Бюджет Приморья в 2013 году может потерять до 500 млн рублей из-за контрафактного алкоголя

"Теневой" рынок угрожает не только здоровью, но и благосостоянию жителей края

Бюджет Приморья, по прогнозам экспертов, в следующем году может потерять около 500 млн рублей из-за контрафактного алкоголя. Добросовестным производителям алкогольной продукции в регионе становится все сложнее конкурировать с нелегалами "на равных". Увеличение доли контрафакта на потребительском рынке Приморья уже в следующем году может привести к сокращению производства лицензированных производителей и, как следствие, налоговых отчислений в краевой бюджет. При этом сотни приморцев, занятых в производстве алкогольной продукции, могут лишиться рабочих мест. Таким образом, "теневой" рынок угрожает не только здоровью, но и благосостоянию жителей края, сообщает РИА PrimaMedia.

Налоговые платежи одного из лидеров дальневосточного алкогольного рынка ОАО "Уссурийский бальзам" в 2011 году составили 1,263 млрд рублей, из которых в бюджет Приморского края в виде акцизов и прочих налогов было перечислено 947 млн рублей. Налоговые отчисления от предприятия в 2012 году прогнозируются на уровне 1,52 млрд рублей - с соответствующей солидной долей в бюджет региона. Однако обилие контрафакта на алкогольном рынке края может существенно скорректировать эти цифры - по прогнозам экспертов, в следующем году производство компании может существенно снизиться, возможно, в два раза.

В случае если не будут приняты решительные и эффективные меры по борьбе с нелегальной алкогольной продукцией, краевой бюджет уже в 2013 году может потерять 500 млн рублей в виде недополученных налогов с ОАО "Уссурийский бальзам". Это деньги, которые могли бы пойти на поддержку социально незащищенных слоев населения или развитие системы здравоохранения. В свою очередь, для сотрудников предприятия с вековой историей сокращение производства и последующая остановка завода может обернуться потерей рабочих мест. По оценкам экспертов, работы могут лишиться около 1 тысячи жителей Приморья.

Проблема контрафакта является "болевой точкой" для рынка пищевой промышленности Приморья, который на 50% является "теневым". При этом "подпольно-нелегально-суррогатный" сектор будет расти и дальше, поскольку на дешевое спиртное есть спрос. Такой неутешительный прогноз дал "Коммерсанту" директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Показательным является громкий скандал, разгоревшийся в сентябре этого года в центре Европы из-за массового отравления ядовитым алкоголем в Чехии и Польше. От употребления метанола там погибло более 20 человек, пострадавших - десятки. Смертельно опасный алкоголь в Чехии нашли в каждом пятом магазине.

По данным департамента лицензирования и торговли Приморского края, алкоголем без лицензии больше всего торгуют во Владивостоке. Всего в Приморье выявлено около 100 "точек", торгующих алкоголем без лицензии, из них 83 приходится на долю краевого центра. Обилие контрафакта и неутешительные тенденции говорят об одном - пришла пора решительных действий.

Определенные шаги в этом направлении уже принимаются государством. Ярким примером является индексация акцизов на водку и ужесточение лицензионных требований к производителям алкоголя и оптовым организациям, работающим на алкогольном рынке. Однако ряд экспертов высказывает мнение, что поводов для оптимизма на самом деле немного.

- С ужесточением госрегулирования в сфере оборота алкоголя производители были вынуждены пройти через процедуру лицензирования. Так вот: примерно треть заводов в России лицензии не получили! Наивно предполагать, что теперь они возьмут и прекратят производство. Их продукция просто уйдет в "тень", - сообщил РИА PrimaMedia доктор экономических наук, директор ADC Australux Development Corporation Михаил Терский.

По его словам, в такой ситуации продукция добросовестного производителя - ОАО "Уссурийский бальзам" - не сможет "на равных" конкурировать с "нелегалами", в арсенале которых - и поддельные акцизные марки, и лояльность ряда торговых сетей, не интересующихся происхождением и качеством продаваемого алкоголя.

Как считает председатель Общественного совета предпринимателей Приморья Марина Шемилина, для того чтобы успешно противостоять потоку контрафактной продукции и засилью незаконного предпринимательства, нужна твердая рука краевой власти. Административное давление на "нелегалов", введение более жесткой уголовной ответственности за подделку акцизной марки, привлечение к ответственности ритейлеров за продажу продукции с такой маркой - этими мерами власти могут достаточно успешно противостоять потоку контрафакта.

Понимая реальную угрозу со стороны "теневого" рынка, новая администрация Приморского края принимает меры по борьбе с контрафактом. По поручению губернатора Владимира Миклушевского, в администрации края разработан проект "Общественный контроль за незаконной продажей алкогольной продукции". Информация о проекте размещена на официальном сайте администрации Приморского края.

Напомним, губернатор не раз отмечал в своих выступлениях, что одной из приоритетных задач развития экономики региона на сегодняшний день является поддержка собственного производства. Сокращение "теневого" рынка позволит повысить легальное производство в регионе, что позитивно скажется на пополняемости краевого бюджета.

Добросовестные предприниматели Приморья готовы дать отпор нелегальному бизнесу и торговле контрафактными товарами, объединившись в некоммерческую организацию (НКО) производителей и оптовиков. На примере алкогольного рынка будущий механизм работы отраслевой НКО может выглядеть следующим образом. Во-первых, это постоянный мониторинг розницы на предмет минимальной цены и легальности алкогольной продукции. Во-вторых, - дополнительный добровольный контроль качества ввозимого и произведенного участниками НКО алкоголя, с привлечением специальной экспертной организации и использованием региональной "марки качества", которая являлась бы четким сигналом для розницы и конечного потребителя, что данная продукция легальна и безопасна.

Таким образом, водка и любой другой алкоголь с нанесенной региональной маркой является четким ориентиром для розницы, свидетельствующим о легальности и качественности продукции. И напротив, любой алкоголь, продающийся без такой марки должен насторожить потенциального покупателя, ведь это - возможный контрафакт.

Совместная борьба власти и добросовестных производителей "нелегалами" рынка улучшит инвестиционный климат в Приморском крае, повысит наполняемость бюджета, защитить жизнь и здоровье граждан. Таким образом, противостоять потоку контрафактного алкоголя сейчас можно, только объединив усилия государственных структур, властей субъектов федерации, добросовестных производителей и общественности.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia