Бизнес-акселератор в Приморье – кратчайший путь от идеи до реального бизнеса – Косолапов

По словам директора Тихоокеанской управляющей компании, "Инновационный Реактор" дает стартапу все составляющие успеха: инвестиции, опыт и связи (ВИДЕО)
Русский MeetUp
Андрей Косолапов. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Бизнес-акселератор в Приморье – модель поддержки "стартаперов", которая помогает в кратчайшие сроки пройти путь от идеи до создания реального бизнеса. Подробно о том, как работает акселератор, какие проблемы он помогает решать "стартаперам" в преддверии ИТ-конкурса UPSTARTER CONTES, который пройдет в рамках форума Дальинфоком-2014 (12+), в эфире PrimaMedia LIVE рассказал директор Тихоокеанской управляющей компании, партнер ОАО "Российская венчурная компания" на Дальнем Востоке и организатор проекта бизнес-акселератора "Инновационный Реактор" Андрей Косолапов.

— Андрей Георгиевич, расскажите о том, что такое бизнес-акселератор, и почему он называется "Инновационный Реактор"?

— Акселератор – это слово, означающее "ускоритель". А бизнес-акселератор, это, соответственно, "бизнес-ускоритель". Для того, чтобы пояснить, что это не ускоритель любого бизнеса, а все-таки именно стартапов инновационных компаний, его полное название — "Приморский бизнес-акселератор "Инновационный Реактор". Название придумали молодые ребята. Наш логотип — кастрюлька, то есть простейший реактор, в котором крутится три стрелки — символ "стартапера", предпринимателя и инвестора.

Мы ускоряем развитие стартапов, отсюда и название.

"Инновационный реактор" был создан с целью поиска перспективных стартапов и доведения их до стадии инвестирования. Модель бизнес-акселератора означает, что мы консультируем, но не зарабатываем на этом. Мы находим интересный стартап, помогаем ему найти инвестора и выйти на рынок. В общем, прилагаем все усилия, для того, чтобы он начал развиваться. И за это получаем долю. А деньги мы получаем тогда, когда продаем эту долю. Мы зарабатываем только в том случае, если стартап добивается успеха, в противном — мы не получаем ничего. Именно поэтому мы крайне внимательно относимся к проектам.

— Вы говорите "мы". Это предполагает наличие какой-то команды?

— Команда есть, но пока совсем небольшая. Формально два человека – я и моя помощница. А по факту, мы, конечно, привлекаем и других людей. В основном это бизнес-ангелы — наши частные инвесторы, которые нам помогают, потому что они тоже заинтересованные лица. Это те люди, которые собираются вкладывать деньги в проекты. В этом смысле у нас команда, которую называют либо "менторами", либо "трекерами".

Если мы видим хороший стартап и понимаем, что его ждет перспективное будущее, то просто "отгрузить" ему денег, как показывает практика, мало. Это ничего не даст.

Нужно, чтобы кто-то помог проекту своими знаниями и опытом, подсказал, как правильно расставить приоритеты и выбрать стратегию развития. Это и есть менторская задача. И такие люди есть в команде акселератора.

— С какими идеями чаще всего приходят стартаперы в последнее время?

— Из области медицины, ИТ, кораблестроения или управления судами, сельского хозяйства... Изначально мы считаем, что все идеи хороши. Поэтому, в первую очередь, пытаемся увидеть в ней потенциал, и только потом работаем с угрозами. Просчитывать риски — задача инвесторов. Бывает, что пришел человек с идеей, его спрашивают: "А что ты уже сделал для ее продвижения?". И тут выясняется, что ничего, и саму идею он придумал вчера. Понятно, что с этим пока рано работать — стартап не проверен, риски не сняты... Возможна и ситуация, когда приходит человек, а у него, уже есть маленькая компания, продажи, клиенты набираются, не хватает только масштабирования. Пусть он даже пока в убыток работает, главное, видно, что его проект привлекателен — это куда интереснее. Идеи разные и по направлениям, и по уровню их внедренности на рынок.

Чем моложе идея, тем сложнее с ней начинать работать.

— Скажите, а есть, условно говоря, изобретатели велосипеда или вечного двигателя? Бывает ли так, что приходят люди и говорят, что придумали нечто совершенно необычное, а на самом деле это давно уже работает. Или, может, они предлагают что-то несуществующее, но заведомо невыполнимое?

