Деньги студентки вернулись: прокуратура Приморья взыскала 400 тысяч рублей с "дропперов"
09:15
"Один в поле — тоже воин": Герой России встретился со студентами ДВФУ
09:00
Дорога меняется. Промежуточные итоги большого проекта ЖК "ЛисаПарк" во Владивостоке
09:00
"Чёрный лесоруб" уничтожил лес на 1,35 млн рублей в Приморье — возбуждено уголовное дело
08:56
Главное за ночь: прорыв трубы в Лувре, землетрясение на Аляске и пожар в ХМАО
08:34
Житель Приморья стал жертвой мошенников при продаже техники
08:30
Подростки катались на крыше Toyota Prius во Владивостоке — полиция начала проверку
08:15
Циклон и фронт определят погоду в начале недели в Приморье
08:00
Нельзя кормиться у соседа: китайский демпинг и кредиты давят на аграриев Приморья
07:54
Дальний Восток 8 декабря. Во Владивостоке создано отделение спортивного общества "Динамо"
07:00
В Уссурийске после пожара госпитализировали троих детей — прокуратура начала проверку
7 декабря, 22:08
В Артёме ищут водителя, скрывшегося после ДТП с пострадавшим
7 декабря, 21:54
Снег, мороз и гололедица в Приморье: синоптики дали прогноз на начало недели
7 декабря, 19:50
Полиция ищет свидетелей угрозы с оружием на улице Нейбута во Владивостоке
7 декабря, 19:22
На прямую линию с Владимиром Путиным за три дня поступило более 314 тысяч обращений
7 декабря, 17:55

Гергиев приехал, праздник подарил

Юбилейный, X Международный Дальневосточный фестиваль "Мариинский" стартовал 10–11 октября на Приморской сцене Мариинского театра
X Международный Дальневосточный фестиваль "Мариинский" Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
X Международный Дальневосточный фестиваль "Мариинский"
Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Оперная часть X Международного Дальневосточного фестиваля "Мариинский" (12+) прошла 10–11 октября 2-25 года на Приморской сцене Мариинского театра (балетная часть состоится в декабре 2025 года). Это культурное мероприятие стало настоящим праздником высокого искусства для жителей и гостей Владивостока — в очередной раз перед приморскими меломанами выступил симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева.

За два фестивальных дня зрители смогли насладиться двумя великолепными операми: "Пиковой  дамой" (12+) Петра Ильича Чайковского (в концертном исполнении) и "Трубадуром" (12+) Джузеппе Верди. Особого внимания заслуживал симфонический концерт, посвященный 165-летию австрийского композитора Густава Малера, в рамках которого прозвучали величественные Симфония №1 "Титан" (12+) и Симфония №7 (12+).

Все мероприятия фестиваля прошли при переполненных залах и вызвали бурю эмоций у публики. Несмолкаемые овации сопровождали каждое выступление, что, по мнению обозревателя ИА PrimaMedia Александра Куликова, лишний раз подтверждает высочайший уровень мастерства исполнителей и неподдельный интерес приморских зрителей к классическому искусству.

Гергиев 

Конечно, многие зрители пришли специально "на Гергиева". При этом многие из этих многих вообще побывали в театре, где исполняются оперы, балеты и симфонические произведения, впервые в жизни. Но что интересно, дослушали до конца даже и они. А потом долго и горячо аплодировали, причем в первую очередь исполнителям, поскольку сам Валерий Абисалович после окончания выступления обычно скромно отходит в сторонку, как бы говоря: "Да я тут вовсе не причем, это всё они, великолепные музыканты и талантливые певцы".

А ведь, если задуматься, Валерий Гергиев — действительно один из величайших дирижеров современности. Побывать на концерте или на опере, где он дирижирует, — всегда счастье и событие, о котором помнят всю жизнь, а потом еще и внукам с правнуками рассказывают. Ибо впечатления, которые дарит маэстро вместе со своими музыкантами, поистине волшебные.  

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Поклоны после исполнения симфоний Густава Малера. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Причем волшебство, которое он дарит зрителям, связано не только с нашими музыкальными впечатлениями. Это какое-то, если можно так выразиться, реальное волшебство.

Вот слушаешь, например, симфонии Малера (довольно сложные, а для многих непривычные и странные музыкальные произведения) из первого яруса ложи, откуда сцена и все, кто на ней находятся, кажутся очень маленькими, и возникает у тебя ощущение, что поставили перед тобой на старинный инкрустированный столик музыкальную шкатулку времен "Щелкунчика" (6+) и решили показать, а что у этой шкатулки внутри. А внутри вдруг оказались не валики с колесиками и прочими хитроумными детальками, а живые человечки, как будто весь большой оркестр волшебным образом вместили в крохотную музыкальную шкатулку. И ты видишь рождение музыки из слитного движения смычков скрипок, альтов и виолончелей. Из подносимых к губам флейт, валторн, тромбонов, гобоев, фаготов и горнов. Из дробно работающих колотушек литавр, большого  барабана, резкого соединения музыкальных тарелок (тех самых кимвалов) и осторожного прикосновения маленькой палочки к музыкальному треугольнику. И всем этим управляет совсем крохотная палочка, едва заметная в правой руке дирижера. Ну, не чудо ли?

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Исполняются симфонии Густава Малера. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Пиковая дама"

Что ни говори, а есть в концертном исполнении большой и яркой (музыкально и визуально) опере, как "Пиковая дама". Ранее Приморская Мариинка познакомила публику с подобным форматом в своей интерпретации. Но тогда оркестр находился в оркестровой яме, а солисты и хор на сцене. В интерпретации маэстро Гергиева оркестр занял место на сцене, хор — позади него, а солистам пришлось выходить на авансцену. Ограниченность пространства, отсутствие декораций и исторических костюмов, как ни странно, делала их пение по-особому выразительным, наполненным драматическим действием: движением, выражением лица, жестами. Опять вспомнился Антонио Сальери, рассуждавший на тему, кто более нужен драматической опере — поющий артист или играющий певец.

5652960.jpgНовая "Пиковая дама" в Приморской Мариинке: без декораций, но с душой

Концертное исполнение великой оперы Чайковского на Приморской сцене Мариинского театра помогло взглянуть на классику под иным углом зрения

Кажется, вариант с поющими артистами как нельзя лучше подошел к этому спектаклю. Тем более что оркестр Мариинки вел себя как настоящий артист, играющий на партнера, — где надо он играл настолько тихо, насколько это было возможно, с тем чтобы не мешать солистам до конца раскрывать не только вокальные, но и драматические возможности (еще в большей мере это выразилось в исполнении оперы Верди "Трубадур").

"Пиковая дама" под управлением Валерия Гергиева прозвучала очень ярко, можно сказать монументально, но в то же время тонко и психологически выверенно. Не в последнюю очередь благодаря исполнительскому мастерству певцов.

Заглавную партию Германа исполнил приглашенный тенор Михаил Пирогов — заслуженный артист Республики Бурятия, солист Мариинского театра и Московского театра "Новая Опера" имени Е. В. Колобова. Обладая мощным, выразительным голосом, Пирогов мастерски передал образ сильного человека, охваченного неукротимой одержимостью, — будь то любовь или азарт игры. Вершиной исполнительского мастерства стало исполнение знаменитой арии Германа "Что наша жизнь, игра". Звук арии наполнил весь зал, заставив слушателей замереть. Когда ария завершилась, зал взорвался бурными аплодисментами, выражая свое восхищение талантом артиста.

