Дальний Восток необходимо превратить в особую экономическую зону, а особый статус региона необходимо закрепить в специальном законе. Об этом, а также о том, как создать особые условия работы и жизни дальневосточников, внедрить облегченную налоговую и тарифную политику, рассказал "Парламентской газете" заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров.
– Вячеслав Анатольевич, каким, на ваш взгляд, должно быть развитие Дальневосточного региона?
– Прежде чем перебирать сценарии развития Дальнего Востока, необходимо уяснить, что он требует особого подхода. Не только с экономической точки зрения, но и с учетом геополитических задач. Что такое современный Дальний Восток? С одной стороны, малозаселенная территория с суровыми климатическими условиями. Это затрудняет всякую экономическую деятельность, в том числе добычу полезных ископаемых. Экономические проблемы, в свою очередь, не позволяют решить в должной мере социальные вопросы. С другой стороны, это наш восточный рубеж, выход к Северному Ледовитому океану и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Кроме того, не надо забывать, что это часть России, причем немалая. Не сохранив ее, мы потеряем страну.
Важно также определиться, что мы понимаем под словосочетанием "Дальний Восток". Одни стараются расширить территорию, отсчитывая ее от западной границы Красноярского края на восток (без Алтайского края и Кузбасса). Другие ограничивают Дальний Восток на западе границей Амурской области и Якутии. Я придерживаюсь второй точки зрения с оговоркой, что в регион с точки зрения экономического районирования необходимо включить Бурятию и Читинскую область. Обе они страдают от тех же проблем, что и весь Дальний Восток: слабая инфраструктура, низкая плотность населения, отсутствие крупных промышленных центров. При этом они являются мостом между Сибирью и Дальним Востоком в плане энергетики, транспортных коридоров, маршрутов газо- и нефтепроводов.
– За последние годы для развития Дальневосточного региона было выделено немало средств. Тем не менее ощутимых изменений не произошло. В чем, по-вашему, причина?
– Да, действительно, деньги потрачены немалые – порядка десяти миллиардов долларов: на реализацию программы развития Владивостока как азиатско-тихоокеанского центра, федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья а также крупного проекта "Восточная Сибирь – Тихий океан". Однако и при таких титанических усилиях Дальний Восток по-прежнему теряет население, а экономическая ситуация – даже при набранных темпах роста – хуже, чем в среднем по стране.
Причина, на мой взгляд, в том, что многие положения принятой в конце 2009 года Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года пока остались в основном на бумаге. Напомню, что это была первая стратегия регионального развития, на примере которой впоследствии были разработаны аналогичные документы для других регионов.
Реализации плана помешал в первую очередь мировой экономический кризис. Не способствовала выполнению намеченного и ситуация внутри страны: все внимание было привлечено к избирательным кампаниям.
– Сейчас, когда положение нормализовалось, пора, наверное, вернуться к стратегии развития самого восточного региона страны. Что должно стать приоритетом в этой работе?
– Я часто слышу: Дальний Восток – это наше лицо в АТР, он открывает широкие возможности для торговли с Сингапуром и Японией и так далее. Все это важно, но вторично. Экономика региона прежде всего должна быть интегрирована в экономику Российской Федерации с точки зрения разделения труда, поставок ресурсов и готовой продукции для других наших субъектов, то есть активного участия в экономической – и не только – жизни всей страны. Самое главное, на мой взгляд, максимально связать Дальний Восток с остальной Россией. И эта связь обязана быть многогранной.
Во-первых, общей должна стать транспортная инфраструктура. Достаточно ли Дальний Восток связан с остальными регионами? Очевидно, что нет. Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая столицу с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами, еще автомобильная дорога федерального значения Чита – Хабаровск. Вот и все!
Мы должны модернизировать Транссиб, превратить его в полимагистраль. Завершить обустройство дороги "Амур", которая переходит в Иркутской области в Московский тракт. Сквозным и скоростным путем на Дальний Восток должен стать БАМ, который необходимо связать целой серией меридиональных железных дорог с Транссибом. Пора достроить Северо-Сибирскую железнодорожную магистраль, которая соединит железнодорожную сеть Западной Сибири с Байкало-Амурской магистралью, и через Усть-Кут – Ленск – Якутск выйти на Магадан и далее на Камчатку.
Во-вторых, не менее прочной связью должна стать сеть газо- и нефтепроводов. В рамках Восточной газовой программы создается газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток, задача которого – транспортировка газа с Сахалина в Приморский край и в районы Дальнего Востока. Программа предусматривает создание якутского, иркутского и красноярского газовых центров, а также строительство от них газопровода до Хабаровска. По проекту труба должна быть проложена далее на запад и соединиться с общенациональной системой газопроводов именно в Красноярском крае. В этом случае мы впервые в истории страны создадим общую систему газопроводов. Тюменский, иркутский, якутский, сахалинский газ можно будет направлять как в Европу, так и на восток, в страны АТР. Аналогично единой должна стать нефтепроводная сеть страны.
В-третьих, следует закольцевать в масштабах страны нашу энергосистему. Сегодня объединенная энергосистема заканчивается в Иркутской области. Дальний Восток в этом плане живет автономно.
– Вячеслав Анатольевич, насколько важным является объединение не только ресурсов, но и граждан страны?
– Это первостепенная задача. Дороги, газ, нефть – не самое главное. Необходимо создать общее пространство для всех российских граждан. Сегодня жители региона все больше поворачиваются лицом к странам Востока: проводят там отпуск, изучают культуру, обычаи, язык. А что им остается? Побывать в Москве, Санкт-Петербурге, прокатиться по Золотому кольцу или отдохнуть в Сочи обходится гораздо дороже. Необходимо принять целый комплекс мер по смягчению и постепенному стиранию различий в уровне и образе жизни населения центральной части России и отдаленных регионов, в том числе в большем объеме дотировать авиаперелеты, развивать гражданскую авиацию.
– Нужны ли региону особые экономические условия, преференции, льготы?
– Для Дальнего Востока должна быть своя, облегченная налоговая и тарифная политика, другим должно быть ценообразование в отношении естественных монополий, упрощенный порядок выделения земель и регистрации предприятий. По-другому должны распределяться ресурсные платежи. Согласен с мнением некоторых коллег о том, что весь Дальний Восток необходимо превратить в особую экономическую зону.
– Какие меры необходимо принять для этого на законодательном и организационном уровне?
– Я уверен, что особый статус региона, особенности экономической и социальной политики необходимо закрепить в специальном законе. Вторым шагом, на мой взгляд, должна стать разработка единой государственной программы развития региона. Для координации работы по реализации масштабных проектов надо вернуться к вопросу о создании государственной корпорации, функции которой принципиально отличаются от министерских.
По мнению некоторых политиков, госкорпорация по развитию ДВ займется продажей ресурсов Дальнего Востока. В частности, так считает депутат фракции КПРФ Госдумы РФ Алексей Корниенко. Также парламентарий уверен, что новую структуру может ожидать судьба действующих федеральных агентств и корпораций, работа которых сводится к нулю.