Юрий Диденко: "Мне стыдно читать победные рапорты чиновников от рыболовства"

Экс-президент "Дальморепродукта" раскритиковал стратегию развития рыболовного флота РФ
Юрий Григорьевич Диденко. Фото: novostivl.ru

8 февраля 2011, PrimaMedia. ВЛАДИВОСТОК, 8 февраля, PrimaMedia. В интервью деловому еженедельнику "Конкурент" Юрий Диденко высказал альтернативную точку зрения на состояние и перспективы развития рыбной отрасли.

- Я не верю цифрам, озвученным на прошлой неделе Росрыболовством в проекте Стратегии развития рыболовного флота страны. Давайте посмотрим правде в глаза. По данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), Россия находится на одном из последних мест в мире по вылову на 1 тонну регистрового тоннажа. По общему вылову отрасль на 7-8-м месте. Не выполняются многочисленные планы правительства и программы по возврату утерянных Россией позиций, возвращению в Мировой океан, включая и "Морскую доктрину РФ до 2020 года", утвержденную президентом России. Согласно этому документу, освоение и закрепление за Россией ресурсов Мирового океана является стратегической целью российского государства. Что-то сделано? Нет. Почитайте доклад руководителя отрасли в 2007 г. на правительственном часе в Совете Федерации о планах по увеличению вылова в открытом океане в 50 раз до 1,5 млн тонн в 2009 году. Где этот вылов?

Посмотрите на планы создания Росрыбфлот-Нацрыбфлот: под актуальным лозунгом выхода госкомпании в Мировой океан у рыбаков планировали забрать суда, которые просто не могут в силу технических причин работать в открытом океане. Просто мошенничество. А в это время Россия неуклонно, устойчиво и последовательно продолжает терять ресурсы вне своей экономзоны, просто в связи с нашим отсутствием там. Это потери, не восполнимые для будущих поколений россиян. Поэтому мне просто стыдно читать нынешние победные рапорты. Какие фундаментальные изменения произошли в отрасли?

Мы не вышли в океан и не выиграли войну за пищу, которая уже давно идет. В нашей экономической зоне мы просто выбрасываем за борт половину улова, т.е. той же еды. Миллионы тонн. Они что, никому не нужны? Государство не делает рыбакам, которым отдало эти ресурсы на 10 лет, даже намеков на необходимость рационального использования своих рыбных богатств. Почему? Потому что наш устаревший флот не может существовать без такого узаконенного браконьерства? И еще, что касается победных рапортов: преступно вводить страну в заблуждение, включая и первых лиц государства. Даже в середине 90-х прошлого века страна ловила значительно больше сегодняшних 4 млн тонн.

В чем конкретно успехи отрасли? В том, что ОДУ (общедопустимый улов) минтая увеличивается последние годы? И на этом основании трубить об успехах в развитии отрасли? Но ведь ни для кого не секрет, что кривая общей добычи и ОДУ практически параллельны. Резкое уменьшение вылова в начале 2000-х годов связано именно с резким уменьшением ОДУ минтая. Сегодня тенденция обратная: ОДУ минтая последних лет резко растет. Вот и все успехи. Ну как можно бить в ладоши, если только мы, дальневосточники, раньше ловили более 5 млн тонн ежегодно, а сегодня вся страна ловит менее 4 млн тонн?

Получается, что сформулированная правительством стратегическая задача о достижении к 2020 году лидирующих позиций среди мировых рыболовных держав путем перехода отрасли от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному не более чем декларация. Прочтите внимательно "Стратегию развития рыболовного судостроения". Опять пропахшие нафталином дотации, убыточные экспедиции. Государство будет определять, и какие суда нужны рыбакам, и контролировать цены при судостроении. Разработчики стратегии как будто живут в позапрошлом веке! Они абсолютно не учитывают тот гигантский рывок в мировом рыболовстве, который произошел в последние десятилетия. Техника и технологии не стоят на месте. Не просто не стоят - происходят целые революции, которые мы, к сожалению, не замечаем. Сегодня ведущие суперсовременные высокотехнологичные траулеры-процессоры мирового флота, использующие передовые технологии, разнообразную спутниковую информацию, ведут промысел в открытом океане совершенно в автономном режиме. Автономная, эффективная работа судов в открытом океане уже давно доказана на практике.

Поэтому утверждаю, что, несмотря на разговоры о лидерстве, предлагается вариант развития отрасли, который на долгие десятилетия определит техническую и технологическую отсталость нашей отрасли. Мы со своим неэффективным дотационным флотом будем аутсайдерами повсюду. Поэтому стратегия является абсолютно неприемлемой, деструктивной и противоречащей основным направлениям российской государственной политики.



Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia