Вопросы развития детей искусственного и естественного зачатия обсудили на X Всероссийской научно-практической конференции "Детство и семья в современном мире" (18+), которая проходит во Владивостоке. Авторитетный эксперт из Научного центра психического здоровья в Москве Наталья Зверева представила результаты нового исследования, касающегося психической деятельности детей, зачатых с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Коротко о результатах — в материале ИА PrimaMedia.
С 1978 года в мире и с 1986 года в России технология экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) успешно решает проблему бесплодия. По разным данным, сегодня на планете проживает около 8-10 млн людей, зачатых таким образом. Как отметила на конференции кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры нейро— и патопсихологии развития Московского государственного психолого-педагогического университета, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РФ Наталья Зверева, с момента начала применения ВРТ прошло всего несколько десятилетий, поэтому многие вопросы по этой части всё ещё требуют пристального внимания научного сообщества.
Одним из таких вопросов является влияние методов искусственного зачатия на психическое и физическое развитие детей в будущем. Учёные провели анализ нейрокогнитивного развития детей, зачатых с применением ВРТ, и сравнили полученные показатели с данными детей, рожденных естественным путём.
"Исследователи всегда сомневаются. Поэтому выделить однозначно предикторы последующего нарушенного развития детей, зачатых с ВРТ, затруднительно, тем не менее, есть много указаний на проблематичные с точки зрения последующего нейрокогнитивного и речевого развития факторы", — сказала Наталья Зверева.
Согласно результатам исследования, искусственно зачатый ребенок больше подвержен рискам нарушений психического развития по сравнению с естественно зачатыми детьми. Важно, что значение для последующего развития такого ребёнка имеет возраст, в котором забеременела мать.
"По нашему мнению, здесь получился интересный и неожиданный результат, указывающий на большие риски снижения нейрокогнитивного развития детей в определённой возрастной группе у их матерей. Так, в возрастном диапазоне матерей на момент родов от 31 года до 39 лет наблюдается тенденция снижения интеллектуального показателя у их детей", — сказала психолог.
Она также отметила, что, по полученным данным, дети, зачатые методом ИКСИ (это введение сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки), подвержены рискам меньше, чем те, что зачаты с помощью ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). По своим способностям первые очень близки к естественно зачатым сверстникам.
Также учёные коснулись вопроса заморозки яйцеклеток и эмбрионов. И выяснили, что использование репродуктивного материала после криоразморозки — наиболее благоприятно для дальнейшего развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Кроме того, исследование показало, что на способности детей может напрямую влиять количество эмбриональных подсадок до успешно наступившей беременности.
К обсуждению актуальной темы присоединилась доктор психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии ФГБОУВО ТГМУ Минздрава России, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава Приморского края и Дальневосточного федерального округа Наталья Кравцова. Она поддержала коллег и отметила, что дальнейшая жизнь ребёнка во многом определяется даже на этапе его зачатия.
"В нулевых мы проводили исследование и сделали вывод, что, например, рождение детей путём кесарева сечения требует потом более экологичного психологического сопровождения ребенка нежели в случае с естественными родами. Здесь ещё наблюдаются различия в том, как и когда проведена операция — планово или после начала родового процесса. То есть мы снова подтверждаем мысль о том, как важно, каким образом мы приходим в этот мир", — отметила психолог.
Каким образом эти моменты влияют на эмоциональное состояние
В завершение эксперты высказали идею о том, что необходимо и дальше исследовать закономерности и факторы в рамках темы развития искусственно зачатых и рожденных детей. Новые данные помогут четко сформировать стратегии поддержки и коррекции таких детей в процессе их воспитания и обучения.
Как отметили участники конференции, особенно интересно сформировать психологический портрет людей, рожденных с ВРТ, в их взрослом возрасте. По словам психологов, на данный момент у девушек, зачатых путём ЭКО, специалисты довольно часто наблюдают проблемы с личными границами, уверенностью и зависимостью от противоположного пола. Сказать точно, связаны ли эти явления, пока невозможно. Вопросы о репродуктивных функциях искусственно рожденных пока тоже остаются без ответа. Их учёным только предстоит изучить.