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Пиковая дама". Герман - "Пиковая дама". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Достойную компанию приглашенному музыканту составили солисты Приморской сцены Мариинского театра. Партии исполнили: меццо-сопрано Лаура Бустаманте (Графиня), сопрано Алёна Диянова (Лиза), баритон Алексей Репин (Томский и Златогор в интермедии), баритон Дмитрий Мигулёв (князь Елецкий), меццо-сопрано Татьяна Макарчук (Полина и Миловзор в интермедии), тенор Алексей Костюк (Чекалинский), бас Евгений Плеханов (Сурин), тенор Илья Астафуров (Чаплицкий), бас Сергей Плешивцев (Нарумов), сопрано Анастасия Генслер (Маша), меццо-сопрано Елена Глушенко (Гувернантка), тенор Всеволод Марилов (Распорядитель бала) и сопрано Ольга Жарикова (Прилепа в интермедии). Думается, что не будет преувеличением сказать, что солисты Приморской сцены продемонстрировали высочайший уровень мастерства, не уступая именитому своему коллеге в искусстве исполнения. 

Лаура Бустаманте создала образ старой графини — величественной и надломленной, уставшей от нового мира и его нравов. В ее исполнении монолог "Ах, постыл мне этот свет" звучал особенно пронзительно, обнажая всю глубину разочарования героини в современном обществе, ее душевную усталость и тяжкое бремя нераскрытых тайн прошлого. Певице удалось передать противоречивость внутреннего мира графини. В ее исполнении героиня словно совершает путешествие сквозь время: из мрачной реальности увядания она переносится в светлые дни молодости, где тени былого счастья касаются ее лица. Ностальгия по утраченной красоте жизни переплетается с горечью осознания неизбежного увядания.

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Пиковая дама". Графиня - Лаура Бустаманте. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Алёна Диянова вновь предстала перед публикой в образе Лизы, и ее исполнение оказалось поистине проникновенным. Певица сумела передать всю глубину переживаний своей героини, доведя эмоциональное воздействие до такой силы, что слезы наворачивались на глаза не только у зрителей, но и у нее самой. Лизе было уготовано блестящее будущее. Однако ради всепоглощающей любви к Герману она отрекается от всего: от богатства, от достойного жениха, от своего положения в обществе. Причудливая и страстная натура Германа становится причиной ее гибели. И это убедительно показано и голосом, и всеми его интонациями, и манерой исполнения, и даже троекратной сменой платье (розовый цвет сменяется голубым, а в финале — черным).

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Пиковая дама". Алёна Диянова и Михаил Пирогов. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Алексей Репин вновь представил зрителям незабываемый образ Томского — персонажа, чья загадочность и притягательность буквально витают в воздухе. В его исполнении история старой графини заиграла новыми красками. Репин не просто рассказал о Пиковой даме — он создал целую картину, наполненную тонким юмором и глубоким пониманием характера героини. Его подача была настолько органичной, что зрители словно перенеслись в эпоху, где разворачивались события. Воплощая образа богача Златогора, артист с присущим ему мастерством передал все грани характера богатого поклонника, добивающегося руки прекрасной Прилепы. А его исполнение шуточной песни "Если б милые девицы" стало настоящим украшением выступления, вызвав искренний восторг публики. Талант Репина проявился во всем блеске: его голос, богатый и выразительный, гармонично слился с неподражаемой актерской игрой.

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Пиковая дама". Алексей Репин, Лаура Бустаманте, Алёна Диянова и Дмитрий Мигулёв. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Татьяна Макарчук, обладательница глубокого бархатного меццо-сопрано, блестяще продемонстрировала свой многогранный талант. Артистка начала выступление с проникновенного дуэта с Лизой Алёны Дияновой, создав атмосферу глубокой печали. Следом за ним прозвучал не менее печальный романс, который по-настоящему тронул сердца зрителей, как неизменно трогает песня Любаши, партию которой Макарчук часто исполняет в опере Римского-Корсакова "Царская невеста" (12+).  

Однако настоящим мастерством стало умение певицы мгновенно перевоплощаться: Макарчук с удивительной легкостью перешла к задорной русской песне, подарив публике совершенно иное настроение.

