В России снова обострилась дискуссия о будущем праворульных автомобилей. Поводом стал проект Стратегии безопасности дорожного движения МВД, где предлагают проработать правила допуска на российские дороги машин из Японии и Кореи.
Что происходит на самом деле
В конце 2024 года МВД опубликовало проект стратегии безопасности дорожного движения до 2030 года с перспективой до 2036 года. Документ содержит предложение оценить правила допуска автомобилей с правым рулем к эксплуатации. Проект вызвал беспокойство тысяч владельцев, особенно на Дальнем Востоке, где "праворульки" составляют основную часть автопарка.
Стоит отметить, что в тексте стратегии нет прямого призыва к запрету. Официальный представитель МВД Ирина Волк уже заявила, что полного запрета на покупку, продажу или использование таких машин ведомство вводить не планирует.
Эту позицию властей объясняет представитель японской экспортной компании HSS в России Никита Колесников: "Вероятнее всего, полного запрета на уже ввезенные и зарегистрированные "праворульки" ждать не стоит. Это вызвало бы огромный социальный резонанс, особенно в восточных регионах страны".
По мнению эксперта, власти будут действовать другими методами. Скорее всего — через повышение таможенных платежей и утилизационного сбора для физических лиц, ввозящих такие машины.
Главные претензии к "праворулькам"
Статистика МВД называет главную причину беспокойства. На праворульные автомобили приходится более 10% всех аварий. Риск ДТП для них в два раза выше.
Проблемой №1 называются фары: японская оптика настроена на левостороннее движение. Из-за этого в России такие фары слепят встречных водителей. И хотя по правилам техосмотра их следует перенастраивать, на практике это соблюдается редко — помогают поддельные сертификаты.
Другая проблема — более опасный обгон. На узкой дороге водитель не видит встречную полосу. Для Дальнего Востока, где дороги преимущественно именно такие, это серьезный риск.
Народная любовь против официальной статистики
Вместе с тем, несмотря на все риски, правый руль остается народным выбором для миллионов россиян. Цифры говорят сами за себя: почти 3,9 млн зарегистрированных автомобилей. К примеру, в Приморском и Хабаровском краях они составляют до 70% всего автопарка. Причины просты и очевидны: выгода, надежность и доступность. Так, одна и та же модель Toyota или Nissan будет стоить дешевле в праворульном исполнении. Что тут говорить — японское качество сборки и устойчивость к нашему климату давно стали легендой. Главное, что для жителя Сибири или Дальнего Востока поездка за "праворулькой" во Владивосток — все еще самый экономичный способ купить хороший автомобиль.
Какие ограничения уже действуют и чего опасаться
На сегодняшний день против "праворулек" действует целый ряд ограничений: с 2020 года запрещен ввоз праворульных автобусов и микроавтобусов; с 2021 года для легковых машин требуется получение СБКТС (сертификат безопасности конструкции транспортного средства); с 2024 года запрещено групповое оформление сертификатов.
Аналитики сходятся во мнении, что владельцам уже ввезенных автомобилей беспокоиться не стоит — их машины не попадут под запрет, ограничений для них вводить не будут. Но рынок праворульных машин власти будут сужать постепенно — экономическими методами. Просто будут созданы условия, при которых автомобили с правым рулем "тихим сапом" выдавят с рынка — их будет крайне невыгодно ввозить, пишет zr.ru.