PrimaMedia, 28 ноября. Владивосток продолжает расти, но куда и как — вширь, осваивая пригороды, или вглубь, уплотняя старые районы? А может, у города есть третий путь? На этот вопрос ответили представители строительной отрасли в рамках блока "Как строительство меняет облик города" (18+) на Дальневосточном строительном форуме (18+), организованном клубом предпринимателей Дальнего Востока, который прошел в четверг, 27 ноября. В ходе сессии эксперты представили разные подходы к преобразованию городской среды столицы Приморья.
Владивосток или пригород?
В рамках дискуссии о выборе между жизнью в городе и пригороде генеральный директор ГК "DNS Девелопмент" Андрей Артамонов представил взгляд девелопера на решение этой дилеммы. По его мнению, ответом является создание новых полицентричных районов, которые устраняют традиционные недостатки пригорода.
В качестве примера такого подхода спикер привел эволюцию проектов своей компании — от пилотного городского проекта ЖК "Формат" к масштабному DNS Сити в Надеждинском районе. Ключевая идея — создание на свободной территории сбалансированного мастер-плана, где размещается всё необходимое для жизни. Планы по DNS Сити предполагают, что к 2030 году эта территория может стать домом для половины населения района, по сути, сформировав новый урбанистический кластер.
Центральным аргументом в дискуссии "город vs пригород" стал вопрос занятости. Артамонов настаивает, что новая модель подразумевает создание рабочих мест непосредственно в районе, чтобы избежать маятниковой миграции (условное название регулярных поездок населения из одного населённого пункта в другой — на работу или учёбу и обратно — прим. ред.).
"Чаще всего люди работают прямо на производственных площадках рядом, открывают бизнес в наших коммерческих площадях, некоторые переносят сюда бизнес из города. Если учесть, что мы построили школы, детские сады и торговые центры, то ездят жители в основном только на работу. Всю жизнь они организовывают там", — подчеркнул эксперт.
"15-минутный город" на Второй речке — нюансы
В фокусе дискуссии оказался масштабный проект реновации района Вторая Речка, представленный тремя спикерами с разных позиций: девелопера, городской власти и урбаниста.
Яна Молчанова, коммерческий директор ГК "Остов" (ЖК STARK), заявила о реализации концепции "15-минутного города" на территории в 9 гектаров. Помимо жилья и закрытого приватного двора, компания развивает общегородскую инфраструктуру: сквер Второй Речки и первую в районе речную набережную с выходом к пляжу.
"Девелопер сознательно формирует коммерческую и деловую инфраструктуру, чтобы жителям не нужно было выезжать в центр. Стратегия заключается не в быстрой прибыли с коммерции, а в комплексном "прокачивании" локации", — подчеркнула она.
Кирилл Солгалов, советник главы города Владивостока и член Союза архитекторов России акцентировал важность комплексного подхода, включающего интеграцию с планируемыми системами общественного транспорта, в том числе с линией лёгкого метро, и развитие пешеходной инфраструктуры.
"Мы создаём инфраструктуру, удобную для всех пользователей — пешеходов и пассажиров общественного транспорта. Такой сбалансированный подход и является тем комплексным решением, которое необходимо", — сказал Солгалов.
Как концепцию "города-губки" реализуют во Владивостоке
Сооснователь компании "Concrete Jungle" Феликс Машков отметил, что Владивосток — "город-вызов" со сложным рельефом и сетью рек. При этом индустриальная эпоха сформировала утилитарное отношение к водным артериям: их загрязняли, заключали в бетонные коллекторы, рассматривая как помеху, а не как ресурс. Однако сегодня, по мнению Машкова, именно этот природный потенциал становится ключевым фактором в конкуренции городов за жителей и инвестиции.
"Города, которые не справятся с конкуренцией, будут терять жителей. А те, которые осознали себя и делают всё для улучшения качества жизни — будут приобретать", — заявил он.
Эксперт подробно остановился на проекте сквера Второй Речки, который реализует концепцию "город-губка" (концепция городского планирования, разработанная в Китае, где города проектируются так, чтобы поглощать, хранить, очищать и повторно использовать дождевую воду, подобно губке — прим. ред.). Это не просто пешеходное пространство, а сложная инженерная система, где вся ливневая вода не уходит в коллектор, а собирается подземной дренажной сетью, очищается и постепенно отдается в крупную реку. Это позволяет сохранить природный каркас и решить проблему паводков.
"Центр — не резиновый"
Дмитрий Ионов, коммерческий директор ООО "СЗ Группа" (ЖК R4) оспорил тезис о том, что вся жизнь и качественное жилье сосредоточены в центре. Ионов заявил, что центр не может бесконечно уплотняться, и многие жители, обосновавшиеся в спальных районах с их сложившейся инфраструктурой и социальными связями, не хотят оттуда уезжать. Поэтому, по его мнению, задача девелопера — создавать жилье высокого класса в любом районе города, а не заставлять людей мигрировать в центр.
Ионов высказался и о современной архитектуре Владивостока, подчеркнув, что в городе строятся либо "свечки", либо панельки. По его словам, это "коробочное" решение уже через несколько лет после ввода дома в экспуатацию начинает морально устаревать. Он также раскритиковал подход, при котором застройщики игнорируют сложный рельеф города, просто срезая склоны и возводя на освободившейся площади безликие многоэтажные комплексы.
"Рельеф нашего города — это его капитал, а не колоссальная проблема, как его воспринимают многие застройщики. Из любого места у нас открывается шикарный вид. Большинство строителей хотят почему-то эту историю разрушить. На мой взгляд, девелоперы должны уделить первостепенное внимание уникальности Владивостока, а не превращать его в очередной стандартный город", — заявил спикер.
Говоря о влиянии среды на человека, спикер сделал акцент на качестве общественных пространств. Он убежден, что среда формирует поведение и ожидания горожан. По словам эксперта, места общего пользования в новых ЖК Владивостока иногда делаются либо "абы как", либо "дорого-богато, как в музее". Он отметил, что места общего пользования в доме должны быть продолжением квартиры.
"Когда человек, заходя в места общего пользования, попадает в хаос, то со временем он начинает воспринимать его как норму. А если он выходит в спокойное, современное пространство — начинает ожидать такого же стандарта от всего города. Город — это коллективное произведение искусства, где каждый его житель, каждый представитель строительной отрасли, дорисовывает линию на общей картине. Нужно, чтобы эти линии были правильными", — резюмировал эксперт.
Напомним, ранее мэрия Владивостока вынесла на общественные слушания план застройки улицы Нерчинской — полумесяц в 22,2 га, который втиснулся между улицами Нерчинской и Гоголя, подперев справа территорию ВВГУ, а слева — Орлиную сопку. На участке задуманы три многоквартирных дома до 30 этажей, пять гостиниц, несколько офисных зданий, а также ресторан, спортивный комплекс и научный центр. Насыщенность объектами слегка уравновешивается их очередностью. Документ разбит на три этапа — до 2030-го, 2040-го и последующие года (третий этап не имеется временной привязки). В первую очередь — то есть в ближайшую пятилетку — жилое строительство не входит.
Району Орлиной сопки во Владивостоке хотят добавить три дома и пять гостиниц Администрация объявил общественные слушания по новом большому проекту застройки










