Малый бизнес в японской глубинке – есть шанс к процветанию

Своими коммерческими тайнами поделился Сю Мифунэ - владелец традиционной японской гостиницы – рекана – из префектуры Тоттори
Владелец традиционной японской гостиницы из Тоттори г-н Сю Мифунэ. Фото: Ольга Кускова
ВЛАДИВОСТОК, 28 февраля, PrimaMedia. Сколько бы о Японии не говорилось и не писалось, она по-прежнему остается загадочной страной для восприятия европейца. Но шум больших городов с мельканьем огней рекламы и спешащими после работы клерками - это одно. А неспешный ритм маленьких городов, черепичные крыши домов, узкие улочки, горшки с цветами у входа в дом и тут же плавающие в местном "арыке" золотые рыбки и карпы - это совсем другая Япония. О том, как живется и работается в провинциальной Японии, корр. РИА PrimaMedia рассказал Сю Мифунэ. Он - хозяин Кийя Рекан, одного из реканов в небольшом, всего на 7,5 тыс. человек жителей, городке Мисаса в префектуре Тоттори.

Несмотря на весьма ощутимую стоимость номерного фонда, в этой гостинице всегда много постояльцев. Но даже это "много" не подразумевает, что люди постоянно натыкаются в коридоре друг на друга. Ну а для того, чтобы остановиться в этом маленьком, но уютном приюте странника, путешественнику приходится о номере позаботиться заранее. Это рекан, в котором сочетаются гостеприимство хозяина, японский стиль, история и культура страны Восходящего Солнца. Но при этом здесь чувствуется некий европейский дух и проявляется масса увлечений хозяина - от живописи до коллекционирования.

- Почему Мисаса? В чем загадка этого городка?
- Поверьте, Мисаса вполне приятный город. Он известен уже сотни лет своими радоновыми минеральными источниками. В самый большой и красивый из местных отелей порой наведывается даже императорская семья. Что касается истории, то в эпоху Эдо японский воин и правитель Токугава, иногда оставлял "символы" правления - огнем и мечом - в покое, и снисходил до гуманных действий. Он не казнил, а высылал неугодных в отдаленные провинции, вот сюда, например. Бывшие фавориты понимали, что здесь к старому возврата уже нет, а жить надо, и начинали обустраиваться вдали от столицы. Неугодных набралось достаточно. Но надо было чем-то заниматься, а тут радоновые источники. Кстати, в данном районы префектуры Тоттори самый маленький процент онкологических заболеваний. Слух о целебных источниках распространился по всей империи и вот уже столетиями люди ездят сюда и поправлять здоровье, и просто отдыхать.

- Несмотря на то, что Мисаса трудно назвать туристической Меккой, как удается удерживать бизнес на плаву?
- Кийя Рекан - гостиница не в привычном понимании этого слова. Моя семья имеет здесь семейный бизнес, у нас кафе, сувениры и рекан. Рекан - это не безликий интерьер, полный стекла, пластмассы и случайных вещей. Рекан - это дух Японии, культура и традиции нашей страны. В Японии существуют государственные программы для развития и поддержания частного бизнеса. Если бизнес направлен на поддержание здоровья, развитие экологии и сохранение культуры, то существуют налоговые льготы. Кроме того, помогает и реклама. Люди ездят, рассказывают потом своим друзьям и знакомым. Я же стараюсь вести дело так, чтобы моим гостям было интересно, чтобы они понимали, что они для меня весьма уважаемые и интересные люди. Кроме того, я постоянно стараюсь придумывать что-то оригинальное, что нравилось бы гостям рекана, и они потом долго помнили эти своеобразные знаки внимания.

- Можете поделиться своими ноу-хау в ведении бизнеса?
Должен быть сервис высокого уровня. Это относится к быту и кухне. Для качественного сервиса и уюта не обязательно должны быть хром, блеск и все новомодные течения. Лучший сервис - это когда клиенту удобно. Обслуживающий персонал готов прийти на помощь в любую минуту, но это не значит, что он постоянно вертится под ногами. У каждого из сотрудников рекана есть свои отличительные черты и манера говорить, что более интересно, нежели унифицированное обслуживание. Объединяет всех одно - улыбка. Вы уже, наверное, заметили, что даже незнание языка иностранных гостей не создает проблем в обслуживании. Мы здесь просто смотрим на вещи, так что наши гости тоже могут расслабиться.

Еще один "пунктик" ведения бизнеса - современный туалет, что никак не сочетается со стилем рекана. Рекан - это традиционная японская гостиница периода Эдо (17 - 19 века), которая в то время крайне часто встречалась на основных трактах страны. Так что об унитазах с сенсорным управлением тогда мало кто слышал. Но пока туалеты удобны и чисты, люди счастливы - даже вдали от родного дома.
Не стоит забывать и об уважении к гостям. Я всегда стараюсь встретить гостей лично, приветствую их по мере возможности на их родном языке, приглашаю к столу. Первый ужин проходит всегда в праздничной атмосфере. Этому способствуют интересные истории, которых у меня в избытке, прекрасные блюда и своеобразная сервировка стола.

Несмотря на отдаленность Мисаса от мегаполисов, мы стараемся быть в курсе различных новинок. Так, наш рекан всегда старается принимать участие в конкурсах поварского искусства. И наш повар неоднократно был победителем этих конкурсов за приготовление оригинальных блюд, например десертов и закусок.

А еще у нас можно приобрести лосьон "Мисаса Мист". Он изготавливается на основе природной минеральной воды источника Мисаса, который известен богатым содержанием родона. Хочется надеяться, что с его помощью о Мисаса и японских источниках онсэнах узнают в других странах.

Клиент всегда старается вернуться в гостиницу, когда чувствует здесь внимание и ощущает домашний уют. Я своим клиентам делаю маленькие подарки. Это шаржированные портреты. В свое время я учился на менеджера, и это мне весьма пригодилось в ведении собственного бизнеса, но рисовать нравилось всегда. И вот в зрелом возрасте моя мечта стала реальностью. Рисую всех своих гостей. Среди моих "моделей" россияне, жители европейских стран, австралийцы, представители Нового Света и Латинской Америки. Они увозят мои портреты к себе на родину, рассказывают там обо мне, о моей гостинице, мне приятно. Это тоже в своем роде реклама. Некоторые гости рисуют меня. И здесь неважно, похож я сам на себя или нет.

- У вас своеобразный рекан, эдакая эклектика. Холлы и коридоры скорее напоминают музей старых вещей. Зачем это?
- Все эти вещи - лицо рекана. Что-то сам собирал, что-то друзья дарили, что-то покупал. Но за счет этого создается неповторимость отеля. Согласитесь, Мисаса - городок маленький, ритм жизни неспешный. Это не большой город, когда бежишь по делам, не глядя по сторонам. Созерцая эти милые куклы, вазы, картины, всегда можно окунуться в атмосферу прошлых лет. Вспомнить приятные моменты из личной жизни. За разговорами попробовать ароматный чай и угощения из нашего ресторанчика. Через какое-то время стираются лица собеседников, мое, как хозяина отеля, а вот воспоминания о том, что сидел за чашкой чая среди таких коллекций - остаются надолго. Еще раз замечу - ключ к успеху заключается в выражении местного колорита и поддержании традиций. Все это делает пребывание наших гостей в отеле приятным и запоминающимся.

Заметили, у нас в рекане нет одинаковых комнат. Наполнение единое, а вот интерьеры и планировка разные. Поэтому каждый номер - особенный. Дорогие отели такого разнобоя себе не позволили бы, все было бы сделано одинаково, как по шаблону. А мы не боимся такого разнообразия, людям, наоборот, в такой обстановке уютнее и комфортнее.

Нашему зданию уже не одна сотня лет. Мы стараемся поддерживать его. Хотя свои трудности присутствуют. Сейчас другое время, другие строительные материалы, другие технологии. Более того, деревянное здание и безопасность клиентов подразумевают высокие требования к пожарной безопасности. Сейчас такое здание уже не построить.

- Кийя Рекан - это ваше все? Или есть еще что-то?
- У нас кроме рекана есть еще небольшое кафе. Оно в доме напротив. Кафе расположилось на первом этаже, там я и устраиваю для гостей свои художественные сеансы. А на втором этаже живет моя семья. Мы все заняты в бизнесе гостеприимства. В Японии так часто бывает - на первом этаже размещается кафе, сувенирная лавка, магазинчик, а на втором живут те, кто заведует этим бизнесом.
В кафе можно попробовать кофе. Его готовит моя матушка, готовит по особому рецепту и технологии - методом возгонки. Гостям из Европы очень нравится. А пока кофе готовится, можно послушать музыку, посмотреть интерьер кафе. Здесь тоже собрано много удивительных вещей, и каждая - настоящий раритет. Есть старая швейная зингеровская машинка, есть граммофон, вот коллекция старых пластинок, при желании можно даже послушать. Есть коллекция стеклянных графинов и бутылок 30-х годов. Такие интерьеры тем удобны, что появление новой вещи ничуть не портит уже устоявшийся порядок.
Что касается музыки, то произведения на любой вкус - тут есть и наш японский дуэт "Дза Пинац" (прим: этот дуэт исполнил песенку "О счастливой любви", которую в СССР распевали в 60-х годах: у моря, у синего моря....), есть инструменталисты Китаро и Накамура, есть старый добрый рок, который неподвластен годам. А можно помузицировать и на пианино.
‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia