Я не считаю Владивосток провинцией - Ханс-Иоахим Фрай

Немецкий режиссер поделился своими впечатлениями от театра оперы и балета и приморской столицы в целом
Ханс-Иоахим Фрай. Фото: пресс-служба театра оперы и балета Приморья

Владивосток готовится к торжественному открытию Государственного Приморского театра оперы и балета. Детали пока держатся в строгом секрете; известно только, что постановщиком гала- концерта назначен известный режиссер из Германии Ханс-Иоахим Фрай. На минувшей неделе г-н Фрай посетил столицу Приморья, чтобы осмотреть здание театра и представить концепцию церемонии открытия. Немецкий режиссер поделился своими впечатлениями от театра оперы и балета и приморской столицы в целом, сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе Приморского театра оперы и балета.

- Господин Фрай, вы давно сотрудничаете с Россией. Расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше сотрудничество.

- Я сотрудничаю с Россией уже 17 лет. В 1996 году был основан конкурс вокалистов Competizione dell’Opera, и с тех пор мы регулярно проводим прослушивания в России. Прежде всего, конечно же, в Санкт-Петербурге и Москве. В 2009 году в Дрездене на оперном бале  у нас был гость – Владимир Путин, который тогда был премьер-министром. Эта встреча способствовала моему знакомству и совместной работе с российскими менеджерами в области культуры. С 2010 года я регулярно делаю в России до трех крупных проектов в год.

- Говорят, что с русскими работать непросто. Это так?

- Это зависит от того, где я начинаю работать. В крупных и хорошо развитых городах, как правило, преобладает агрессивный менеджмент. Однако я также знаю дружелюбных людей, которые рады сотрудничать с нами. В начале моей деятельности пришлось столкнуться с некоторыми интригами, но также было и много позитивного. Главное, что все проекты я доводил до конца, ни разу не оставляя незавершенными. Конечно, если сравнивать с европейским менеджментом, в России все иначе. В Европе планирование идет заранее: если возникают какие-то проблемы, то их решают на первом этапе подготовки проекта, так что ближе к его окончанию все идет гладко. В России же все наоборот: в начале все спокойно, а к концу стресс возрастает. У русских есть талант импровизации, здесь люди более гибкие. Но я уже давно работаю с Россией, поэтому привык к этому стилю и умею под него подстраиваться.

- Чувствуется разница в работе с Москвой и небольшими городами в регионах?

- Я бы не стал называть Владивосток небольшим, и в этом плане он меня очень удивил: это огромный портовый город, и ваш новый театр ничуть не хуже европейских. На данный момент я не считаю Владивосток провинцией. Я работал в других городах – Волгограде, Улан-Удэ, Иркутске – и там иногда присутствует больше провинциальности. Хотя мне не нравится это слово, и я бы вообще не хотел употреблять его.

- Можно ли уже говорить о том, что увидят зрители на открытии оперного театра?

- Наша концепция учитывает три важных момента. Во-первых, в гала-концерте примут участие ярчайшие звезды российской и зарубежной оперной и балетной сцены. Они представят творческие приветствия из своих регионов: Москвы, Санкт-Петербурга. Также будут представлены исполнители из Японии, Китая и европейских стран. С учетом этого мы составили творческую программу с очень интересной сценографией. Во-вторых, мы будет активно использовать мультимедийные ресурсы, чтобы обозначить особую роль Владивостока как культурного моста между Европой и Азией. Происходящее в большом зале Приморского театра оперы и балета будет транслироваться на уличные экраны, так что гала-концерт смогут увидеть все желающие. Кроме того, часть творческой программы будет вынесена на открытую площадку, потому что мы хотим сделать праздник для всех жителей Владивостока.

- Иными словами, получится шоу не хуже, чем в Дрездене?

- Самое главное, чтобы мы здесь сделали что-то свое. Дрезден – это тот опыт, с которым мы приходим сюда. У меня также есть опыт проведения гала-концертов в Санкт-Петербурге. Очень важно, чтобы этот опыт помог сделать здесь нечто такое, что придало бы Владивостоку уникальность и знаковость.

- В начале разговора вы упомянули один важный проект – Competizione dell’Opera, часть которого пройдет во Владивостоке. Расскажите об этом подробнее.

- Этот конкурс существует на протяжении 16 лет. Очень долгое время он проходил в Дрезденской опере, в Большом театре в Москве, в Большом театре в Минске. В этом году финал станет частью международного Брукнер-фестиваля в Линце. Конкурс состоит из 12 прослушиваний, одно из которых пройдет во Владивостоке. Самое интересное – это концепция выбора жюри. Здесь нет оперных певцов – только директора театров, менеджеры со всего мира. Они смотрят и выбирают лучших певцов для продвижения их дальнейшей карьеры.

- То есть, смысл в том, чтобы в определенном регионе выбрать самые красивые голоса и поспособствовать дальнейшему продвижению вокалистов?

- Это так. На финал в Линц приедут около 100 конкурсантов. Там будет международное жюри из 25 человек, представителей от 5 до 10 разных стран. Они выберут призеров и победителей. Очень важно отметить, что в качестве приза могут быть не деньги, а приглашение на работу в какой-нибудь театр.

- Во время поездки вы посетили здание театра. Как оно вам?

- От посещения театра у меня остались самые позитивные впечатления. Меня очень впечатлил внешний вид здания и уникальный дизайн внутренней отделки.  Особенно понравилась раскрашенная под дерево каменная облицовка. Мне также понравился малый зал, который можно трансформировать как угодно, и огромная главная сцена, конструкция которой позволяет очень быстро менять декорации. Это огромный и современный театр, соответствующий мировым стандартам, и, я думаю, в России он по праву может считаться третьим после Большого и Мариинского театров. Его вполне можно сравнить с крупными международными оперными залами мира.

- Жители Владивостока нередко высказывают мнение о том, что театр здесь никому не нужен, и никто не будет ходить на концерты. Есть ли будущее у такого театра в таком небольшом городе?

- Я бы по-другому это назвал. Владивосток – это ворота в Азию, и он должен стать один из самых значительных экономических центров России на Дальнем Востоке. Достичь этой цели можно, только если рассматривать и развивать культуру как способ оздоровления нации. Потому что музыка, как и живопись, - это международный язык, который понимает каждый. Это как раз и происходит сейчас во Владивостоке, который начинает играть огромную роль в жизни России. Без культуры у вас нет шансов достичь гармоничного развития, которое позволит вам стать очень важным экономическим связующим звеном между Россией, Европой и Азией.

- Господин Фрай, а как вы относитесь к инновациям в опере? Или это лишнее?

- Не стоит утверждать, что опера должна быть такой или иной. Это всегда зависит от того, где и в каком месте ее ставят. Возьмем в качестве примера "Волшебную  флейту" Моцарта. Если ее исполняют в таком городе, как Вена, где публика на протяжении 200 лет регулярно ее видит, каждый вырос на этой опере, знает ее наизусть, тогда очень важно придать ей определенную окраску, которую несет наше время. Что касается Владивостока, то здесь пока нет своей истории оперных постановок. Очень важно рассказывать историю так, чтобы захватить публику. правильный баланс. Здесь зрители не видели оперы "Евгений Онегин", у них не сформирован твердый образ. Если я хорошо расскажу историю, то смогу затем внести определенную  модернизацию в эту постановку.

- Последний вопрос: вы бы хотели приехать во Владивосток как турист?

- Во время полета я видел внизу огромную территорию, покрытую лесом. Это меня настолько поразило, что я подумал: было бы неплохо приехать сюда в свободное от работы время и насладиться этой красотой. Но на сегодняшний день я счастлив, что вообще смог здесь побывать. Надеюсь, что приеду еще. Возможно, у меня даже получится совместить работу и отдых.

Справка: Ханс-Иоахим Фрай – режиссер и менеджер в сфере культуры, генеральный директор Международного Брукнеровского фестиваля (LIVA-Линц/Австрия).

В 1997-2007 году был оперным директором оперного театра в Дрездене. В 2007-2011 гг. занимал должность генерального директора театров Бремена.

Организовал международный конкурс вокалистов “Competizione dell’Opera”.

Является основателем, художественным руководителем и режиссером Дрезденского оперного бала – важнейшего события в культурной жизни не только Германии, но и всей Европы.

В качестве режиссера-постановщика Ханс-Иоахим Фрай также реализовал ряд оперных постановок и проектов в сфере культуры, в том числе около 10 международных проектов на территории России. 

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia