Местами в Приморье пройдет дождь 19 апреля
08:10
Мойка днища авто от зимних реагентов: важная процедура или пустая трата денег
07:11
Дальний Восток 19 апреля. Родился основатель Ботанического сада во Владивостоке
07:00
В СССР любой первоклашка эти 10 стихов шпарил наизусть, а вы вспомните хотя бы 3? - ТЕСТ
06:00
Убираем жировые ловушки над коленями: 1 решение коварной женской проблеме - тренер
05:00
Неимоверно легкий ПП-пирог: накинутся даже равнодушные к сладкому - без муки и сахара
04:40
Только эта мощная специя выведет все шлаки из печени после 1 раза
04:20
Если игнорировать 1 действие по ЖКХ, то отправят в суд — решение за 12 дней
03:11
По 5 000 рублей из кошелька: дачников сурово накажут всего за 1 нарушение
18 апреля, 19:11
Более 50 тысяч жителей Уссурийска остались без отопления из-за крупной аварии
18 апреля, 18:59
Взрыв Раков, печаль Дев и капризы Рыб: подробный гороскоп на 19 апреля
18 апреля, 18:30
Звездный астролог выделила лучшие даты 2024 - жизнь кувыркнется на 180 градусов
18 апреля, 18:00
В День памятников и исторических мест на Морском кладбище провели субботник
18 апреля, 17:48
В Приморье открыли движение по двум новым мостам
18 апреля, 17:37
Известный астролог Анжела Перл предрекла на 100% прибыль в деньгах 3 знакам
18 апреля, 17:30
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49
Приморье ждёт: создается российско-белорусский легкий самолёт "Освей" 16 апреля, 13:44
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:15
Австралийские инвесторы бросают крупное месторождение угля на Дальнем Востоке 16 апреля, 08:44
Средняя предлагаемая зарплата в Приморье с начала 2024 года выросла на 6,9% 15 апреля, 18:11

Проблемы с эксплуатацией объектов саммита АТЭС во Владивостоке есть - эксперты

При этом глава Минрегионразвития Игорь Слюняев утверждает обратное

Проблемы с эксплуатацией объектов саммита АТЭС во Владивостоке есть, несмотря на то, что Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев в недавнем интервью "Российской газете" заявил обратное, сообщает корр. РИА PrimaMedia. 

Напомним, "Российская газета" поинтересовалась у Министра регионального развития РФ Игоря Слюняева: "Местные власти говорят, что есть проблемы с окупаемостью объектов. Это так?". "Нельзя по объектам капиталоемким или социальным допускать прямой счет окупаемости. Речь может идти о мультипликативном социально-экономическом эффекте от ввода таких объектов в эксплуатацию, - ответил Игорь Слюняев и добавил: - Поднимался вопрос содержания объектов, но средства, которые для этого необходимы, были предусмотрены в бюджетах разного уровня. 

Проблем с эксплуатацией сданных сооружений и инженерных систем, дорог, мостовых переходов на Дальнем Востоке по объектам форума АТЭС нет".

Тем не менее, проблемы есть, и нешуточные. И связаны они с мини-станциями "Северная", "Центральная" и "Океанариум", построенными к саммиту АТЭС-2012 на острове Русском и приносящими их владельцу – ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания (ОАО "ДВЭУК") – многомиллионные убытки.

Напомним читателям, что собственник мини-станций забил тревогу уже вне стен суда в феврале этого года, когда из-за нежелания ЗАО "Крокус Интернешнл", генерального подрядчика строительства кампуса ДВФУ, оплачивать долги за тепло энергетики попали в критическое финансовое положение. Чтобы не сорвать отопительный сезон в кампусе, компании ДВЭУК пришлось брать кредиты для покупки топлива.

- Конечно, мы могли поступить так, как позволяет действующее законодательство, - пояснила корр. РИА PrimaMedia советник генерального директора ОАО "ДВЭУК" Светлана Ковганова, - То есть воздействовать на потребителя-неплательщика путем введения ограничений на подачу тепла. Однако наша компания не пошла на этот шаг. Нам не хотелось, чтобы студенты и преподаватели ДВФУ стали заложниками сложившейся ситуации. Мы продолжали отапливать инфраструктуру кампуса фактически за свой счет, отвлекая для этого оборотные средства.

Изначально убыточные

Всего с октября 2010 года по июнь 2013 года ОАО "ДВЭУК" отпустило ЗАО "Крокус" тепла на сумму 401,7 млн рублей, из них потребитель оплатил порядка 50%.  При этом основной платеж на сумму 107,6 млн рублей был получен совсем недавно, 26 июня текущего года.

В настоящее время дебиторская задолженность ЗАО "Крокус Интернешнл" перед энергетической компанией составляет 201 млн рублей. Чуть более половины этой суммы (за тепло, отпущенное в ОЗП 2011-2012 гг.) подтверждено мировым соглашением, которое утвердил Арбитражный суд Приморского края. Здесь компания ДВЭУК также пошла навстречу "Крокусу", предоставив отсрочку платежей до конца 2013 года.

Оставшаяся часть задолженности (98,7 млн руб.), сформированная за октябрь-декабрь 2012 года, несмотря на очередное судебное решение в пользу энергетиков, оспаривается ЗАО "Крокус" в суде апелляционной инстанции.

– Однако суть возникшей проблемы даже не в долгах "Крокуса", они лишь усугубляют патовую ситуацию. Дело в том, что принадлежащие нам мини-ТЭЦ "Северная", "Центральная" и "Океанариум" убыточны для предприятия в принципе. Мы не эксплуатирующая организация, от нас требовалось построить энергообъекты, а уже госзаказчик должен был определить их дальнейшую судьбу, чего не сделал по сей день, - сказала Светлана Ковганова.

Причем убыточны они были изначально. Еще в октябре 2010 года, чтобы не сорвать сроки строительства объектов саммита, компания была вынуждена по временным разрешениям обеспечивать теплоэнергией стройку на о. Русский. Получить официально утвержденные тарифы, достаточные для безубыточной эксплуатации мини-ТЭЦ, было невозможно до их ввода в эксплуатацию и оформления права собственности. В результате протокольным решением Дирекции Минрегионразвития с участием Администрации Приморского края и ЗАО "Крокус" было определено, что отпуск тепла до ввода в эксплуатацию энергообъектов будет осуществляться по цене, эквивалентной тарифу для материковой части Владивостока.

К слову, когда в сентябре 2012 года утвержденный тариф для мини-станций начал действовать, он составил 4,5 тысячи рублей за Гкал. В то время у филиала ОАО "ДГК" "Приморская генерация", отапливающего Владивосток, тариф равнялся 1,3 тысячам рублей за Гкал. Разница очевидна.

- Тариф, который "Крокус" в суде называл завышенным, но почему-то не платил по счетам еще с декабря 2011 года (когда действовал "материковый" тариф), на самом деле был  экономически обоснованным, - пояснила Светлана Ковганова. – Его величина зависит, прежде всего, от двух составляющих - рабочей загрузки станций и амортизации. Вспомните, сколько лет назад были построены генерирующие объекты на материковой части Владивостока? Та же Владивостокская ТЭЦ-2 – еще в 70-х гг. прошлого века. То есть, первоначальная стоимость этих станций давным-давно самортизирована, а стоимость основных средств, по которой эти объекты учитываются на балансе предприятия (и, следовательно, формируют тариф) – не соответствует реальной стоимости нового строительства. Тогда как на генерирующих объектах острова Русского используется новое, современное и недешевое оборудование, состав которого был определен госзаказчиком, что, конечно, влияет на себестоимость вырабатываемого тепла. А если коснуться первой составляющей – рабочей загрузки станций, то здесь ситуация вовсе тупиковая.

Нужны ли о. Русскому станции?

Когда только разрабатывались проекты строительства объектов саммита АТЭС-2012, в Минрегионразвития РФ посчитали, что остров Русский будет потреблять более 40 МВт электрической мощности и 120-130 Гкал/час тепловой нагрузки. Именно под эти параметры были запроектированы мини-станции "Северная", "Центральная" и "Океанариум". На деле текущее потребление тепловой энергии с этих станций держится на уровне 30-35% от проектного, а электроэнергия, которую способны вырабатывать источники генерации, не востребована вовсе.

Энергетики уже посчитали, что с учетом серьезной недозагрузки мощностей убытки их предприятия в 2013 году превысят 400 млн рублей (а в сумме, начиная с 2010 года, перевалят за отметку 900 млн рублей).  

Более серьезная ситуация может сложиться в 2014 году. В самом оптимальном случае загрузки оборудования станций в режиме комбинированной выработки (электро- и теплоэнергии) расчетный тариф по электрической энергии для мини-ТЭЦ "Северная" и "Центральная" может превысить 5 рублей за 1 кВт/час, а тепловой энергии составить более 3,7 тыс. рублей за 1 Гкал. Ну а при загрузке станций в режиме котельных тариф на тепловую энергию превысит 5,5 тыс. рублей за Гкал.

Вариант комбинированной выработки станций вполне возможен. Необходимость увеличения загрузки генерирующих объектов по электрической мощности обсуждалась на мартовском совещании в Федеральной службе по тарифам (ФСТ России), проведенном по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Тем не менее, регулирующие органы не учли заявку ОАО "ДВЭУК" на 2014 г. по выработке электроэнергии станциями о. Русский, тем самым подтверждая отсутствие потребности в "островной" электроэнергии. Данное решение имеет серьезные экономические последствия для производителя энергии, который за счет комбинированной выработки пытался уйти от режима работы своих станций как котельных с высоким уровнем тарифов на тепловую энергию.

- Вопрос затрагивает интересы не только ОАО "ДВЭУК", а также и ОАО "ДГК", ОАО "ДЭК" и требует принятия консолидированных решений со стороны системного оператора, ФСТ России и регулирующего органа субъекта РФ, - пояснила Светлана Ковганова. – Необходимо также ведение совместной работы с краевой администрацией по определению загрузки генерирующих мощностей острова и выстраиванию тарифной политики в отношении отпускаемой энергии, исходя из перспективных планов по развитию инфраструктуры, включая новое строительство – жилье, коммерческая недвижимость и другое.

Энергокомпания сетует, что, несмотря на постоянное взаимодействие с Минэнерго России, Администрацией Приморского края, ситуация не меняется. А ведь требуется, по большому счету, принятие принципиального решения: нужны ли станции о. Русский для отпуска энергии или нет?

В первую очередь необходимо признать, что себестоимость выработки одной единицы энергоносителя на объектах нового строительства – выше, нежели в среднем по региону. И в соответствии с этим принимать адекватные тарифные решения на государственном уровне – с включением соответствующих расходов на теплоснабжение в бюджеты ДВФУ, МЧС, МВД – до тех пор, пока развитие инфраструктуры острова, а, следовательно, рост энергопотребления, не позволит снизить тарифы до уровня действующего на материке.

В принципе перспективные планы развития острова уже существуют. На разных властных уровнях и в экспертном сообществе велась и ведется речь о создании на острове Русском рекреационной зоны, включающей санатории, развлекательные центры и гостиницы, о жилой застройке и о многом другом. Не надо также забывать о строительстве второй очереди кампуса ДВФУ.

По меткому выражению президента РФ Владимира Путина, строительство двух мостов – Золотого и Русского – в одночасье подарило Владивостоку новую территорию, сопоставимую по площади с Парижем. И вот в этом, еще не построенном владивостокском "Париже" уже имеются такие важные элементы инфраструктуры, как объекты генерации электроэнергии и тепла. Только судьба их, образно говоря, повисла в воздухе, подобно вантовым мостам над бухтой Золотой Рог и проливом Босфор Восточный.

- Конечно, необходимо соблюдение баланса интересов. Сейчас компании жизненно важно сохранить техническую надежность энергоснабжения на острове. Что должно обеспечить в будущем возможности для увеличения генерирующих мощностей и пропускной способности электросетевого комплекса на острове Русском. С другой стороны нельзя допустить рост тарифов для потребителей материковой части Владивостока за счет острова, - считает Светлана Ковганова. - Но и решать проблему государственного масштаба за счет убытков компании, чьи основные задачи состоят в том, чтобы строить энергообъекты по всему Дальнему Востоку – также недопустимо.

Государственная задача

По мнению Светланы Ковгановой, принять сбалансированное решение – под силу только государству. И принимать его нужно незамедлительно. Иначе последствия могут быть самыми негативными. Как для самой компании (оказавшись на грани банкротства, ОАО "ДВУЭК" не сможет в должной мере управлять госинвестициями и развивать энергетику регионов ДВФО), так и для потребителей, поскольку качество и надежность энергоснабжения напрямую зависит от стабильной работы ресурсоснабжающей организации.

- Мы считаем, что единственным средством на ближайшую перспективу для сдерживания тарифной нагрузки является реализация дотационной политики на разницу между экономически обоснованным и установленным тарифом, ну а правильнее сказать - бюджетное финансирование потребителей на острове Русском по экономически обоснованным тарифам, - сказала Светлана Ковганова.

Действительно, что мешает государству закладывать расходы на энергетику в бюджеты федеральных структур, находящихся на Русском острове? Со временем, по мере увеличения загрузки станций и их выхода на оптовый рынок электроэнергии, как предлагает Министерство энергетики, островные и материковые тарифы нивелируются.

Обращает на себя внимание тот факт, что проблема, возникшая на Русском острове, вскоре обретет общероссийский характер. Крупные инвестпроекты, аналогичные АТЭСовскому, осуществляются в Сочи (подготовка к зимней Олимпиаде), будут реализовываться в городах проведения чемпионат мира по футболу 2018 года, и, возможно, в Екатеринбурге, если он получит право провести в 2020 году Всемирную универсальную выставку ЭКСПО. Среди прочего везде будут вводиться генерирующие мощности с новым оборудованием и с запасом прочности, как это было на Русском. И везде придется решать такую же проблему окупаемости нового строительства, и как следствие установления сбалансированного энерго- и теплотарифа. Практика показывает, что делать это за счет энергетиков – не только тупиковый, но еще и рискованный путь.

Александр Латкин
Александр Латкин

Директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, д.э.н., профессор

Автор фото: ПримаМедиа

Я думаю, это государственная задача. В свое время именно государство приняло решение о строительстве кампуса ДВФУ и инфраструктуры на Русском острове. Значит, и сейчас государство должно решить эту проблему. И пути ее решения достаточно очевидны – дотация разницы тарифов и мероприятия по дальнейшей загрузке мини-ТЭЦ "Северной", "Центральной" и "Океанариум".

А теперь давайте еще раз вернемся к цитате из интервью главы Минрегионразвития Игоря Слюняева "Российской газете": "Поднимался вопрос содержания объектов, но средства, которые для этого необходимы, были предусмотрены в бюджетах разного уровня. Проблем с эксплуатацией сданных сооружений и инженерных систем, дорог, мостовых переходов на Дальнем Востоке по объектам форума АТЭС нет".

Так где же средства, предусмотренные в бюджетах разного уровня, в рассматриваемом нами случае? И не являются ли многомиллионные убытки ОАО "ДВЭУК" теми самыми проблемами, которые не разглядел Игорь Слюняев.

1373519400