Сильные и слабые стороны российского образования в сфере ИТ обсудили на форуме Дальинфоком-2014 (12+), прошедшем 9-10 сентября во Владивостоке. В ходе круглого стола на тему "От школьника до сотрудника, взаимодействие ВУЗов и работодателей" со своим докладом выступил руководитель русскоязычного кластера EMC Academic Alliance Геннадий Смородин. Эксперт рассказал о возможностях российских вузов, их угрозах и перспективах, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Среди сильных сторон российского образования эксперт выделил: фундаментальность (хотя этот момент часто оспаривается, многие считают, что фундаментальность в ИТ-сфере не является плюсом), опыт сотрудничества с бизнесом и то, что российские ВУЗы не отстаивают свои права на интеллектуальную собственность.
— Последнее – то, что не бросается в глаза. Если российские вузы сотрудничают с кем-либо и это взаимодействие переходит в разработку конкретных решений, они, как правило, не отстаивают свои права на интеллектуальную собственность. Например, в США вузы ведут себя прямо противоположно: они настаивают на том, чтобы права принадлежали университету в случае, если в проекте участвует их ученик или преподаватель, — рассказал Геннадий Смородин.
Среди слабых сторон — отсутствие конкуренции, в том числе среди преподавателей. По словам эксперта, пока нет конкуренции, преподаватель не может оценить собственный "удельный вес". Исторический разрез между образованием и наукой также считается минусом, как и инерционность учебного процесса.
Как отметил Геннадий Смородин, возможности у вузов появляются тогда, когда они "видят себя в обще канве", в том, что происходит вокруг них. Все ведущие вузы уделяют внимание международному сотрудничеству. Важным является самообразование преподавателей и сотрудников, а также аттестация преподавателей и студентов.
— В связи с тем, что система образования жестко контролируется государством, да и вузы в большей степени принадлежат государствам, есть определенные риски, и их можно наблюдать, например, когда преподаватели пытаются менять учебные программы.
Он отметил тенденцию уменьшения стоимости образовательного контента.
— С уменьшением стоимости контента уменьшается и "стоимость" вуза – того, кто "размещал" этот контент по головам. Знания теперь можно получить и в другом месте. Раньше система была построена на том, что вузы единолично владели инновациями, сейчас этого нет, и с этим приходится смириться, — сказал эксперт.
Основываясь на собственном опыте, специалист также добавил, что
постепенно российское образование должно уйти от знаний к пониманию, от монолога к диалогу.
Однако пока российской культуре не свойственно, чтобы преподаватель относился к студенту как к коллеге.
Кроме того,
понятие "лекция" также должно когда-то исчерпать себя. И в первую очередь это произойдет в области ИТ, считает эксперт.
Напомним, Дальневосточный форум информационных технологий и телекоммуникаций Дальинфоком-2014 проходил во Владивостоке 2 дня – 9 и 10 сентября. Местом проведения форума не случайно стал кампус Дальневосточного федерального университета – вуза, который твердо решил занять лидерские позиции в сфере подготовки IT-специалистов на Дальнем Востоке. Как отметил его ректор Сергей Иванец, ДВФУ намерен превратиться в площадку поиска и апробации инженерных идей в рамках территорий опережающего развития, ориентируясь на самые передовые информационные технологии.
Организатором форума выступил Департамент информатизации и телекоммуникаций администрации Приморского края. Соорганизатор, предоставляющий площадку для проведения форума, - Дальневосточный федеральный университет. Стратегическим партнером Дальинфокома стал "Ростелеком". Официальный партнер форума – компания Microsoft.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Итоги Дальинфокома во Владивостоке: край ждет повышение качества жизни
Выставка Дальинфокома-2014 "изнутри": новые контакты, общение и планы на будущее
Победителей конкурсов и участников Дальинфоком-2014 чествовали во Владивостоке