— Полно! Тут есть две категории граждан. Первая категория, как мы их называем, со "сбитым прицелом". Это когда человек говорит, что он большой ученый и вот-вот завоюет мир. Он рассказывает свою идею, масштаб которой такой, что он несоизмерим по отношению к тому, что мы перед собой видим. Вторая категория граждан – те, чья идея неисполнима чисто технологически, либо проблему, на которую направлено решение, уже решили другим способом и предлагаемый просто не актуален. Это ошибка в идейном или концептуальном проектировании. При этом "клинику" я не беру, что тоже случается.

Самое сложное, что мы не можем просто сказать: "Товарищ, вы — больной, сходите к врачу". Так нельзя, надо все равно выслушать человека и при этом не обещать ему ничего.

В этой истории самое сложное — "соскочить" с дальнейшей коммуникации. И такое случается в жизни, куда денешься.

— Скажите, что движет людьми, которые мечтают начать свое дело: желание заработать или желание воплотить в жизнь какую-то свою идею?

— Конечно, если спрашиваешь об этом человека "в лоб", он начинает думать о том, что от него хотят услышать. Происходит быстрая рефлексия. Он рассуждает, что раз я пришел туда, где дают деньги, наверное, от меня хотят услышать, что мне нужны деньги. И может так и сказать. Но по своему опыту я знаю точно, что предприниматели никогда не застимулированы в первую очередь деньгами. Их интересует мечта, это их главный "драйвер". И размерность их будущего — это не деньги, а количество людей, которые пользуются их продуктом, доля рынка и так далее. Поэтому на вопрос о деньгах, они отвечают с трудом. А вот на вопросы о том, как их продукт будет развиваться, как все будет выглядеть в будущем, они отвечать мастера. Кроме того, если кто-то сильно хочет денег, то, скорее всего, он найдет более легкий путь — пойти работать туда, где больше платят, или украсть. Предприниматели это не те люди, которые думают о деньгах, это "люди мечты".

— Обычный человек может каким-то образом определить, является ли он предпринимателем, имеет ли к этому склонность? Существуют ли какие-то методики, чтобы это определить?

— Я слышал это много раз от молодых людей, которые говорят: "Я думаю дело начать" и тут же задают себе вопроc: "А смогу?". Это очень хороший вопрос. Я бы порекомендовал очень простой ход – "заглянуть" в детство. Мое глубокое убеждение состоит в том, что

предпринимателями не становятся, предпринимателями рождаются.

И только тот, кто рожден предпринимателем, может им стать. Поэтому, исходя из этой парадигмы, я рекомендую тем, кто пытается ответить этот на вопрос, попытаться вспомнить, совершал ли он в детстве какие-то соразмерные тому возрасту подвиги. Было ли ему при этом комфортно или приходилось переступать через себя. Вот такой очень простой, чисто технический совет. Но сам вопрос очень сложный и важный для любого человека.

— Если вы видите человека в первый раз, вы можете по внешнему виду, по манере разговаривать или еще как-либо определить, из этой он "породы" или нет?

— Конечно, мы пытаемся это определить прямо в первой беседе. Но, я предполагаю, что предпринимателя не изобразишь, потому что это не умение привержено говорить, а умение сопоставлять свои силы с тем, что человек видит. И потом у предпринимателя всегда работает принцип "серфера". Тот есть,

бизнесмен успешен чаще всего тогда, когда то, что он придумал, находится в нужное время и в нужном месте.

Если у человека чутье в вопросе того, как складываются обстоятельства вокруг него, это мы тоже видим в разговоре. Если же человек позиционирует себя, как "пробивающего стену лбом", говорит "я все могу, мне все понятно, трудности – ерунда, будем идти напролом", это, скорее всего, показатель того, что он не может взвесить свои силы объективно. Предприниматель все-таки соотносит себя со сложностью задачи. И когда задача реально тяжелая, по нему видно. Это такая невербальная часть коммуникации, где мы действительно присматриваемся, чтобы понять, с кем имеем дело.

Человек уходит, а мы думаем: "Вот кто это был: сумасшедший или все-таки предприниматель?".

— У "стартапера" с командой – больше шансов? Человек, который начинает какое-нибудь дело, должен позаботиться о ней?

— Конечно, тот, у кого уже есть команда, имеет больше шансов. Что касается нужды предпринимателя в ней, то тут важнее его способность команду собрать, ведь его главная роль — держать мотивацию людей и видение того, каким будет продукт. Быть собирателем, ядром и сердцем команды, может только предприниматель. Это его главная функция.

— Когда начинаешь новое дело, неизбежно столкнешься с трудностями, ведь не все сразу получается. Как вы считаете, что важнее: добиться первого успеха или при первой неудаче не опустить руки и все-таки идти дальше? И как вообще переживать неминуемые неудачи?

