Первые этажи многоквартирных жилых домов, занятые различными магазинами и кафе, сегодня не редкость, а обыденность. Однако до сих пор и предприниматели, и жильцы сталкиваются с проблемами из-за такого соседства. То собственники препятствуют погрузке товара, то бизнес самовольно размещает рекламу. В том, возможно ли наладить отношения между бизнесом в МКД и жильцами, ИА PrimaMedia разбирается вместе с профильным экспертом — основателем Школы ЖКХ Романом Ершовым.
Все чаще предприниматели открывают магазины, салоны красоты и иные заведения в многоквартирных домах. В первую очередь они сталкиваются с вопросом перевода жилого помещения в категорию нежилого. Особенно часто это случается на вторичном рынке недвижимости, где первый этаж изначально не предназначен под предпринимательскую деятельность.
Сегодня институт перевода жилого помещения в нежилое достаточно четко урегулирован нормами жилищного законодательства. До введения в действие нового Жилищного кодекса РФ федеральное законодательство содержало строгий запрет на такой перевод лишь с незначительными исключениями. Действующий же сегодня Жилищный кодекс принципиально изменил отношение к данной процедуре, обеспечив доступность такого процесса. Однако процедура перевода жилого помещения в нежилое хоть и не является слишком сложной, требует большого объема специфических знаний. Очень важно четко соблюдать все требования и условия перевода, учитывать все нюансы нормативно-правового регулирования этого вопроса, чтобы избежать проблем с законом и длительных судебных разбирательств.
Однако и после того, как помещение переведено в категорию нежилого, выдыхать со спокойной душой бизнесу не приходится. Впереди этап выстраивания отношений с многочисленными жильцами, многие из которых не особенно рады такому соседству. На этом этапе возможны претензии, недопонимания и нарушения как со стороны предпринимателей в нежилых помещениях, так и со стороны жильцов МКД.
Так, например, арендаторы нежилого помещения могут самовольно размещать рекламу без согласования с жильцами, делать незаконную перепланировку, осуществлять незаконные виды деятельности, продавать алкоголь после 22:00. Со стороны жильцов случаются ситуации с необоснованным завышением цен на размещение рекламы, препятствование разгрузке и погрузке товаров, написание надуманных жалоб. Важно понимать, что такие действия не несут выгоды ни одной из сторон, и их нужно стараться избегать.
"Если говорить про взаимодействие владельцев или арендаторов нежилых помещений с жильцами квартир в многоквартирных домах, то стоить выделить одну главную составляющую успеха в этом взаимодействии — желание всех сторон договариваться и сосуществовать как хорошие соседи. Особенно это важно во вторичном фонде, где жильцы чаще реагируют негативно на открытие бизнеса в доме", — считает основатель Школы ЖКХ Роман Ершов.
Несколько иначе ситуация обстоит в новостройках, в которых нередко помещения на первых этажах уже являются нежилыми и изначально предназначаются под различные виды бизнеса. Когда собственники квартир сразу понимают, что бизнес является неотъемлемой частью жизни, а бизнес — что в этом доме живут люди со своими ценностями, двум сторонам оказывается проще прийти к согласию и компромиссу.
О том, как же найти золотую середину между желаниями и потребностями бизнеса и жильцов, рассказал Роман Ершов.
"И предпринимателям, и собственникам в первую очередь важно понимать границы своих прав и ответственности. Уже с этим знанием можно идти друг другу навстречу, чтобы соседство было бесконфликтным. Моментами, которые помогут бизнесу наладить отношения с собственниками, могут стать: оплата за размещение своих рекламных конструкций, участие в дополнительных и обязательных сборах на содержание и ремонт дома. Все чаще предприниматели устраивают по своей инициативе праздники для жителей своих домов. В общем, стараются выстраивать дружественные взаимоотношения", — поделился эксперт.
Практика показывает, что соблюдение законодательства и подобные шаги навстречу жильцам со стороны бизнеса, расположенного в многоквартирном доме, становятся благоприятной платформой для дальнейшего спокойного соседства. Собственники, не заинтересованные в конфликте как таковом, также готовы идти навстречу бизнесу, который открыт к ним.