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Пиковая дама". Ольга Жарикова и Татьяна Макарчук. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Баритон Дмитрий Мигулёв создал на сцене незабываемый образ благороднейшего жениха. Его исполнение арии Елецкого было пронизано искренней любовью и глубоким пониманием души возлюбленной. Каждое слово, обращенное к Лизе, звучало так трепетно и проникновенно, что затрагивало самые тонкие струны зрительских сердец. Вспомнилось и пушкинское: "Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим".

Также стоит упомянуть блестящий дуэт Чекалинского (Костюк) и Сурина (Плеханов). Хотя эти персонажи не являются центральными в сюжете, их роль в развитии повествования трудно переоценить. Изысканные представители высшего общества, пресыщенные игроки и искусные сплетники, они стали своеобразным внутренним голосом несчастного Германа, неотступно нашептывая ему о трех заветных картах. Артисты с таким неподдельным удовольствием воплощали свои образы, что каждое их появление на сцене вызывало живой отклик у публики.

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Пиковая дама". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Неотъемлемой частью этого оперного вечера стал замечательный хор Приморской сцены. Он не просто создавал музыкальное обрамление истории, а выступал полноправным действующим лицом спектакля, внося свой весомый вклад в создание неповторимой атмосферы спектакля и делая его поистине незабываемым.

В тот вечер зал превратился в пространство удивительного таинства. Зрители стали свидетелями неповторимого взаимодействия оркестра Мариинского театра и его прославленного маэстро. Каждое движение Валерия Гергиева рождало в ответ несравненное звучание бессмертного произведения Чайковского. Оркестр работал как единый организм, где каждый музыкант, повинуясь воле дирижера, творил единую гармонию, творил настоящую музыку. Ну а публика, словно завороженная, наблюдала за этим волшебством, становясь неотъемлемой частью происходящего на сцене действа.

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Пиковая дама". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Спектакль прошел на одном дыхании. И в этом, конечно, тоже таилось свое волшебство. А впрочем, не таилось, а выплеснулось наружу. Несмотря на то, что опера была представлена в концертном исполнении, отсутствие декораций и костюмов совершенно не ощущалось. Магия музыки, мастерство музыкантов — вот что оказалось достаточным, чтобы в воображении слушателей ожила вся история. Почти четыре часа зрители, затаив дыхание и ни на что не отвлекаясь, следили за происходящим на сцене.

Есть у актеров такое определение: "Держать публику". В данном случае можно было бы сказать так: "Отпустить публику. Пусть полетает вместе с нами".

"Трубадур" 

"Трубадур", завершивший оперную часть X Международного Дальневосточного фестиваля "Мариинский", появился в репертуаре Приморской Мариинки в мае 2025 года. Стоит напомнить, что первая премьерная постановка спектакля, специально созданная для Приморской сцены руководством режиссера Вячеслава Стародубцева, стало настоящим культурным потрясением для местной публики.

Зрителей покорили и неординарные сценические решения, и оригинальная интерпретация характеров, и безупречное исполнение музыкальных партий. Скажем без преувеличения, что тот спектакль вписал яркую страницу в культурную летопись Владивостока.

С тех пор спектакль повторялся на сцене Приморской Мариинки неоднократно с разными исполнителями. Сейчас же, на фестивале, был собран практически тот же блестящий состав исполнителей, которые покорили публику в мае.

5326283.jpgЗолотая коллекция Приморской Мариинки. "Трубадур", достойный "Золотой маски"

Любовь с первого показа: владивостокские зрители наградили бурными овациями спектакль по знаменитой опере Джузеппе Верди

Заглавную партию Трубадура исполнил тенор Саян Исин. Образ прекрасной Леоноры воплотила сопрано Самира Галимова. Драматическую партию Азучены исполнила меццо-сопрано Лаура Бустаманте, а партию графа ди Луна — баритон Алексей Репин. Партию Феррандо доверили басу Евгению Плеханову, который вновь был на высоте.

В спектакле также приняли участие меццо-сопрано Наталья Якимова (Инес, подруга Леоноры), тенор Евгений Мизин (Рюиц, друг Трубадура), Всеволод Марилов (Гонец).

Особую атмосферу фестивальному спектаклю придал оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, что раскрыло все грани драматургии произведения и придало постановке еще более впечатляющий характер.

Саян Исин блистательно вернулся к роли Манрико, представив зрителям многогранный образ, в котором вокальное мастерство органично переплетается с глубоким психологическим раскрытием персонажа. Его Манрико — это трагическая фигура человека, рожденного в одном мире, но вынужденного жить в другом. Судьба играет с героем злую шутку: его любовь к прекрасной Леоноре сталкивает его с непримиримым противником — графом ди Луна, который также влюблен в девушку. Но за внешним противостоянием скрывается горькая правда: граф — родной брат Манрико, поклявшийся отцу найти потерянного брата.

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Трубадур". Наталья Якимова, Саян Исин, Самира Галимова. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Особенно пронзительно Исин раскрывает внутренний конфликт героя в знаменитой кабалетте "Di quella pira". Здесь певец не просто демонстрирует техническое совершенство голоса, но и передает всю гамму переживаний персонажа. В этих сценах особенно ярко проявляется душевная борьба Манрико между чувством к матери и любовью к Леоноре, принадлежащей к совершенно иному миру. В дуэтах с Леонорой голос певца наполняется особой нежностью и теплотой, что создает контраст с пением в героических эпизодах. Манрико суровый, Манрико нежный, Манрико страстный, Манрико мятущийся между чувством долга и любовью, Манрико неистовый, Манрико твердый, Манрико, испытывающий непонятное чувство, удержавшее его от убийства графа на дуэли. Всё это заложено в либретто, в музыке Верди, всё это надо воплотить на цене, и всё это воплощается Исиным.

Зрители с большим удовольствием вновь услышали партию Леоноры в исполнении талантливой молодой певицы Самиры Галимовой. Ее сильный, выразительный голос идеально передал многогранный образ героини. Ее Леонора предстала перед публикой во всем своем противоречивом величии: нежная и решительная, самоотверженная и коварная в своей преданности любимому. На протяжении всего вечера голос певицы величественно парил над залом, увлекая слушателей в водоворот страстей и заставляя искренне сопереживать судьбе героини. Ради Манрико Леонора решается на обман, искусно играя чувствами влюбленного в нее графа. При этом ее верность избраннику непоколебима — все ее действия продиктованы лишь стремлением защитить и спасти любимого. Хотя Манрико не сразу смог оценить жертвенность ее поступка, в финале герои всё же воссоединяются перед лицом смерти, что придает истории трагическое величие.

Лаура Бустаманте представила зрителям глубоко драматический образ цыганки Азучены — женщины, чья судьба отмечена трагическими событиями. В ее жизни переплелись ужас потери и неутолимая жажда возмездия за страшную смерть матери, которую казнили на костре по приказу старого графа. В порыве мести она похитила сына графа, намереваясь отомстить тем же способом, но судьба сыграла с ней страшную шутку — в огне погиб ее собственный ребенок. Азучена воспитала графского сына как своего родного. Внутренний конфликт разрывает душу героини. Материнская любовь к Манрико противостоит желанию отомстить старому врагу, которого уже нет в живых. Ненависть Азучены находит выход в лице сына графа — Ди Луны. Зная о кровном родстве Манрико и Ди Луны, она сознательно разжигает в приемном сыне ненависть к его брату. Кульминация трагедии наступает, когда Азучена сама оказывается перед костром в той же участи, которая когда-то постигла ее мать. В последнем акте возмездия она раскрывает Ди Луне правду о братоубийстве, но цена этой мести — жизнь Манрико. Вокальная и драматическая составляющая игры Бустаманте создают цельный, убедительный портрет женщины, разрываемой между любовью и ненавистью.

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Трубадур". Лаура Бустаманте. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Как и в премьерном спектакле, роль графа ди Луна исполнил Алексей Репин, продемонстрировав удивительное сочетание вокального мастерства и драматического таланта. Его голос, выразительный и богатый оттенками, стал идеальным инструментом для воплощения сложного психологического портрета героя. Персонаж балансирует на грани между тоской и истерией, раздираемый страстью к Леоноре. С другой стороны всю жизнь его преследует тень брата: он неустанно ищет его, а, когда наконец находит, злой рок превращает их в соперников.

Неспособность достичь желаемого порождает жестокость к брату, но особенно к Азучене, попавшей в его лагерь. Ситуация усложняется появлением Леоноры, готовой на всё ради Манрико. Она согласна отдаться графу ради спасения возлюбленного. В потрясающей сцене граф словно теряет рассудок, поверив, что его мечта может осуществиться. Он сбрасывает маску суровости и непримиримости, его голова кружится от предвкушения исполнения заветного желания.

Актерская игра настолько убедительна, что зритель невольно верит: граф действительно обезумел от внезапного чувства. Однако, осознав обман Леоноры, ди Луна впадает в состояние полного безразличия. Он решает разом покончить с многолетними терзаниями, приказав казнить Манрико и Азучену. Даже известие о смерти вожделенной Леоноры не вызывает у него сожаления. И только сообщение о том, что Манрико — его брат, становится настоящим ударом. Земля уходит из-под ног графа. В ужасе он закрывает лицо руками: "E spento… Ei! quale orror!.. E vivo ancor!.." ("Он мёртв… Какой ужас!.. А я ещё жив!.."). Так свершается месть матери Азучены.

В этот вечер партию Феррандо исполнил бас Евгений Плеханов. Феррандо — верный спутник графа, олицетворение рассудительности и надежной защиты. В интерпретации Плеханова этот персонаж предстал перед зрителем как крепкий, надежный соратник графа, человек с военной выправкой и тонким чувством юмора (необычное решение есть куриную ножку и одновременно петь поражает и в то же время веселит зрителя).

Но особенно впечатлило мастерство певца в начале оперы, где он с большим артистизмом исполнил арию, в которой рассказывает историю о похищенном у старого графа ребенке. Его повествование, наполненное мистическим страхом, не только нагоняет ужас на стражников, но и захватывает внимание зрителей. Эта ария — своеобразный камертон спектакля. От того, как она исполняется, зависит многое. Евгений Плеханов, обожающий драматическую игру, делает свое дело безупречно. Внимание зрителя захвачено.

Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

"Трубадур". Поклоны. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Ну и следует, конечно, лишний раз отметить оркестр, руководимый Валерием Гергиевым. В игре оркестра соединилась великолепное исполнительское мастерство и точное воплощение творческих замыслов Джузеппе Верди. В этот вечер зал наполнился удивительной гармонией, которая словно окутала каждого зрителя. Публика уже успела проникнуться этим музыкальным шедевром, а под управлением маэстро Гергиева спектакль заиграл новыми, яркими красками. Постановка "Трубадура" на Приморской сцене окончательно превратилась в настоящее сокровище репертуара, доказав, что великое искусство не знает времени и всегда находит путь к сердцу зрителя.

А потом были аплодисменты. И опять маэстро Гергиев скромно стоял у края сцены, но его скромность не была показной — он искренне стремился обратить внимание публики на солистов и хор, которые в этот вечер подарили зрителям незабываемый спектакль. Эта особенная черта маэстро — его природная скромность и искренняя доброжелательность — навсегда осталась в сердцах благодарных зрителей как еще одно светлое воспоминание о культовом для Владивостока музыканте, чье искусство и вправду возвышает душу.

65188
43
37