— Есть такая присказка: "настоящий предприниматель должен разориться трижды". Это касается любых предпринимателей, не обязательно венчурных. Потому что вкус к победе возникает тогда, когда вы ее уже попробовали, а иначе, как этот вкус почувствовать? Я опять же возвращаюсь к детству, к какому-то предыдущему опыту, и с трудом себе представляю, что предпринимателем становится человек, который не чувствовал этот вкус. Это один психологический аспект. Что касается "не опускать руки", это еще одна сторона предпринимательской сущности.

Предприниматель — это тот, кто может принять вызов обстоятельств. Это аксиома.

Бывает крайне тяжело, это факт. Бывает совершенно невыносимо. И здесь важно, до какой степени человек выдерживает психические перегрузки, откуда он черпает силы. Я, принимая на работу людей, иногда спрашиваю: "Где вы берете силы, когда вам совсем тяжело?". И часто люди не понимают вопроса. Те же, кто понимают, отвечают по-разному.

— Тогда, может быть, в команде должен быть человек, который запрограммирован на поведение в критических ситуациях? Кто должен быть в составе команды, есть какое-то разделение?

— Есть две координаты в этом вопросе. Первая – психологическая. Когда кто-то — хранитель, кто-то драйвер, кто-то креатор и так далее. А есть – технологическая. Кто-то должен отвечать за продукт, за программу, за финансы, за клиента... Конечно, в самом начале стартапа людей мало, и вроде бы все получается. Но хорошо, когда есть специалист в конкретной области, например, в программировании, а не просто хороший человек, критик или еще кто-то. Надо умудриться подобрать команду, которая в обеих координатах является командой. А не так, что психологически все хороши, а специалистов нет.

— Возможна ситуация, что мы — друзья, и начинаем одно дело. В какой-то момент близкие отношения начинают мешать, потому что я не могу сказать своему другу, что он поступает неправильно. Как это безболезненно и грамотно разрешить?

— В специфике нашей темы интересно не столько то, как психологически выглядят взаимоотношения, важнее, как делить доли в стартапе. Здесь вопрос встает ребром, потому что универсальной системы нет. Существует несколько вариантов. Можно по использованию времени, по первоначальному вкладу, чего бы то ни было, в общем, как договоритесь. Главное, как можно раньше это зафиксировать. И если становится понятно, что сегодняшнее деление долей может отличаться от будущего, нужно включать режим "опцион". Это тоже изрядно помогает, потому что иногда действительно люди не могут поделить дружбу на доли. Это не равные понятия, поэтому довольно сложно. И, потом, дружба может рухнуть, как раз в тот самый момент, когда доли будут делить.

— Бывает так, что человек, который решил начать свое дело, где-то работает. Конечно, какой-то промежуток времени, он может совмещать эти две функции. Но, очевидно, что неизбежно наступит момент, когда надо будет полностью сосредоточиться на одном деле, а уходить с работы страшно. Как поступать в этом случае?

— Если человек не бросил работу ради стартапа — это не стартап.

Вопрос в том, когда он решился на это. Для нас — людей, которые делают ставку на "стартаперов", это знак. И если человек говорит, что готов пожертвовать всем ради своего стартапа, то это признак того, что он действительно увлечен. А если он все время на двух стульях пытается усидеть, то в конечном счете, он выберет тот стул, который меньше шатается. А "стул" "стартапера" не просто шатается, он летает. Это такой тест. Конечно же, человеку, чтобы реализовать стартап нужно 24 часа в сутки тратить, это очевидно.

— Есть еще такие помехи к началу дела, как мнение окружающих, даже ближайших родственников. Вполне очевидно, что, допустим, жена мужу будет говорить, что незачем что-то менять в их стабильной жизни и рисковать. Что делать в таких случаях?

— Здесь вспоминается фильм о бароне Мюнхгаузене в исполнении Янковского. Там в конце есть сцена, в которой Мюнхгаузен лезет на пушку, чтобы на ядре лететь на Луну, и при этом все, кроме него, знают, что порох сырой. Но тут выходит жена и кричит: "Они хотят обмануть тебя, Карл! Они подложили сырой порох!". Это лучшая женщина.

Конечно, поддержка родственников очень важна, и жены вселяют уверенность и придают силы предпринимателям. Я, конечно, не могу советовать отказаться, развестись или наплевать на все. Это очень личное. Но я посоветую – смотрите "Мюнхгаузена".

— Допустим, у человека есть хорошая идея, и он чувствует, что это ""сработает и может принести успех. Вы тоже ему что-то посоветовали, но деньги-то для начала ему нужны. С чего начать? Обратится к бизнес-ангелам, взять кредит в банке? Какие еще возможности есть?

— С банком все значительно сложнее. Потому что банкам нужны залоги, а их, как правило, нет. И на этом все "сдувается". А здесь все-таки прямые инвестиции, так или иначе. Их называют венчурными, что означает рисковые. Допустим "стартапер" просит 100 рублей, тысяч или млн. И бизнес-ангел думает: "сейчас дам, и они разовьются". Но он также понимает, что эти деньги когда-то кончатся, и даже в бизнес-плане, который, вероятнее всего, очень оптимистичный, мы знаем, что когда деньги кончатся, прибыли еще не будет. И любой бизнес-ангел понимает, что если не будет следующего раунда инвестиций, тот те деньги, которые он вложит, он просто потеряет. Поэтому деньги должны быть "длинными". То есть должны быть следующие, следующие и последующие раунды инвестиций. Поэтому работать нужно сразу с фондами, прицеливаться на них, чем мы и занимаемся. Мы — венчурные партнеры Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании. И работая с бизнес-ангелами, объясняем им, что дальше стоят институциональные инвесторы, и без них никак. Я не представляю себе стартапа, который бы поднялся только на "ангельских" инвестициях, такого не бывает. Либо это совсем маленький "стартапчик".

— Есть категория людей, которые часто меняют работу, потому что, видимо, не могут найти себя. А если глубже копнуть, то выясняется, что человек, имеет некое призвание в жизни, но оно не котируется в этом мире, или не ценится в достаточном количестве денег. Например, он художник, рисующий в какой-то не традиционной или не признанной манере, как в свое время Пикассо, ставший основоположником кубизма. Или человек, написавший какую-то книгу, а лет через 20 выяснится, что гениальную, но пока еще не известную. И тогда он приходит к решению, что этот заведомо непродаваемый продукт нужно все-таки постараться продать. Как вы считаете, шансы у этого человека есть?

— Я уже говорил о принципе "серфера", он очень важен. Может легко получиться, что человек действительно оказался гениальным, но не в свое время. Да, такое бывает.

Но когда мы говорим о предпринимателях, мы должны понимать что это не просто гений, это гений своевременный.

Принцип "серфера" означает, что только в одной точке волны можно двигаться. Позже, раньше — мы уже не на волне. Есть очень небольшой зазор времени и обстоятельств, когда можно запустить какую-то свою идею и на ней заработать. Идею можно и так внедрить, и при этом не заработать, а потом окажется, что она была великолепная. Но это другая история. Гениям всегда низкий поклон, но предприниматель — тот, у кого получается.

— Человеку, который решил начать какое-то дело, лучше прийти к вам и поговорить, и тогда будет что-то понятно?

— Куда ему еще пойти, я, честно признаться, не знаю. А к нам пусть приходит. В самой первой беседе мы начинаем смотреть на предлагаемую идею с разных сторон, задаем им неудобные вопросы и так далее. И практически всегда человек выходит от нас слегка "ошарашенный". Потому что чаще всего мы задаем те вопросы, которые он даже не ожидал услышать. Но не потому, что мы хотим его удивить, а потому что мы хотим разобраться в этом проекте, этой идее, и задаем те самые вопросы, которые рано или поздно ему зададут инвесторы. Так что, если есть стоящая идея, добро пожаловать.

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, форум #Дальинфоком-2014 (12+) проводится в новом формате, ознакомиться с программой и оформить заявку на участие можно на сайте dalinfocom.primorsky.ru. Со списком приглашенных экспертов и гостей мероприятия можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Следить за новостями предстоящего форума можно также в социальных сетях: Facebook и ВКонтакте.

Организатор форума — Департамент информатизации и телекоммуникаций администрации Приморского края. Соорганизатор, предоставляющий площадку для проведения форума, - Дальневосточный федеральный университет. Стратегическим партнером Дальинфокома стал "Ростелеком". Официальный партнер форума – компания Microsoft.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Министр связи и массовых коммуникаций РФ приедет во Владивосток на Дальинфоком-2014

Бизнес-ангелы в Приморье верят в молодых ИТ-предпринимателей — Максим Голишев

Успешному ИТ-проекту всегда есть место в Приморье – Андрей Мищенко

Мастер-класс для "стартаперов" прошел во Владивостоке

Госстандарты образования обсудят на Дальинфокоме-2014 во Владивостоке

ИТ-ассоциация в Приморье поможет частным предпринимателям "достучаться" до власти – Мирин

"Современный бизнес — Приморью" оценил проекты молодых стартаперов

Ассоциацию IT-компаний Приморья презентуют на Дальинфокоме

Секреты создания конкурентоспособного на мировом рынке ПО раскроют на Дальинфокоме

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia