Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком
12:43
FESCO поможет создать в Приморье центр дневного пребывания для детей с инвалидностью
12:30
В Приморье ремонт моста через реку Илистую завершат в 2025 году
11:40
Месть за отвергнутые ухаживания? В Большом Камне мигрант до полусмерти избил девушку
11:33
Реконструкция экотропы в Ботаническом саду Владивостока завершается
11:13
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ
11:13
Страшный пожар во Владивостоке унес жизнь 30-летней женщины
11:04
Жизнь бизнес-классом в ЖК "Edelweiss Золотой Рог"
11:00
В билайне стартовал предзаказ на iPhone 16
10:50
Пьесу "Балаганчик" Александра Блока поставят во Владивостоке
10:35
Затруднения в движении ожидаются на развязке во Владивостоке из-за геологических изысканий
10:30
Приморские рыбоохранители изъяли 17 км сетей и спасли сотни килограммов рыбы
10:10
Во Владивостоке грубое нарушение ПДД стало причиной гибели мотоциклиста
09:59
Во Владивостоке мигрант напал на журналиста во время съемки демонтажа ТЦ
09:41
Кипяток затопил многострадальную улицу Борисенко во Владивостоке
09:20
Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком 12:43
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ 11:13
В Приморье будут выпускать эндопротезы из титановых сплавов 08:44
ВАРПЭ и Правительство Магаданской договорились развивать рыбную отрасль региона вместе 11 сентября, 17:08
Сбер поможет ГК "Восток Лидер" внедрить ИИ в производственные процессы 11 сентября, 15:54
"ТСД Развитие" и Дальневосточный Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве 11 сентября, 14:21
"Желаю удачи команде города": Тарас Фищук рассказал о причинах своей отставки 11 сентября, 14:14
Владивосток остался без начальника управления градостроительства и архитектуры 11 сентября, 13:17
"Наша цель – способствовать воплощению инвестпроектов, повышая их эффективность" 10 сентября, 21:30
Антон Волошко выступил с инициативой по совершенствованию миграционного законодательства 10 сентября, 16:20
Крупный алмаз ювелирного качества добыли в Якутии 10 сентября, 09:20
"Русагро" не отпустили с Кипра в спецрайон на острове Русском 10 сентября, 08:49
Интервью с Георгием Толорая о роли и месте России в Северо-Восточной Азии 9 сентября, 12:30
Еврейская автономная область на ВЭФ-2024: как это было 9 сентября, 12:15
В трех муниципальных кампаниях в Приморье не победил ни один коммунист 9 сентября, 11:14

Дальний Восток 15 января. Во Владивостоке открыли памятник Моряку загранплавания

Этот день в истории - листок памятных дат от Сергея Корнилова
Моряк Эдик ИА PrimaMedia
Моряк Эдик
Фото: ИА PrimaMedia

Дальний Восток 15 января. "Этот день в истории".

15 января 1851 г. родился Иван Павлович Надаров. Генерал от инфантерии, писатель, этнограф, один из исследователей Уссурийского края, в 1901 — 1904 гг. — военный губернатор Забайкальской области и наказной атаман Забайкальского казачьего войска

Иван Надаров родился в Константинограде (ныне г. Красноград в Харьковской области Украины). В 1867 г. окончил Полтавский кадетский корпус и в 1878 г. — Академию Генерального штаба. Служил в лейб-гвардии Егерском полку. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. В 1882 г. командирован в Уссурийский край для рекогносцировки военной дороги вдоль китайской границы. Кроме служебных обязанностей, провел этнографические, географические и лингвистические исследования в районе рек Бикин, Большая Уссурка, Даубихе (ныне р. Арсеньевка). Надаров первым исследовал и описал быт удэгейцев, а также составил первый словарь удэгейского языка.

Иван Надаров

Иван Надаров. Фото: Общественное достояние

С 1884 г. — один из основателей и активный деятель Общества изучения Амурского края (ОИАК) во Владивостоке. В 1887 г. в чине полковника назначен начальником штаба Владивостокской крепости. В 1889 — 1896 гг. — начальник штаба 29-й пехотной дивизии, в 1896 — 1897 гг. — командир 122-го пехотного Тамбовского полка. С 1898 г. — окружной интендант Приамурского военного округа. В 1898 — 1901 гг. председатель Приамурского отдела Императорского Русского Географического Общества. В 1900—1901 гг. участвовал в походе в Китай. В 1901 г. назначен военным губернатором Забайкальской области, командующим войсками и наказным атаманом Забайкальского казачьего войска. Во время Русско-японской войны 1904 — 1905 гг. — начальник военно-окружного управления Маньчжурской армии, после войны — главный начальник тыла. В 1906 — 1908 гг. — генерал-губернатор Степного края, командующий войсками Омского военного округа и наказной атаман Сибирского казачьего войска. 8 июня 1908 г. вышел в отставку в чине генерала от инфантерии. Остаток жизни провел в родном городе — Константинограде. Скончался в 1922 г. 

