Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
10:11
ДОМ.РФ открыл финансирование по проекту горнолыжного курорта в Приморье
15:56
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life
15:10
Черемша за 700 рублей: обзор цен первой зелени с огородов Приморья
14:55
"Вода теплая и приятная": пловцы четырех стран принимают участие в "Кубке Тихого океана"
14:53
Премиум-аккаунт и скидки: новые бонусы для пользователей тарифа "Игровой" от "Ростелекома"
14:45
Во Владивостоке торжественно почтили память героя Советского Союза лейтенанта Крыгина
14:42
Остросюжетный исторический детектив "Операция “Карпаты”" выйдет на Wink.ru 25 апреля
14:34
Психолог раскрыла, как вытащить подростка из "депрессии" перед экзаменами
14:20
В Приморье стартовали продажи флагманского смартфона HONOR Magic 6 Pro
14:04
Опрос ВТБ: более половины россиян считают, что человечество вскоре не сможет жить без ИИ
14:00
"АвиаПоиск" провел экскурсию по памятным местам у озера Хасан для гостей из Москвы и Калуги
13:17
МегаФон расширил сеть 4G в поселке Славянка
12:52
Удаленные сотрудники на 16% реже меняют работу, чем офисные
12:47
Борьба с огнем в Приморье: за сутки потушены шесть природных пожаров
12:43
"Золотое перо Приморья – Открытие": количество заявок приближается к первой сотне
12:15
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49
Приморье ждёт: создается российско-белорусский легкий самолёт "Освей" 16 апреля, 13:44
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:15

Защитники природы ополчились против угольных терминалов в Приморском крае

Вред от таких предприятий очевиден, а польза сомнительна - эксперты
4 сентября 2013, 11:50 Бизнес Приморские "Помпеи"

Защитники природы ополчились против угольных терминалов в Приморье. Общественный экспертный совет по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов рассмотрел проблему транспортировки угля через порты Приморского края. Она волнует жителей Владивостока, Находки, Хасанского и других районов, где соседство с угольными терминалами ухудшило экологическую ситуацию, и еще больше тех населенных пунктов, где планируется сооружение новых точек отправки, пишет газета "Золотой Рог".

Особый резонанс тема получила в связи с планами строительства терминала в Славянке, жители которой хотели провести протестный референдум.

- Что Приморье имеет от перевозки угля, кроме грязи и ухудшения здоровья людей? Может, следует закрыть край для этих целей? Есть ли альтернативы и какова цена вопроса? – задал тон дискуссии председатель совета, директор БПИ ДВО РАН академик Юрий Журавлев.

Приглашенный в качестве эксперта замдиректора ОАО "ДНИИМФ" Евгений Новосельцев сообщил, что запретить нельзя, так как "мы отрезаем Кузбасс и другие регионы от точки транспортировки угля за границу".

- В итоге мы не получим новые рабочие места (примерно 300-500 человек на каждом терминале) и налоги. Но декларируемые положительные аспекты строительства угольных терминалов для экономики края и его населения выглядят не всегда убедительно. До одной трети работников терминалов, по сложившейся практике, могут быть нанятые мигранты из стран СНГ. Большие отчисления в краевой и местные бюджеты, которые обещают инвесторы, вызывают сомнения, поскольку большинство (или их учредители) зарегистрированы за рубежом, а об отработанных схемах ухода от налогов российских компаний население хорошо информировано. Пытаясь выяснить, насколько значима для казны транспортировка угля, мы не отыскали сведений, сколько налогов от этого идет в приморскую и российскую казну. Налоговая статистика закрыта, и даже в администрации края нам сообщили, что не знают, сколько поступает налогов от работы конкретных портов, - отметил эксперт.

Поэтому, разрешая где-либо строить угольный терминал, стоит рассматривать его с точки зрения "а что край потеряет?" Он привел в качестве примера проект угольного терминала в бухте Суходол, которую выбрала для его размещения компания "Сибирский деловой союз". А это место находится как раз напротив бухты Муравьиная, где создается интегрированная развлекательная зона "Приморье". Вряд ли будущим посетителям (и иностранным инвесторам) понравится вид из окна гостиницы, не говоря уже о чистоте воздуха, ведь терминал-то планируется открытый. И, кроме того, из-за неизбежных загрязнений со стороны будущего терминала возникает и проблема размещения в этом районе рыбопромышленного комплекса.

К слову, только терминал на мысе Астафьева в Находке обещают построить закрытого типа, а остальные инвесторы, сами живущие, как правило, в других регионах, предпочитают более дешевые открытые терминалы, хотя при правильном проектировании закрытые терминалы могут быть не дороже открытых.

Нельзя размещать их и вблизи мест переработки рыбы, не говоря уже о зерне. Фактически территория, где переваливают уголь, в радиусе около трех километров выпадает из другой хозяйственной деятельности и теряет возможность заселения. Так что возможные налоговые поступления не перекроют издержки края. Поэтому при принятии решения о строительстве очередного терминала очень важно уже сейчас оценить все плюсы и минусы.

Взять, к примеру, Суходол. Главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН д.б.н. Владимир Раков сообщил, что "сам терминал - малая часть проблемы, но он предполагает строительство глубоководных каналов". Так, для угольного терминала в Суходоле требуется  построить канал глубиной 10-15 метров и длиной более километра. А эта бухта - одно из промысловых морских угодий, здесь огромное скопление устричных банок, большая плотность других промысловых морских объектов.

- Разрушение этих популяций приведет к экологической  катастрофе; там нерестилище сельди. Если будет терминал в Суходоле, следует забыть о сельди навсегда. Если брать соседние районы - там крупнейшие скопления анфельции (это субстрат для трепанга) и другие богатства. Уголь на анфельции погубит ее. А ведь восстановление экологических нарушений потребует в десятки, сотни раз больше вложений, чем мы получим от перегрузки опасных грузов, таких как уголь, - заявил эксперт.

По итогам дискуссии общественный совет по экологии выдал администрации Приморского края ряд рекомендаций. Прежде всего, нужно разработать схему развития морских портов, в рамках которой определить возможные места строительства терминалов разного назначения с учетом минимизации их влияния на окружающую среду и затем скорректировать генпланы и схемы территориального планирования прибрежных районов Приморского края.

Кроме того, совет предложил на законодательном уровне запретить строительство на территории Приморского края комплексов для навалочных грузов открытого типа, в том числе внести необходимые поправки в схемы территориального планирования и Правила землепользования и застройки территорий.

Также эксперты посоветовали краевой администрации обратиться в Минтранс, к Главному государственному санитарному врачу РФ и в Минприроды с предложением пересмотреть существующие нормы и принять дополнительные требования в области охраны окружающей среды и здоровья человека, чтобы исключить запыление портов, припортовых территорий и акваторий в процессе транспортировки, хранения и перевалки пылящих навалочных грузов.

Среди других возможных мер - переключение части экспортных маршрутов отправки навалочных грузов с морских портов на сухопутные пункты пропуска.

1378281046