Андрей Бралеев. Фото: РИА PrimaMedia

Созданию в Приморье цивилизованного рынка такси препятствуют "нелегалы" и "сетевики"

По мнению председателя общественного объединения "Таксомоторный альянс Приморья", сетевые компании "убивают" законный бизнес (ВИДЕО)

30 сентября 2013, PrimaMedia. Формированию цивилизованного рынка такси в крае мешают сетевые компании и "нелегальные" перевозчики. В борьбе с ними лицензированным таксомоторным компаниям могут помочь власть  и правоохранительные органы. Такое мнение в интервью РИА PrimaMedia высказал председатель некоммерческого партнерства "Таксомоторный альянс Приморья" и директор компании "ПримТакси" Андрей Бралеев.

- Андрей Николаевич, какие цели преследует возглавляемая вами общественная организация?

- Некоммерческое партнерство "Таксомоторный альянс Приморья" объединяет таксомоторные компании, которые работают легально и имеют собственный парк автомобилей. Идея объединения возникла давно и окрепла, когда на рынке появились сетевые компании, работающие совершенно по иным правилам, точнее вообще без них. Сегодня в НП "Таксомоторный альянс Приморья"" входят восемь крупнейших таксомоторных компаний Владивостока: "Первое городское такси", "Реноме", Такси "Персона", "Примавтолайн", "Аэротакси", "АлюрАвто", "VIP-Сервис" и "ПримТакси".

- Небольшие таксомоторные компании могут пополнить ряды вашей организации?

- Двери "Таксомоторного альянса Приморья" открыты для всех. Это объединение по отраслевому, профессиональному принципу.

- Вы сказали о появлении на рынке так называемых "сетевиков". Чем это грозит таксомоторным компаниям, имеющим свой парк?

- "Сетевик" опирается на простых автолюбителей  Владивостока, которых великое множество. В чем состоит его задача? В том, чтобы на мобильный телефон  автолюбителя установить приложение, с помощью которого тот в любое время суток, если пожелает, может превратиться в таксиста. Как только ты открыл на своем мобильнике это приложение, тут же оказался "на линии" - ты подключен через GPRS к специальной программе и тебе поступают заявки.

Такого рода деятельность просто "убивает" легальный бизнес.

Мы посчитали, что 2-3 любителя, работающих на сетевую фирму, вытесняют одного профессионала. В результате их промысла один водитель-профессионал лишается рабочего места.

- Сколько сетевых компаний сегодня во Владивостоке?

- Пока одна. В стране порядка десяти крупных сетевых компаний.

- Неужели никто из них не лицензирует свою деятельность?

- Как правило, да.

Сетевым компаниям вообще не интересно ведение бизнеса по правилам, лишь бы "под заявку" всегда был автомобиль. Ни о чем другом они не беспокоятся.

- А чем отличается лицензированный водитель и его машина от тех, кто работает на "сетевиков"?

- Таксомоторная деятельность на территории России регулируется Федеральным законом №69. Согласно его положениям, автомобиль должен иметь на крыше опознавательный знак такси, то есть фонарь, на борту - светографическую схему такси, так называемые "шашечки", также обязателен таксометр. В салоне непременно должны быть указаны на видном месте - справа от водителя на панели информации - кому принадлежит данное такси, способ тарификации (либо по километражу, либо по времени). Кроме того, в этом же законе указано, что предприниматель, который занимается таксомоторной деятельностью, должен обеспечить раз в полгода прохождение техосмотра, ежедневный предрейсовый медицинский контроль водителя и технический контроль автомобиля. Это основные параметры, по которым сегодня можно отличить легального таксиста от "нелегала".

Такая таксомоторная компания, как наша, по сути, представляет собой предприятие, которое полностью содержит парк: проводит ремонт, техническое обслуживание машин. Все водители официально трудоустроены, соответственно, платятся налоги.

Ничего подобного у нелегальных перевозчиков нет, поэтому они позволяют себе ценовой демпинг и другие проявления недобросовестной конкуренции.

- Что можно этому противопоставить? Как привлечь к ответственности нелегальных перевозчиков? 

- Правоохранительные органы не проявляют интерес к нарушениям в этой сфере, всеми проблемами занимается "Таксомоторный альянс Приморья". Мы наладили сотрудничество с УМВД Владивостока, при котором создана рабочая группа. С весны этого года она практически каждый день проводит контрольные закупки услуг такси.В роли пассажиров выступают работники полиции, понятые. В среднем за месяц проводится порядка 30-ти таких мероприятий, составляется протокол и автомобиль отправляется на арест-площадку.

Реальное противодействие нелегальным перевозчикам оказывает городская полиция, остальные надзорные ведомства – прокуратура, антимонопольная служба – пока ограничиваются разговорами.Но, как говорится, надежда умирает последней. Мы надеемся, что нас услышат.

- Вы сетуете на ценовой демпинг со стороны нелегальных перевозчиков. А вот жителей Владивостока едва ли это огорчает, ведь зачастую дешевле доехать на "сетевике" из точки А в точку Б, потратив 200 рублей, чем, к примеру,  на "ПримТакси", заплатив 300 рублей. Как быть с понятным желанием потребителя выбрать услугу подешевле?

- Недавно Государственная Дума приняла закон о защите прав кино- и телепроизводителей. Председатель Госдумы при этом сказал, что если не принять такого закона, то можно остаться без отечественного кино. Так и здесь, понимаете. Если никаких мер не принимать, то мы очень быстро можем оказаться в аналогичной ситуации. Сегодня мы признаем, что не можем конкурировать с теми ценами, которые предлагают "нелегалы" - сетевые компании. Потому что затратная часть у нас  и  у "нелегалов" в корне отличается. Из чего складывается цена? Во-первых, 30% в обороте любой автотранспортной компании (не обязательно такси, можно взять для примера автобусы, грузовики) - это расходы на топливо. Вторая по значимости затратная часть, составляющая почти половину оборота, – налоги. Затем, расходы на запчасти, автошины, аренду и прочее. Поэтому сегодня у нас ситуация такая же, как у кинопроизводителей: фильм можно бесплатно скачать в интернете, и тогда в кинотеатр просто никто не пойдет, за просмотр платить не будут.

- К слову о ценообразовании. Одно дело проехать на такси пару километров и заплатить 300 рублей, и совершенно иное - пять километров за эту же сумму. Может, стоит внести какие-то изменения в тарифную сетку?

- Мы ведем определенную работу в этом плане. В компании "ПримТакси" с начала весны предлагаются новые тарифы по километражу. Мы оборудовали свои автомобили таксометрами на платформе Android, и расстояние измеряется всегда. Указываем это и в рекламе: цена поездки - от 250 рублей, в эту сумму входят пять километров. Все, что сверх этого, считает таксометр. К тому же у нас есть дисконтные карты, дающие скидку 10%, в итоге поездка обходится примерно в 200 рублей.

- Немногим меньше, чем у "сетевиков".

- В сетевой компании - от 160 рублей. Тем не менее, сегодня в ценовом отношении мы кардинально не отличаемся от "сетевиков".

- Люди мало знают об этом?

- Не думаю, скорее, играет свою роль такой фактор, как срок предоставления автомобиля. В этом плане мы проигрываем "сетевикам", потому что они обеспечили своим программным приложением мобильные телефоны более половины автолюбителей Владивостока, и таким образом всегда имеют в своем распоряжении, то есть на линии, тысячи водителей.

"Таксомоторный альянс Приморья" разработал концепцию, согласно которой начнется планомерное объединение парков  компаний-членов "Альянса" в единый автопарк, а диспетчерские службы - в единый сall-центр. 1 июля этого года два крупных игрока - компании "Реноме" и "ПримТакси" - уже объединили на программном уровне свои диспетчерские службы. Отмечу, что после этого время подачи автомобиля существенно сократилось.

- Кстати, каким должен быть автопарк, чтобы машина подавалась клиенту в течение 10-15 минут?

- Для Владивостока он должен быть значительным. Около 500 машин должно быть постоянно на линии.

- А в "ПримТакси" сколько машин?

- Сегодня, после объединения с таксомоторной компанией "Реноме", порядка 120. Конечно, этого недостаточно. Но первый шаг уже сделан, и объединение дает большие плюсы. Мы объединяемся, чтобы сократить срок предоставления автомобиля клиенту, чтобы повысить наше конкурентное преимущество.

- Как сделать таксомоторный бизнес во Владивостоке настолько цивилизованным, чтобы мы гордились городским такси, как, например, гордятся жители Лондона?

- Мы стремимся достичь высокого уровня в организации и качестве бизнеса. В частности, рамках "Таксомоторного альянса Приморья" ведется работа по переходу на единую технологическую платформу автомобиля. Сейчас выбираем марку. К сожалению, в России не производят специализированные автомобили для такси.

- Каким требованиям должны отвечать такие автомобили?

- Они должны иметь одинаковый цвет, таксометры, навигационные системы, защиту для водителя – так называемую бронестенку, а также приспособления, создающие доступную среду для инвалидов: отодвигающиеся кресла, пандус для заезда в салон инвалидного кресла. В августе прошлого года состоялся второй Всероссийский съезд таксистов, в котором мы принимали участие, встречались с автопроизводителями. В стране создано Всероссийское отраслевое объединение "Национальный совет такси", куда мы тоже подали заявку о вступлении. "Национальный совет такси" сегодня ведет диалог с автопроизводителями о том, что российским таксомоторным компаниям должна быть предоставлена единая отечественная платформа.

- Почему парк вашей компании составляют не отечественные автомобили, а Mitsubishi Lancer?

- Это достаточно крепкий японский автомобиль, хотя неидеальный для такси. Прежде всего, по цене. Сегодня он стоит почти 700 тысяч  рублей. Окупить расходы на приобретение такой машины очень проблематично. Поэтому мы ищем приемлемый вариант, который устроил бы все таксомоторные компании, которые входят в наше объединение. То есть, должен быть единый парк автомобилей одного цвета, возможно, с единым телефоном доступа. Эту идею планируется реализовать создать на базе некоммерческого партнерства "Таксомоторный альянс Приморья".

- Наличие единого парка наверняка позволит лучше организовать и ремонт автомобилей. Вообще, часто ли такси ломаются на городских дорогах?

- Это зависитот марки автомобиля. "Жигули" может ломаться постоянно, поэтому мы  выбрали платформуMitsubishi. На сегодняшний день этот производитель показал себя с очень хорошей стороны во всем том, что касается надежности автомобиля. Компания "Реноме" эксплуатирует Renault Logan, тоже очень надежный, простой в эксплуатации, недорогой автомобиль.

- На "Ладу" переходить не будете?

- Надеюсь, не придется. Понимаете, проблемы ремонта мы уже давно решили, создав свою службу технического обслуживания. Таксомоторная компания, какой я ее видел всегда и стремился реализовать, это мини-завод, в котором все подчинено единственной задаче – максимально быстро, дешево подготовить автомобиль к выходу на линию, выпустить его в исправном состоянии и сделать так, чтобы он не доставлял неприятностей клиентам непосредственно в пути. Поэтому наши специалисты – слесари, механики, кузовщики, мойщики и другие - работают для того, чтобы клиенту был подан чистый, безопасный, технически исправный автомобиль.

- Вы упомянули об однообразной расцветке такси. Какой цвет может стать общим для такси Владивостока?

- Согласно Федеральному закону №69, что власти субъекта федерации должны определить цветовую гамму. То есть это прерогативу Законодательного Собрания Приморского края.Пока думаем о каком-нибудь нейтральном, к примеру, белом, цвете. Если краевой парламент обяжет, мы не видим никакой проблемы, чтобы перейти на желтый цвет. Наши постоянные клиенты, которые давно пользуются услугам "ПримТакси", помнят, что был период в истории нашей компании, когда весь свой парк мы красили в желтый цвет и были зеленые огоньки. Тогда еще существовал завод автосветотехники под Новосибирском, который выпускал зеленые "глазки" такси, но прекратил это производство.

- Жаль, ведь такси с огоньками выглядит колоритно и привлекательно.

- О каких огоньках вы говорите, когда подавляющая часть жителей Владивостока ездит непонятно на чем!..

- Когда, по вашим прогнозам, жителям Владивостока ждать появления в городе нового, цивилизованного такси, которое приблизит нас к мировым столицам?

- Трудно говорить о сроках. По всей видимости, до конца этого года произойдет объединение диспетчерских служб. Затем мы будем определяться с нашим парком.

- Каким будет автопарк после объединения восьми компаний?

- Порядка 400 машин. Естественно, для Владивостока мало. Мы планируем  довести эту цифру, если найдем подходящую производственную базу, до 600. Это вполне реально, учитывая множество банковских, лизинговых предложений.Ну, а еслинаш город будет развиваться хорошими темпами, то понадобится не меньше 1000 автомобилей.

- Некоммерческое партнерство "Таксомоторный альянс Приморья" проводит круглые столы с участием представителей мэрии. Как вы считаете, какие проблемы можно решить совместно с городской администрацией?

- Развитие дорожной сети, борьба с нелегальными перевозчиками, преференции таксистам, выделенные полосы движения. В Москве любой лицензированный таксист, при условии, что управляет специализированным автомобилем желтого цвета, имеет право двигаться по выделенной полосе для общественного транспорта.

Почему бы Владивостоку не перенять этот опыт? Выделенная полоса для общественного транспорта – во благо горожан, особенно в периоды пробок, транспортных заторов.

- Что вы думаете о необходимости ограничения доступа в центр города личного транспорта? Это ведь большая проблема именно для такси?

- Безусловно. Зачастую очень сложно предоставить автомобиль клиенту, находящемуся в центре города, особенно в офисном, ведомственном зданиях, подъезд к которым невозможен из-за обилия припаркованных автомобилей. Таксисту приходится останавливаться вдалеке. Естественно, это вызывает справедливое недовольство со стороны клиента, ведь он заплатил за то, чтобы машина ждала его в непосредственной близости.

- Каковы взаимоотношения таксомоторных компаний и ГИБДД?

- Таксистов проверяют, но - наравне с другими участниками дорожного движения.

Мы не утверждаем, что если мы сегодня боремся с "нелегалами", то нас нельзя подвергнуть проверке и контролю. Сотрудники ГИБДД делают и нам замечания.

Но в большинстве случаев мы соответствуем требованиям закона, поэтому штрафовать нас не за что. Мы стараемся перевозить наших клиентов с комфортом, при этом не нарушая правила дорожного движения.

- Вы стремитесь обеспечить пассажирам комфорт. А как они ведут себя в такси?

- По-разному.  Мы руководствуемся непреложным принципом - клиент всегда прав. В истории компании "ПримТакси" не было случая, чтобы я, как руководитель, встал на сторону оператора coll-центра или нахамившего водителя. Клиент всегда, при любых обстоятельствах, прав. Другого быть не может. Ситуации, конечно, бывают разные, но мы всегда на стороне клиентов.

- После пережитых "разных ситуаций" имеет ли возможность водитель такси получить психологическую разгрузку?

- Конечно, да. Труд водителя очень тяжелый. Находясь 12 часов за рулем, в пробках, в непростой дорожной обстановке, водители очень устают, у каждого своя нервная система… Я часто говорю нашим водителям: "Ребята, мы работаем в сфере обслуживания населения, поэтому не давайте волю нервам, ни в коем случае это не должно выплескиваться на пассажиров". В любом случае, при возникновении каких-то конфликтов, мы не становимся на сторону наших сотрудников, мы всегда на стороне клиента.

- А какая музыка звучит в вашем такси? В свое время городской администрации адресовали просьбу, чтобы во всех рейсовых автобусах включать только классическую музыку, никакого шансона. В своей компании уделяете внимание этому вопросу?

- По правилам нашей компании, радиостанцию, жанр музыки выбирает всегда клиент. Если в такси что-то играет, и пассажир не возражает, то никаких вопросов не возникает. Если же клиент попросил переключить радио на другую волну, или совсем убрать звук, водитель обязан выполнить его желание.

Автомобили у нас новые, не старше 2011 года, оборудованы современными аудиосистемами, поэтому возможны разные варианты музыкального сопровождения поездки. Бывает, что клиент садится со "своей" музыкой – флеш-картой с любимыми мелодиями. Водитель охотно ее подключит.  

- Какой годовой пробег у ваших автомобилей?

- Более 100 тысяч километров.  К моменту продажи, через два с половиной года, до 300 тысяч "набегает". Затем машина продается на вторичном рынке. Покупатели есть.

- Значит, даже постоянно выходящие на линию автомобили, если их ремонтировать, находятся в нормальном состоянии?

- Да, они проходят постоянное техобслуживание.

- После продажи "устаревшего" автомобиля вы вновь покупаетеMitsubishi Lancer?

- Совершенно верно.

- Как бы вы отнеслись к идее пополнить парк "ПримТакси" продукцией местного завода Sollers?

- Пока достойного автомобиля для такси Sollers не производит. Возможно, в будущем он что-нибудь предложит таксомоторным компаниям.

- Ведется ли в вашей компании запись звонков? Наверняка среди них есть курьезные.

- Все телефонные разговоры, которые проходят через наш call-центр, сохраняются в базе данных до полугода. Курьезы, конечно, случаются. Я знаю, что некоторые компании, допустим "Справочная 516", даже издает брошюры с соответствующим содержанием. Но мы пока до этого не дошли.

- А есть истории о забавных грузах, доставленных вашим такси?

- Мы перевозим все, что помещается в автомобиль. Вспоминается случай, связанный не с перевозкой, а дорожно-транспортным происшествием. Тогда я был поражен увиденному: машина вернулась с линии… Сказать, что "изуродованной", значит не сказать ничего – у нее практически не было передней части, я подумал тогда, что бетонная плита на нее упала.  Водитель вытащил из салона окровавленный труп филина очень приличных размеров, с размахом крыльев метра полтора минимум. Рассказал, что ехал за городом по лесистой местности, когда филин вылетел навстречу в свет фар. Удар был сильнейшим, значительные повреждения получил автомобиль и, к сожалению, погибла красивая, могучая птица.

- К слову об аварийности. Насколько высок этот показатель в таксомоторных компаниях?

-Наша таксомоторная компания – одна из старейших во Владивостоке. 

Мы работаем с 2000 года, есть определенный опыт, и нам давно понятно, что уставший водитель за рулем ничего хорошего компании не принесет. Поэтому мы стараемся выпускать на линию отдохнувших водителей.

После того, как мы пять лет назад начали применять более гибкие и щадящие графики работы, показатель аварийности по вине наших водителей, из-за усталости, резко снизился.

- Кому отдаете предпочтение при наборе водителей? Молодым и выносливым, или обращаете внимание на возрастных и опытных?

- При приеме на работу мы придерживаемся определенных параметров. Согласно положениям ФЗ-69, водитель, который приходит работать в таксомоторное предприятие, должен иметь водительский стаж не менее трех лет. Мы поднимаем эту планку еще выше, принимая на работу водителей со стажем не менее семи лет. Как правило, мы рады новичкам достаточно молодым, от 30 лет.

- Известно, что в сетевой компании "Максим" работает много выходцев из Средней Азии, что нравится далеко не всем клиентам.

- Мы берем на работу только жителей Владивостока, преимущественно славянской национальности и хорошо знающих город. Впрочем, при наличии навигатора затруднений в поиске нужного адреса не возникнет даже у тех, кто плохо ориентируется в различных районах города.

-  Обновлением программного обеспечения занимается компания, или это дело каждого таксиста?

- Наша компания располагает современным программно-аппаратным комплексом. Я уже отметил, что все компании, которые входят в "Таксомоторный альянс Приморья", тоже переходят на него. Уже шесть компаний из восьми установили у себя такой комплекс. Он постоянно совершенствуется, обновляется, плотно работает с навигацией, с GPRS-позиционированием, благодаря чему автомобиль выбирает ближайший по координатам маршрут. Это тоже, кстати, влияет на быстроту предоставления автомобиля. Все программные новинки мы стараемся сразу внедрять, водителям остается лишь применять их в работе.

- Тем самым достойно конкурируете с "сетевиками".

- По техническому оснащению мы ничем не проигрываем "сетевикам".

Замечу, что многие "фишки", которые используются сейчас в такси, у нас появились раньше, чем в упомянутой компании "Максим".

- Если на местный рынок придет кто-нибудь еще, помимо того же "Максима"…

- Мыбудем бороться, другого ничего не остается.

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia