Без единого выстрела: как белый Владивосток стал красным
Последний акт гражданской войны в России и почему у нем важно знать
25 октября 1922 года Владивосток был освобожден от белых и японских войск и в город вошли войска Народно-революционной армии ДВР — считается, что это событие стало окончанием кровопролитной гражданской войны в России. Крайне важно и символично, что именно во Владивостоке был положен конец иностранной интервенции в стране, а Россия перешла к мирному строительству. Финальная точка, после которой пошло мощное развитие государства, была поставлена здесь. В первую очередь, об этих событиях следует знать молодому поколению, чтобы уроки прошлого стали заветом на будущее — как не повторять ошибок и как в самые сложные времена находить силы для правильных решения во благо своей Родины.
О том, как это происходило, в материале ИА PrimaMedia рассказывает историк, ведущий проекта "Объяснения" (12+) Владивостокской библиотечной системы Сергей Корнилов.
Обстановка в Приморье 1922 года
За годы революции и гражданской войны во Владивостоке сменилось около десятка правительств. В ноябре 1917 года власть захватил Владивостокский Совет, в июле 1918 года власть перешла к эсеровскому Временному правительству автономной Сибири, в ноябре 1918 года был установлен режим Колчака, а затем произошла целая чехарда смены режимов, когда у руля побывали белые, красные, розовые и прочие правительства.
В апреле 1920 г. в Забайкалье была создана Дальневосточная республика и Приморская область вошла в ее состав, впрочем, ненадолго. В 1921 году во Владивостоке произошел Меркуловский переворот, когда к власти пришли братья Николай и Спиридон Меркуловы, которые начали наступление на ДВР, но оно захлебнулось у станции Волочаевка Амурской железной дороги. В 1922 правительство братьев Меркуловых сменил последний белый режим — правительство Земского края во главе с генералом Михаилом Дитерихсом.
Чего хотели и как воспринимались солдаты с разных концов света расскажут архивы, газеты и воспоминания
В армии ДВР тоже произошли перемены. В ней сменился командующий. Вместо Василия Блюхера командующим был назначен Иероним Уборевич.
Главные действующие лица
Иероним Петрович Уборевич родился в 1896 году в Ковенской губернии (ныне Литва), в крестьянской семье. Окончил реальное училище в Двинске (ныне Даугавпилс) с золотой медалью. В 1915 г. И. Уборевич поступил в Петроградский политехнический институт, а затем добровольцем ушел на фронт Первой мировой войны. В 1916 г. он окончил артиллерийское училище и в звании прапорщика был направлен в 15-й тяжёлый артиллерийский дивизион, который воевал на Румынском фронте. В марте 1917 года Иероним Уборевич вступил в РСДРП и был направлен командиром отряда Красной гвардии в Бессарабию, где воевал против румынских и австро-германских войск. В феврале 1918 года он был ранен в бою с немецкими войсками, взят в плен, но в июле 1918 года бежал. В время гражданской войны 1918-1922 гг. воевал на разных фронтах и прошел путь от командира батареи до командующего армией. На Северном фронте Уборевич громил английские войска, на Южном — войска Деникина и Врангеля. В 1921 г. его назначили командующим 5-й армии Восточно-Сибирского военного округа, а после отзыва с Дальнего Востока Василия Блюхера — главнокомандующим Народно-революционной армии Дальневосточной республики.
Михаил Константинович Дитерихс родился в Петербурге, в 1874 в семье военного. В 1894 г. окончил Пажеский корпус, служил в артиллерии. В 1900 году М.К. Дитерихс окончил Академию Генштаба и до 1903 г. служил на штабных должностях в войсках Московского военного округа. В 1903 г. назначен командиром эскадрона в Драгунском полку. Во время русско-японской войны Михаил Дитерихс состоял офицером для особых поручений при штабе 17-го Армейского корпуса, участвовал в сражениях под Ляояном, на р. Шахе, при Мукдене. После русско-японской войны вернулся в Московский военный округ, но в 1907 году был переведён в штаб Киевского военного округа. В 1913 году назначен начальником Мобилизационного отдела Главного управления Генштаба. Во время Первой мировой войны — начальник штаба 3-й армии, воевал в Сербии и Греции, где разбил части болгарской армии.
После Февральской революции отозван в Россию и был назначен начальником штаба Особой Петроградской армии, затем генерал-квартирмейстером Ставки. После большевистского переворота в Петрограде перебрался на Украину, где в марте 1918 года стал начальником штаба Чехословацкого корпуса — в то время корпус находился в составе русской армии. С чехами дошёл до Владивостока, где в ноябре 1918 года поддержал Колчака. Был назначен руководителем комиссии по расследованию убийства царской семьи и первым опубликовал материалы об этом преступлении. Книга Дитерихса "Убийство царской семьи и членов Дома Романовых на Урале" вышла во Владивостоке.
В 1919 г. Дитерихс стал командующим Сибирской армией Колчака, а затем командующим Восточным фронтом. В сентябре 1919 года он разработал и провёл последнюю успешную наступательную операцию армии Колчака — Тобольский прорыв. В конце 1919 года, из-за разногласий с Колчаком, ушёл в отставку и эмигрировал в Харбин. В 1922 году он был приглашен во Владивосток монархически настроенными офицерами и, в результате, возглавил правительство Приамурского края.
Дитерихс был глубоко верующим человеком, даже религиозным мистиком, поэтому свои преобразования начал с того, что созвал Земский собор и переименовал армию в Земскую рать, намекая на одноименный отряд Минина и Пожарского, спасших Россию от иностранного нашествия в 1612 г. Себя он постановил именовать Воеводой Земской рати. Главной единицей общественного управления Дитерихс сделал церковный приход, а неверующие лишались гражданства Приамурского края и должны были быть высланы с территории края. Эсеры и большевики арестовывались и вместе с семьями высылались в ДВР.
С событиями 4-5 апреля 1920 года связана и трагичная судьба Сергея Лазо
Земская рать Дитерихса изначально насчитывала всего около 5 тыс. чел. В результате всеобщей мобилизации численность войск удалось довести до 12 тыс. чел., при этом армия ДВР под командованием Уборевича насчитывала более 20 тыс. чел. Что касается вооружений, то артиллерии у Уборевича было в 2 раза больше, а пулеметов — в пять раз. С боеприпасами у НРА ДВР проблем не было — их регулярно доставляли из Советской России, где гражданская война уже закончилась.
Что касается войск Земской рати, то у них сложилась катастрофическая ситуация с вооружением. Причина — противодействие со стороны японских интервентов. В это время Япония начала переговоры с ДВР об эвакуации своих войск с русского Дальнего Востока и не была заинтересована в обострении ситуации. Склады с боеприпасами во Владивостоке находились в руках японцев и они отказывались отпускать белым вооружение. В результате, многие бойцы Земской рати остались без винтовок, а тем, у кого они были, не хватало боекомплектов.
Наступление войск ДВР
Боевые действия начались1 сентября 1922 года, когда войска Земской рати попытались атаковать войска ДВР по линии Уссурийской железной дороги у станции Шмаковка. Первоначально наступление развивалось удачно, но в районе станции Уссури белые были остановлены и войска НРА перешли в контрнаступление: белых выбили со станции Шмаковка и отбросили к станции Свиягино. В конце сентября войска Земской рати отошли к Спасску.
7 октября 1922 года части НРА вышли на подступы к Спасскому укрепрайону. Семь фортов Спасска были построены силами 8-й японской пехотной дивизии в 1921 году и представляли собой форты полевого типа, которые соединялись рвами, окопами и были обнесены 3-5 рядами колючей проволоки.
Штурм Спасска начался 8 октября 1922 г. Из семи фортов к концу дня удалось взять только один форт № 3, но система обороны была нарушена и создалась опасность обстрела других фортов с тыла и флангов. Дитерихс отдал приказ оставить Спасск. 9 октября части генерал-майора Молчанова организованно отступили из Спасска, потеряв около 20 человек убитыми и около 100 чел. ранеными. Позже родилась легенда об ожесточенных боях и песня о "штурмовых ночах Спасска" — большевики сочинили их, чтобы показать героизм бойцов НРА. В частности, Яков Покус, командир 2-й Забайкальской дивизии НРА, написал мемуары, где называл фантастические цифры: более 1000 чел. убитых и раненых в рядах белых и 187 убитых и 420 раненых в частях НРА. В реальности, потери с обоих сторон были на порядок меньше. В оперативной сводке полевого штаба НРА ДВР за 12 октября 1922 г. указано, что потери войск ДВР под Спасском составили 35 убитых и 250 раненых.
Гораздо более крупные бои произошли 10-14 октября 1922 года в районе сёл Черниговка, Халкидон и Монастырище. Сражение закончилось поражением Земской рати, которая потеряла около 700 чел. убитыми и ранеными, после чего Дитерихс принял решение прекратить сопротивление и вывести остатки армии за пределы Приморья.
Белые уходили заграницу тремя группами: группа генерала Смолина в количестве 3 тыс чел. ушла в Китай через станцию Гродеково. группа генерала Вержбицким в количестве 9 тыс. чел. с семьями покинули Россию через с. Ново-Киевское (ныне Краскино) и около 7 тыс. чел. эвакуировались из Владивостока на кораблях Сибирской флотилии.
25 октября 1922 года — особая дата в хронике края
Далее происходило следующее. 18 октября 1922 года войска НРА заняли станцию Угольная на подступах к Владивостоку. На следующий день, 19 октября в районе станции Океанская они встретили японские части. В это время во Владивостоке и окрестностях продолжали находится части 8-й и 9-й японских дивизий в количестве не менее 10 тыс. штыков. Во избежание недоразумений, было решено отвести войска на Угольную, а переговоры с японским командованием провести на разъезде Седанка.
20 октября И.П. Уборевич направил японскому командованию, а также иностранным консулам, находящимся во Владивостоке, письма с приглашением на переговоры. Японцы и консулы стали тянуть с ответом и тогда во Владивостоке, по призыву подпольного обкома РКП(б), началась всеобщая забастовка. Перестали работать заводы, фабрики, элктростанции. Город погрузился во мрак. Это заставило иностранцев действовать быстрее.
23 октября на станцию Угольная прибыла японская делегация, а также иностранные консулы, которые встретились с главкомом НРА Уборевичем. Главком гарантировал при занятии города неприкосновенность иностранных подданных, а так же их имущества, однако требовал вывода из порта Владивосток всех иностранных военных кораблей (на тот момент в порту стояли японские, американские, британскре, французские и китайские военные корабли). Он также просил обеспечить безопасность сторонников ДВР, РСФСР и политических заключенных. Со своей стороны, консулы просили отказаться от репрессий сторонников белых властей.
24 октября начались переговоры на Седанке, которые возглавили, со стороны ДВР — представитель главкома НРА, начальник Военно-политического управления В.А. Смирнов; со стороны с японского командования — генерал-майор Сибаяма. 24 октября договоренность была достигнута и Смирнов с Сибаямой подписали соглашение о порядке занятия Владивостока войсками ДВР. По этому соглашению, части японской армии должны были оставить Владивосток не позднее 16 часов 25 октября. В это же время части НРА должны были войти в город. Согласно этим же договоренностям, утром 25 октября японцы должны были передать представителям главкома Уборевича ключи от складов с вооружением.
Последние корабли белых покинули Владивосток вечером 24 октября. В это время части НРА уже стояли под Владивостоком. В 9 часов утра на станции Первая речка, представители японского командования, передали представителям НРА ключи от складов вооружения и обмундирования. Всего было передано более 400 ключей. В качестве трофеев НРА достались 85 тыс. русских и 70 тыс. японских винтовок, 6 млн. патронов, 200 орудий, 5 млн. снарядов и многое другое.
Японцы выполнили соглашение и 25 октября в 16.00 очистили город от своего присутствия. Немного подождав для приличия, в 16.25 части НРА ДВР вошли во Владивосток. Забастовка в городе моментально прекратилась, а солдат Дальневосточной республики встретили хлебом-солью от разных слоёв общества, включая местную буржуазию. Политическая и экономическая чехарда, царившая во Владивостоке почти пять лет, всем надоела и люди жаждали стабильной власти.
По воспоминаниям очевидцев, 26 октября главком Уборевич въехал в город на белом коне и выступил дважды: сначала на общем митинге, состоявшемся на перекрестке улиц Алеутской и Светланской, а затем на привокзальной плрщади, где состоялся парад и торжественное построение войск НРА ДВР. Он поздравил владивостокцев с освобождением от белогвардейцев и интервентов, а бойцов НРА поблагодарил за мужество и отвагу в боях за освобождение Приморья.
В этот же день главком телеграфировал в Москву: "Сообщаю о вступлении наших войск во Владивосток. На улицы для встречи наших войск вышло все население. Во время движения наших войск было несмолкаемое "Ура!" Мы были засыпаны цветами, многие от радости плакали… Вообще картина была величественная и радостная. В городе полный порядок. Японцы сели на транспорты и ушли в море".
P.S. Ошибочно считается, что гражданская война на Дальнем Востоке закончилась, когда во Владивосток вошли части Народно-революционной армии ДВР, но это не так. Отдельные вспышки догорающего костра гражданской войны происходили в разных районах Дальнего Востока до лета 1923 года, но это были угли остывающего конфликта. Основные события братоубийственной бойни завершились в октябре 1922 года во Владивостоке. Завершились, благодаря военному и дипломатическому таланту главкома Иеронима Уборевича, который без единого выстрела занял Владивосток — будущую столицу советского и российского Дальнего Востока.
Спустя 77 лет после окончания советско-японской войны в ИА AmurMedia обратились к воспоминаниям японских военнопленных