Памятник федерального значения уже несколько лет простаивает без дела в центре Владивостока. Водонапорную башню, являющуюся ярким примером промышленного зодчества, со всех сторон "окружили" новые постройки, скрывая ее от горожан. Немногие жители Владивостока сегодня знают, где находится это историческое здание, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Памятник федерального значения несколько лет простаивает без дела в центре Владивостока . Автор фото: Антон Балашов
- Сейчас много говорят о том, что построен мост через бухту Золотой Рог, о котором мечтали больше века, и что его строительство изменило кардинальным образом весь ход жизни во Владивостоке, а также стало эпохальным событием. Но, по-моему, строительство Уссурийской железной дороги – вот это было, действительно, настоящим событием, которое повлияло на историю всего Дальнего Востока. Его нельзя сравнить со строительством моста, так как оно было гораздо важнее, - сказала Анна Мялк, начальник отдела реставрации и эксплуатации, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии архитектурного наследия.
Водонапорная башня - яркий пример архитектурного зодчества . Автор фото: Антон Балашов
Железная дорога включает в себя большое количество различных объектов, создающих исторический образ Владивостока, призванных обслуживать как технику, так и пассажиров. Среди них - железнодорожный вокзал, блокпосты, железнодорожные станции "Седанка", "Вторая речка", "Океанская", "Первая речка". Все эти объекты находятся под охраной государства.
- К сожалению, в 2012 году они подверглись катастрофическим вандальным изменениям, которые теперь уже не позволяют нам ощутить их подлинность, - отметила Анна Мялк. - Они были отделаны современными материалами. Но это – вопиющее нарушение законодательства, разрушение памятника.
Памятник федерального значения несколько лет простаивает без дела в центре Владивостока . Автор фото: Антон Балашов
Водонапорная башня – один из интереснейших объектов, который является частью большого комплекса железнодорожных построек, имеющих очень большое значение в истории и Владивостока, и Приморского края, и всего Дальнего Востока.
Железнодорожная станция состоит из двух строений: водонапорной башни и рядом стоящего двухэтажного здания. Раньше все работало в комплексе. Наверху находилась большая емкость, куда закачивалась вода, после чего подходили паровозы для заправки. Это промышленное сооружение, необходимое для функционирования дороги в то время, находится в Ланинском переулке, в центре города.
Башня по высоте разделена на три яруса. Автор фото: Антон Балашов
- Последний раз мы видели собственников этого объекта на Градостроительном совете, когда они пришли с проектом строительства вокруг этой башни огромного 20-этажного дома, - вспоминает член-корреспондент Академии архитектурного наследия Анна Мялк. - Насколько я помню, бизнесмены были из Новосибирска. Сначала они планировали снести башню, но потом архитектор, который проектировал эскизный проект, объяснил им, что это памятник и снести его нельзя. Тогда они решили, что можно построить дом рядом с башней, но собственникам объяснили, что это абсолютно недопустимые действия, что, кроме этого памятника, вокруг находятся и другие памятники архитектуры. Уже очень много лет никто никаких действий не предпринимает, объект пустует. Но это, конечно, задача для правоохранительных органов найти собственников и обязать что-то сделать для сохранения этого уникального объекта.
Как отмечает Анна Мялк, водонапорная башня выделяется по своей архитектуре, она богато декорирована. Находится сооружение в центре города Владивостока и, как считает советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, является ярким примером промышленного зодчества России.
Водонапорная башня – один из интереснейших объектов Владивостока. Автор фото: Антон Балашов
Справка: Водонапорная башня железнодорожной станции Владивосток (Арх., ист.), Ланинский переулок.
Сооружена в 1893 году по проекту инженера М. М. Вяземского и служила для размещения металлических емкостей с водой для заправки паровозов. Состоит из двух объемов, имеющих форму шестигранных призм и состыкованных плоскими гранями. Стены из красного кирпича. По высоте разделена на три яруса. В нижнем размещались насосы для закачивания воды из артезианской скважины, в среднем находились приборы регулировки, в верхнем ярусе - емкости для воды, из которых вода самотеком через рукав и сопло подавалась в котлы паровозов.
Архитектурное решение башни характерно для промышленной архитектуры конца 19 века: плоскости стен расчленены лопатками, поясками и декорированы орнаментами из напуска кирпича, углы раскрепованы, венчающая часть стен оформлена в виде полуфронтонов треугольной формы, обрамленных карнизом "с сухариками".
Информация для справки взята с сайта о Владивостоке.