"Единая Россия" предлагает сократить численность милиционеров и отстаивает "суверенную демократию"

Член генсовета партии "Единая Россия" Владимир Плигин озвучил основные положения предвыборной программы

ВЛАДИВОСТОК, 17 августа, PrimaMedia. 16 августа в Информационном центре ЦИК партии "Единая Россия" состоялась пресс-конференция члена генерального совета партии "Единая Россия", председателя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина на тему "Правовое государство как основа российской демократии". В этом выступлении были изложены основные тезисы предвыборной программы партии. Предалагаем стенограмму его выступления по материалам официального сайта партии "Единая Россия". 

Владимир Плигин:

- С уверенностью можно сказать, что кризис существования российской государственности преодолен. В очередной раз за столетия пройдя тяжелейшие, в том числе нравственные, испытания, российская государственность сохранилась и начинает набирать динамику позитивного развития.

Конечно же, не стоит искать виновных, почему две модели в XX веке - монархическая, имперская модель и советская модель построения государства себя исчерпали. Для всех нас важно помнить, что советская модель ушла в историческое прошлое и оставила новой России огромный, до настоящего времени не исчерпанный задел в области экономической, политической, внешнеполитической. Именно этот задел дал возможность не утратить суверенное государство как важнейшую ценность, являющуюся абсолютно необходимым условием свободного развития нашего отечества.

Сейчас мы уже мало помним о начале 90-х годов. Отсутствие негативной исторической памяти для большинства из нас простительно. Но, тем не менее, основные задачи по сохранению российского государства были сохранены. Это наиболее значимая вещь, достигнутая при ведущем политическом цикле - том политическом цикле, который формально определяется границами 2007-2008 года и, соответственно, выборами в Государственную Думу и президента РФ.

Хотелось бы еще раз отметить, что нет никаких оснований воспринимать будущие выборы как некое экстраординарное, меняющее суть политических процессов событие. Основное сделано. Государство сохранено. Оно в принципе способно решать задачи внешней и внутренней безопасности, гарантировать стандарты жизни, задачи легитимизации власти.

В настоящее время появляется определенная роскошь - это возможность не в порядке аврала, не в порядке кризиса, ни каких-то явлений краха говорить о качестве российского государства и продолжить делать достаточно сложную работу по совершенствованию российской государственности.

Говоря о вопросах совершенствования российской государственности, мы, конечно же, можем говорить и проблемах, драмах, с которыми сопряжена российская действительность. При определенных подходах, анализируя эти проблемы и драмы, мы можем говорить о тупиках, но, тем не менее, мы способны решить эти проблемы, и в рамках следующего политического цикла будет продолжено решение основной задачи нашей государственности. Эта задача заключается в том, чтобы построить страну, которую граждане будут воспринимать как достойную, безопасную, уважающую личность, ее свободу и место жизни.

В рамках подготовки предвыборных документов партии "Единая Россия" мне с моими коллегами неоднократно приходилось обсуждать проблемы развития России как демократического суверенного государства.

Если мы говорим о наполнении понятия демократии, то под демократией нами понимается реализация принципа власти народа. Сильное государство, способность властей действовать в рамках своих полномочий в национальных интересах, обеспечивать исполнение законов, регулирующих общественную и хозяйственную жизнь. Это равноправие, равенство перед законом, свободные выборы, свобода слова и свобода печати.

Демократические институты могут развиваться исключительно в условиях правового государства. Дальнейшее развитие идеи нашего государства как правового государства - основная задача в области государственного строительства, на которой мы должны сосредоточиться в настоящее время.

Именно существенным сдерживающим условием развития российского общества является восприятие государства определенными слоями населения как непредсказуемого, непрогнозируемого, зависимого исключительно от воли конкретных участников политического процесса, зависимого от административного ресурса. На бытовом уровне обычно это определяется как зависимого от грязи.

Парадокс заключается в том, что необходимость развития государства как правового никем не оспаривается в силу своей очевидности. Только понимание стандарта поведения, закрепленного нормами права, добровольное принятие ограничений, связанных с этим стандартом, всеми участниками этого процесса, справедливое наказание, распространяющееся на всех без исключения лиц, включая ответственность государства, его органов и организаций могут создать прогнозируемость завтрашнего дня. Указанное должно предоставить гарантии правомерного воздействия как на отдельного индивида, так и на общественную группу, в частности ту, которая на данном отрезке исторического времени развития страны осуществляет свои властные полномочия.

Очень часто не право, а субъективная обеспокоенность своей судьбой, судьбой своих близких родственников была основным мотивом принятия решений целым рядом представителей власти. Это ведет к консервации общества на уровне принятия решений по принципу личной преданности, клановой политики, то есть уничтожает веру в право как единственно возможный инструмент управления демократическим обществом.

Часто приходится слышать, что право важно для слабых. Мне, к сожалению, часто приходилось в рамках моей профессиональной деятельности видеть трагедии, которые произрастали из этого заблуждения. Если ты позиционируешь себя как сильного и не соблюдаешь нормы права, в какой позиции ты можешь оказаться завтра? Очень часто над этим не задумываются.

Во-первых, возможное построение правового государства определяет для огромного слоя людей условия принятия решения о продолжении жизни в данном социуме. Отсутствие уверенности в возможности достичь результата правовыми средствами в условиях глобализации часто служит побудительным мотивом для того, чтобы покинуть свою историческую родину. Эти люди часто лишают себя и своих детей нормального развития в рамках своей культурной и нравственной среды. Встречаясь с произволом и коррупцией, граждане переходят в число неконструктивных оппонентов строя.

Для того, чтобы не повторять те лекции, которые были на факультете журналистики, я штрихами расскажу о содержательной стороне правового государства. Содержательной стороной правового государства является:

  • 1. наличие развитой, внутренне непротиворечивой нормативно-правовой системы,
  • 2. наличие действенной организационной системы, обеспечивающей реализацию законодательства,
  • 3. присутствие справедливой доступной системы защиты прав и законных интересов в суде,
  • 4. развитое правосознание, предполагающее готовность не только лично соблюдать установленные нормы и правила, но и решимость правовыми средствами бороться за предоставленные права.

Что касается формирования нормативно правовой базы, я полагаю, что многое в этой области сделано. Существует развитая правовая база. Вместе с тем сам законотворческий процесс недостаточно урегулирован. До настоящего времени мы пока еще на уровне общих рассуждений - не на уровне формул говорим о порядке принятия законов.

Это большая текучка законов. Вполне возможно, что мы должны устанавливать определенные периоды времени, предполагающие неизменность законов, особенно в таких сложных областях, как регулирование вопросов собственности, налоговое законодательство.

Привлекательно, но с моей точки зрения ошибкой является постоянное стремление к повышению санкций в уголовном и административном законодательстве. Это не просто дань моде. Существует искреннее убеждение, что большая санкция сыграет превентивную роль. Мне представляется, что повышение санкций должно стать возможным только в том случае, если имеющаяся норма явно утратила свою превентивную роль. Нужно признать, что в административном праве число таких норм достаточно большое.

Что касается деятельности исполнительной власти, в этой связи нужно обратить внимание на крайне противоречивый процесс, который начинает складываться. Мы говорим о возрастании роли в управлении обществом гражданского общества, об уходе государства из экономики, об образовании саморегулирующихся организаций в ряде отраслей бизнеса. И одновременно наблюдаем неоправданные размерами субъекты управления, рост государственного аппарата на всех уровнях власти.

Особого внимания требуют организации, занимающиеся правоохранительной деятельности, так как именно они осуществляют основную функцию, которая отличает государство от других субъектов, действующих на его территории, а именно принуждение. Объективный анализ показывает, что скоро мы столкнемся с явлением избыточности правоохранительного аппарата для населения страны, в которой проживают около 150-155 миллионов человек.

Конечно же, в коррупционировании любой страны суд представляет центральное звено реализации потенциала государства. Очень важно доверие к суду. В этом плане особенно важно, что именно судейским сообществом понимается и поднимается вопрос проблемы доверия к суду. На ее урегулирование, на увеличение доверия к суду нацелен целый ряд законодательных инициатив, которые были предложены в последнее время Верховным судом РФ, Высшим Арбитражным судом.

Проблемы, о которых идет речь, не могут быть решены путем чрезвычайных мер. Правовое государство будет формироваться как продукт привычки - привычки соблюдения прав со стороны всех участников общественного процесса. Я, конечно же, понимаю, что еще какой-то период времени, может быть, долгий период, уйдет на то, чтобы забыть некоторые традиционные наши пословицы (про право как дышло, закон - это не столб, можно обойти). Тем не менее, задача развития государственности в направлении формирования правового государства - это стратегическая задача, над которой надо работать. Я думаю, что часть положений, о которых я сказал выше, войдут в документы, обозначенные "Единой Россией" в связи с предстоящими выборам.

О суверенной демократии

- Говоря о содержательной стороне термина "суверенная демократия", если мы понимаем, что в мире не существует некоего шаблона, стандарта, который характерен для всех, то мы можем говорить, что существует направление, существуют некие общие принципы, которые в то же время подразумевают и некоторые особенности, характерные для того или иного сообщества, страны. Мы понимаем, что термин "суверенная демократия" должен отражать, в том числе и это наполнение. Рассуждение предполагает более детальный подход в формировании понятия, содержательной стороне. В программных документах, которые будут подготовлены к съезду, к терминам, которые будут в них употреблены, будут даны и расшифровывающие понятия.

О партийной системе

- Не является никаким секретом, что политическим руководством страны, "Единой России" ставятся задачи, связанные с формированием действенной, эффективной партийной структуры российского общества. Для этого был принят целый ряд законодательных актов, в том числе, иной порядок формирования Государственной Думы. Принимаются законодательные акты, связанные с увеличением роли партий на местном уровне, с увеличением воздействия партий на формирование институтов глав субъектов Российской Федерации.

Смысл заключается не в том, чтобы объявить себя партией, а в том, чтобы предложить обществу системную программу взглядов. Этих систем взглядов не может быть больше 4-5.

То, что в российском обществе формируется система взглядов правого характера, левого характера - это во многом закономерно, это отражает общемировую тенденцию. Нужно при этом понимать и специфику развития общества. В рамках этой специфики нам необходимо сохранить положительные тенденции. И поэтому очень многие центристские взгляды, которые отражаются "Единой Россией", важны для этого сохранения.

О работе над программой партии "Единая Россия"

- Неделю назад мы провели в Институте общественного проектирования очередное заседание по поводу программы Партии. Ранее руководителю комиссии по идеологии Олегу Морозову был передан предварительный вариант наших предложений в единый программный документ. Сейчас черновые наброски проходят стадию согласований и правок. Думаю, что к сентябрю наши предложения будут готовы окончательно.

Об изменении Конституции РФ и возможности третьего срока для Президента РФ

- Сегодня я прочитал около 20 писем людей из разных регионов Российской Федерации, написанных не под копирку, простым доступным языком, простыми человеческими словами, в которых содержались предложения изменить пункт 3 статьи 81 Конституции РФ, регулирующей правила формирования института президентства. В одном из писем содержалось кардинальное предложение об увеличении срока президентства в России до 10 лет.

Наряду с огромной позитивной оценкой деятельности Президента РФ, неверие в правовую систему как настоящую базу принятия и реализации решений приводит к тому, что люди в основном ориентируются в своей жизни не на какую-то модель поведения, а на личности в принятии тех или иных решений.

Президент же в своих выступлениях неоднократно подчеркивал необходимость сохранения Конституции. Президент глубоко понимает задачу, которая как раз и обозначена в теме пресс-конференции: формирование правового государства.

При огромном уважении к личности, которое существует в российской истории, часто обсуждается проблема: может быть мы в принципе должны ориентироваться на личность, а не на некие стандарты, в том числе правовые? Мне представляется, что нет. Для нас очень важно в условиях усложняющегося управления обществом выработать привычку соблюдать принятые правовые нормы. В известной степени в этом заключается задача по спасению и развитию российской государственности.

Говоря об этой проблеме, и Президент, и лидер Партии Борис Грызлов, конечно же, понимают задачу формирования российской власти именно в рамках действующей Конституции. И мне представляется, что это очень важно, хотя я с огромным вниманием и уважением отношусь к инициативам, которые выдвигаются в этой области.

Наша задача заключается в том, чтобы добиться всеобщего понимания правового стандарта. Лучше стандарт, лучше предсказуемость, лучше право. Значительно выгоднее соблюдать свое право. Конституция 1993 года - документ крайне сложный, она содержит многие категории, которые до конца не определены, к тому же, это документ, который до конца не реализован. Но, тем не менее, ставить вопрос об изменении Конституции в этом политическом цикле, сейчас, накануне федеральных выборов, наверное, было бы неправильным.

Мы должны и мы имеем возможность в рамках действующей Конституции сформировать высшие органы власти российского государства. При этом не меняя модели государства, обозначая функции Президента страны как доминирующую роль гаранта Конституции, как лицо, определяющее аспекты внешней и внутренней политики России.

О протестном голосовании

- Мы уже неоднократно говорили о проблеме протестного голосования или голосования "на вред". Если ты проголосовал "на вред", то, в известной степени, ты должен нести ответственность за это голосование. Нужно понимать, что в дальнейшем ты четыре года будешь жить на волне этого голосования.

О досрочном голосовании на федеральных и региональных выборах

- Я надеюсь вместе с ЦИК с начала сентября провести несколько рабочих групп, в рамках которых будет анализироваться каждое из предложений, которое было сделано моими коллегами по изменению избирательного законодательства. В частности, одна из проблем, на которую Александр Альбертович Вешняков обращал особое внимание - это возможность восстановления досрочного голосования.

Эта проблема будет обсуждаться, я бы не хотел предрешать эту дискуссию, потому что это было бы неправильно. Полагаю, что мы сумеем найти компромисс и выработать законопроект, который будет соответствовать всем объективным стандартам, которые предъявляются к избирательному законодательству.

При обсуждении вопроса о восстановлении досрочного голосования не стоит забывать фактор миграции населения. Какое количество избирателей объективно не может участвовать в голосовании? А ведь это сотни тысяч людей.

О судебной системе

- В настоящее время около 40 млн граждан Российской Федерации, так или иначе, каждый год оказываются активными участниками судебных заседаний. Таким образом, по крайней мере, начинает вырабатываться привычка обращений в суд. Это, кстати, противоречит тезису, что судам не доверяют.

О деятельности правоохранительных органов

- Мы достаточно подробно анализировали нагрузку сотрудников правоохранительной системы, включая регионы, которые находятся в достаточно сложной ситуации. Эта нагрузка должна определяться некими количественными показателями. И эти количественные показатели достаточно низки, иногда в несколько раз ниже, чем аналогичные показатели деятельности сотрудников правоохранительных органов в других странах.

Говорить об излишней численности - это упрощение, если не говорить о том, что в случае ее сокращения мы, конечно же, должны думать о повышении заработной платы, о повышении престижности, а, соответственно, повышении спроса.

И, наконец, в какой степени численность правоохранительных органов увязывается с проблемой правового государства? В том случае, если мы путем не только мер принуждения, но и путем проведения мер разумной государственной политики, усиления доверия к государству сумеем построить комфортную среду, среду правового государства - это также приведет к уменьшению численности правоохранительных органов.

Очень часто функции собственно правоохранения не являются доминирующими, возникают хозяйственные функции. Поэтому мы должны сосредоточить деятельность правоохранительной машины на присущих ей функциях.

Конечно же, надо сделать все для того, чтобы вытеснить деятельность правоохранительной машины из хозяйствующего механизма. Именно это имел в виду Генеральный прокурор: когда говорил, что будет проведена ревизия возбужденных уголовных дел.

И еще один аспект: надо максимально повышать доверие населения, тогда население будет сотрудничать с правоохранительными органами.

О межнациональных отношениях

- В настоящее время очень многое делается для того, чтобы формировалось и развивалось толерантное спокойное общество. Это не отвлеченные рассуждения, а конкретная работа. Государственная Дума в конце весенней сессии приняла изменения в миграционное законодательство по упрощению процедур, связанных с вопросами работы на территории РФ граждан бывшего СССР. И в настоящее время мы убираем в этой области административные барьеры. Начинается практическая работа в рамках программы привлечения соотечественников. Поэтому мне представляется, что здесь делается очень многое.

Жестких правовых механизмов в этой сфере нет. Но определенные меры будут приниматься в рамках дополнения понятия "экстремизм", систематизации положений, которые касаются проявлений экстремизма в случае использования национального фактора. Но, в конечном счете, эта проблема решается не столько в рамках права, сколько социальными механизмами. Например, смешанными браками.

Особой проблемы национализма в настоящее время в России, объективно говоря, я не вижу. Мне кажется, что целиком общество очень толерантно, очень открыто, по крайней мере, для всех граждан, которые проживали на территории СССР. И, может быть, некоторые случаи просто подаются как проявления национализма. Очень многое зависит от подачи информации. Но для нас очень важно воспитывать толерантные отношения.

Я думаю, что ни одна политическая партия, которая претендует на прохождение в Государственную Думу и рассматривает себя как серьезный субъект в политике, не будет перед парламентскими выборами разыгрывать национальную карту. Потому что, если это будет делаться, то значит эта партия несерьезный субъект политики, это субъект политики, который не знает российскую историю, не понимает проблем становления российской государственности. Поэтому я думаю, что в этом случае будут приниматься те меры, которые принимались ранее, когда выдвигались лозунги националистического характера или лозунги, ущемляющие достоинство того или иного народа, проживающего на территории РФ. Тот, кто ставит эти вопросы, должен понимать, что когда он затрагивает достоинство того или иного народа, то речь идет об одном-двух миллионах людей. Надо понимать, что он затрагивает судьбу этих людей, их детей, своих детей.

Процесс формирования нового многонационального народа - это очень длительный исторический процесс. И, конечно же, здесь рецептов и стандартов нет. Тем не менее, я думаю, что мы сумеем здраво решить проблему пресечения националистических спекуляций.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia