Инвестиционный проект, резидент Свободного порта Владивосток, индийская компания ООО "М. Суреш Владивосток" вот уже два года производит в приморской столице бриллианты из необработанных алмазов. К апрелю 2022 года объём инвестиций в компанию уже составляет 3 — 3,5 млн долларов — и это не предел. Об устройстве работы, влиянии санкций на производство бриллиантов, преференциях, последствиях пандемии и расширении производства — в рамках пресс-тура по производству узнал корреспондент ИА PrimaMedia.
Производство бриллиантов во Владивостоке. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Так и не скажешь, что внутри неприметного здания светло-серого цвета скрывается настоящий бриллиант, а точнее — производство бриллиантов. После прохождения нескольких точек контроля — снова удивление: никакого ослепляющего света люстр. Темное помещение, рабочие столы в несколько рядов, на них лампы — так можно сосредоточиться на изделии. Несколько десятков пар темно-карих глаз мельком смотрят на нас и снова утыкаются в лупы.
"У нас должно быть 200 человек, сейчас работает 61. Здесь у нас высококлассные специалисты — они в профессии в среднем по 25 лет. 70% работников — граждане Индии. К сожалению, в России, особенно в Приморье, нет таких специалистов по огранке", — говорит генеральный директор производства бриллиантов "М.Суреш" Гаутам Рупеш.
Генеральный директор ООО. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Русский персонал, отмечает он, в основном, работает на административных должностях. По словам гендиректора, им хотелось бы нанимать на работу людей с опытом, но, так как это сложно, готовы принять хотя бы десяток молодых специалистов и обучить их.
"Когда была пандемия, сотрудникам не давали разрешение на работу. Например, к апрелю 2021-го года у нас осталось 25 работников. Мы все равно продолжали делать бриллианты. Потом в апреле границу открыли, мы снова получили разрешение ", — отметил Гаутам Рупеш.
Сначала на производство поступает алмазное сырье. Его отправляют на взвешивание. Потом — на разметку, где у будущего бриллианта определят грани. Технологи осматривают камень и отдают на огранку, потом готовое изделие попадает к оценщикам — и можно на продажу.
"Я работаю за лазерным станком, сканирую камни, напрямую работаю с огранщиками и технологами. Технолог смотрит камень на наличие ошибок, проточек, трещин, включений", — поделился оператор лазерного станка на производстве бриллиантов "М. Суреш" Евгений Басов. Он как раз из того небольшого процента русских работников на производстве.
Если алмазное сырье достаточно большое, из одного камня могут сделать сразу несколько бриллиантов. Для этого его пилят специальным лазерным оборудованием — иначе никак, алмаз, как известно, самый твердый материал в мире. Основная работа тут за компьютером, человек только контролирует процесс.
Самая большая проблема, с которой может столкнуться работник такого производства, — это, пожалуй, падение зрения. Работа кропотливая, и огранщики, и технологи часто смотрят в маленькую лупу — оценивают качество проделанной работы.
Есть несколько секретов, чтобы сохранить остроту зрения: не прикрывать второй глаз, смотря в увеличительное стекло, пользоваться каплями и промывать свои "зеркала души" .
Индийская алмазная компания M.Suresh, учрежденная в 1968 году, покупает алмазное сырье у АК "АЛРОСА" (Россия). Благодаря этому проблем с доставками нет.
"И в России сырья много, к счастью" — отметил Гаутам Рупеш.
Производство бриллиантов во Владивостоке. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Экспорт же сейчас, по словам генерального директора производства "М. Суреш", идет в Ботсвану и Объединенные Арабские Эмираты компаниям-посредникам. Производят в день примерно 15-20 камней, в месяц выходит где-то 800-850 карат. Всё идет за границу.
"Санкции нас пока никак не затрагивают. Между Россий и Индией все хорошо. Но все меняется каждый день. Сегодня, например, в отношении "Альфа-Банка" ввели санкции. Поэтому, возможно, будем искать другой. Всегда нужно найти какую-то другую дорогу", — заявил Гаутам Рупеш.
Наличие производства во Владивостоке дает компании определенные преференции. ООО "М. Суреш" — резидент свободного порта Владивосток. Компания может пять лет не платить налог на прибыль.
"Если товар идёт через наши порты, то у нас нет пошлины. Корпорация развития Дальнего Востока всегда готова помочь. Мы вообще рассчитывали выйти на рынки, которые рядом с Владивостоком: Южная Корея, Япония, Гонконг. Но начались проблемы с пандемией, все закрыли. Так что пока туда не вышли с нашей продукцией, но думаю, потом все-таки сделаем это. Мы, в свою очередь, создаём рабочие места во Владивостоке, вкладываемся в запчасти, расходные материалы", — сказал глава компании.
Сейчас по плану — расширение. Изначально на производстве была только ручная огранка камней, потом появились технологии. Оборудование стараются везти из Израиля, говорят, оно там лучшее.
Производство бриллиантов во Владивостоке. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
"Сейчас у нас есть уже полуавтоматическое оборудование. Например, один станок — мы получили его примерно 2-3 недели назад — может делать огранку сразу четырёх бриллиантов", — рассказал Гаутам Рупеш.
Все — для увеличения производительности. Станок будет делать 90 % работы, человек — 10%. Таким образом, то же самое количество людей будет успевать делать больше бриллиантов.