При этом средства на обслуживание тепловых узлов они исправно получают – установленные постановлением администрации города 81 копейку с квадратного метра жилья, что в сумме составляет немалые деньги, отказываться от которых управляющие компании не хотят.
"Третий отопительный сезон – одна и та же проблема"
- Владимир Михайлович, какова ситуация с подготовкой к новому отопительному сезону во Владивостоке? Какие обнаружились проблемы?
- По линии филиала "Приморские тепловые сети" ОАО "ДГК" проблем нет – все мероприятия проводятся по графику, в полном объеме. Проблема уже третий год одна и та же: управляющие компании не могут или не хотят должным образом обслуживать тепловые узлы в вверенных им домах.
Дело в том, что начиная с 2009 года ответственность за состояние индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) несут управляющие компании. Согласно Постановлению Правительства РФ № 170 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" они обязаны производить соответствующую наладку и реконструкцию инженерных систем и оборудования жилых домов. В соответствии с правилами технической эксплуатации тепловых узлов – оснастить их двумя видами автоматических регуляторов – температуры и давления. Однако наши предписания о необходимости установки этого оборудования остаются невыполненными. Из всех управляющих компаний только УК Первореченского района ведет модернизацию тепловых узлов, но в масштабе города это очень мало.
- Чем грозит отсутствие регуляторов на тепловых узлах?- По большому счету это снижает качество услуг отопления и горячего водоснабжения владивостокцев, так как без этого оборудования мы не можем подавать тепло и горячую воду в том температурном режиме, который необходим по стандартам. Регуляторы автоматически поддерживают необходимое давление в тепловых узлах, и, если они установлены повсеместно, то уже невозможна ситуация, когда в одном доме температура достигает 30 градусов, а в другом – едва теплые батареи.
- Чем управляющие компании мотивируют неисполнение предписаний энергетиков?
- Тем, что процесс этот дорогостоящий и жильцы не хотят платить за него деньги. Действительно, решение о приобретении и установке того или иного оборудования в доме должны принимать жильцы – на общем собрании. Однако регуляторы - не настолько дорогостоящее оборудование, чтобы их установка сильно "ударила по карману" каждого жителя дома. Думаю, в этом вопросе не дорабатывают сами управляющие компании, которые либо не могут донести важность данной проблемы до собственников жилья, либо попросту не хотят этого делать. Ведь речь идет об оборудовании, которое надо уметь эксплуатировать, иметь для этого высокую квалификацию и навыки. Думаю, что в большинстве управляющих компаний просто нет таких специалистов. Проблема квалифицированных кадров – по-прежнему больная тема для УК.
Необъяснимый инфантилизм
- Итак, регуляторы не установлены. Как вы выходите из этого положения?
- Вообще-то без регуляторов температуры мы не имеем права подавать горячую воду – по правилам технической эксплуатации. И надо понимать, что в этой ситуации мы идем на риск.
Когда стало очевидно, что необходимое оборудование на тепловых узлах и в этом году установлены не будут, мы пошли навстречу управляющим компаниям: на основе полученной от них информации предложили другую схему теплового узла для каждого конкретного дома, с учетом всех его особенностей. Это трудоемкий процесс, но мы на это пошли – иначе отопительный сезон в городе был бы под угрозой!
Сейчас мы выдаем новые предписания, исполнение которых уже не требует больших затрат. Но, несмотря на это, УК по-прежнему проявляют необъяснимый инфантилизм. Только некоторые компании предоставили нам информацию о состоянии тепловых узлов. Для них мы подготовили предписания, исполнение которых обеспечит надежное теплоснабжение дома. Но о десятках домов Владивостока у нас нет полной информации – мы даже не знаем, в управлении каких компании они находится! Судя по всему, руководству таких УК не важно, как дом войдет в отопительный сезон.
- Чем это можно объяснить?
- Вероятно, опять же - отсутствием квалифицированных специалистов, а также невниманием УК к проблемам теплоснабжения. Ведь работа по обслуживанию и наладке тепловых узлов в доме – это обязанность УК, за которую они получают деньги. Согласно постановлению администрации города, именно на эти цели собственники платят 81 копейку с каждого квадратного метра жилья. В перерасчете на многоквартирный дом за год – немалая сумма, вполне достаточная, чтобы содержать тепловой узел дома в порядке.
- В Приморье такая ситуация характерна только для Владивостока?
- Нигде она не стоит так остро, как в приморской столице. В Артеме, например, такой проблемы не существует, так как там тепловые узлы в домах были переданы на обслуживании нашей организации. За короткое время все узлы были отлажены и работают без сбоев. Наладка тепловых узлов в Артеме позволила вывести из эксплуатации насосную станцию, так как качество теплоснабжения обеспечивается за счет отлаженных гидравлических режимов.
- Почему во Владивостоке не пошли по такому пути?
- У нас есть группа наладки ПТС, которая могла бы взять на обслуживание тепловые узлы в домах Владивостока, и тогда мы были бы уверены в том, что все системы будут отрегулированы и подготовлены к отопительному сезону должным образом. Но управляющие компании, видимо, не готовы расставаться с 81 копейкой с каждого квадратного метра! Хотя сегодня эти деньги идут не понятно куда.
- Возникает вопрос: почему жители домов допускают подобную ситуацию?
- Когда вы выбираете, какой УК доверить управление своим домом, очень важно выяснить вопрос о наличии квалифицированных специалистов, которые будут обслуживать внутридомовые системы.
Но вот что странно: если у компании нет грамотных специалистов и материальной базы, то как она может получить "добро" на обслуживание жилого фонда?
Считаю, очень плохо, что деятельность УК сегодня не контролируется в достаточной степени собственниками жилья. Отсюда, наверное, и все проблемы.