100 лет с момента основания Иркутского острога. Если первые десятилетия существования Иркутска крепостные стены нужны были для защиты от враждебно настроенных "братских" народов, не желающих принять русское подданство или поднимающих восстания против злоупотреблений местных воевод, то в последующее время — защита от возможных нападений со стороны сопредельных территорий.