15 января 1888 г. трагически погиб Алексей Семенович Стенин, начальник Отдельной съемки Восточного океана

Родился в Ревеле (ныне Таллин), в семье морского унтер-офицера. С 1848 г. воспитывался в штурманском училище. В 1857 г. произведен в прапорщики корпуса флотских штурманов. В 1861 г. окончил Офицерские классы в Петербурге, стажировался в Пулковской обсерватории. В 1862 — 1879 г. служил на Балтийском флоте, занимался съемкой и и промером Финского залива. В 1880 г. назначен начальником Отдельной съемки Восточного (Тихого) океана. Под его руководством производились работы в заливах Петра Великого, де Кастри и в лимане р. Амур. 15 января 1888 г. Алексей Стенин погиб, как было отмечено в некрологе, "по роковой случайности". Именем Стенина названы остров, пролив и два мыса в заливе Петра Великого. Остров Стенина из архипелага Римского-Корсакова ныне входит в состав Морского государственного заповедника.

15 января 1913 г. родился Александр Иванович Маринеско. Капитан 3-го ранга, участник Великой Отечественнй войны, командир легендарной подводной лодки С-13, Герой Советского Союза

Александр Маринеско родился в Одессе, в в семье румынского матроса, бежавшего в Российскую империю. Мать — украинка. С юных лет плавал учеником матроса, затем окончил школу юнг, ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1-го класса. В 1933 окончил Одесский мореходный техникум, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах "Ильич" и "Красный флот". В 1934 мг. окончил штурманские классы Специальных курсов командного состава и назначен командиром БЧ-1 на подводной лодке Щ-306 "Пикша" Балтийского флота. В 1938 г. прошел переподготовку на курсах при Краснознамённом Учебном отряде подводного плавания им. С. М. Кирова, затем служил командиром подлодки М-96. По итогам боевой и политической подготовки в 1940 г. был признан лучшим на Балтике, награждён золотыми часами и досрочно повышен в звании до капитан-лейтенанта. В годы Великой Отечественной войны М-96 под командованием А. Маринеско трижды выходила в боевые походы, а в 1943 г. он был назначен командиром С-13.

Александр Маринеско

Александр Маринеско. Фото: Общественное достояние

На этой лодке прослужил до сентября 1945 г., выполнив четыре. Накануне пятого похода Маринеско должен был предстать перед судом военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (опоздал на борт из увольнения), но исполнение этого решения было задержано до выполнения им нового задания. 30 января 1945 г. С-1" атаковала и потопила немецкий лайнер "Вильгельм Густлофф", на борту котором находились около 2 тысяч немецких военнослужащих и около 4 тысяч гражданских беженцев. Впоследствии критики Маринеско ставили это ему в вину, но "Густлов" был вооруженным военным кораблем и представлял собой законную военную цель, а о беженцах Маринеско не знал. 10 февраля 1945 г. на подходе к Данцигской бухте С-13 потопила транспорт "Генерал фон Штойбен". Маринеско простили прежние прегрешения и представили к званию Героя Советского Союза, но заменили орденом Красного Знамени. С-13 была единственной из тринадцать лодок серии "С", которые воевали на Балтике.

Маринеско поступал вопреки неписаным законам подводного флота: атаковал от вражеского берега, уходил от погони к месту потопления транспорта противника, его "эска" шла туда, где её не ждали. После войны Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства "Сева" и "Ялта", но был списан на берег по состоянию здоровья. В 1949–1950 гг. был заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. По сфабрикованному делу осуждён 14 декабря 1949 г. на три года лишения свободы. Отбывал наказание в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя. В заключении работал грузчиком в порту и на рыбзаводе с. Датта Ванинского района Хабаровского края. 10 октября 1951 г. был досрочно освобождён.

Скончался в 1963 г. Адмирал Н. Г. Кузнецов, в 1968 г. написал в журнале "Нева": "В сложной и беспокойной натуре командира С-13 высокий героизм и отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьёзным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной". В 1990 г. Александру Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В 2013 г. в пос. Ванино была открыта мемориальная доска, посвященная А.И. Маринеско.

15 января 2013 г. во Владивостоке состоялось открытие памятника Моряку загранплавания.

Идея памятника принадлежит известному владивостокскому журналисту и блогеру Руслану Вакулику. Обсуждение проекта происходила на различных интернет-площадках и в социальных сетях. Идея была поддержана городской администрацией, ее активно продвигал главный художник Владивостока Павел Шугуров, автором памятника стал скульптор, сам в прошлом моряк загранплавания, Георгий Широглазов.

Памятник стал первым во Владивостоке произведением подобного жанра — уличной скульптурой малой формы. Фигура моряка загранплавания выполнена в натуральную величину человеческого роста, в масштабе 1:1 (примерно 180 см). Моряк, получивший народное имя "Эдик", изображен молодым человеком в джинсовом костюме с фирменным пакетом, саквояжем и виниловыми дисками модных в 1970-1980-е гг. групп АВВА, Deep Purple и Led Zeppelin. По легенде, он только что вернулся из рейса, сошел с парохода и ловит такси характерным жестом, подняв вверх большой палец вытянутой руки.

"Эдик" был установлен на тротуаре Океанского проспекта, у перекрестка с ул. Адмирала Фокина и стал местом паломничества туристов и жителей города. Практически сразу родилась традиция — считалось счастливым знаком подержаться за большой палец руки Эдика, которой он ловит такси, поэтому со временем, когда бронза памятника покрылась патиной, большой палец по-прежнему сверкает благородным блеском металла, отполированный тысячами рук.