Виктор Шалай: Статус вольной гавани – благо для портового Владивостока

Директор музея им В.К. Арсеньева рассказал о том, как приморская столица получила и потеряла статус порто франко
Владивосток. Адмиральская пристань. 1890-е годы.. Фото: Музей им. В.К. Арсеньева

Директор музея им В.К. Арсеньева Виктор Шалай рассказал о том, как Владивосток получил и потерял статус порто франко. По его словам, введение такого режима отражало назревшую необходимость, поскольку дальневосточная окраина была в то время слабоосвоенной и малонаселенной землей, и только привлечение сюда торговых потоков могло ускорить ее экономическое развитие, сообщает РИА PrimaMedia.

Виктор Шалай
Виктор Шалай

директор музея им. В.К. Арсеньева

Автор фото: РИА PrimaMedia

Статус вольной гавани – благо для всякого портового города, и, как показывает история, хороший стимул для его роста и развития.

Директор музея им В.К. Арсеньева Виктор Шалай рассказал о том, как ровно 152 года назад, в декабре 1862 года, в порту Владивосток был введен режим беспошлинной торговли (порто-франко). Это было связано с решением правительства отменить пошлины с торговых операций, производимых в южных портах Восточного океана.

Фотооткрытка. Порт Владивосток в 1866 году, Фото с места события из других источников

Фотооткрытка. Порт Владивосток в 1866 году, Фото с места события из других источников. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева

В переводе с итальянского "порто франко" означает " свободный порт" (свободный от пошлинных сборов на ввозимые товары). Введение такого режима во Владивостоке отражало назревшую необходимость, поскольку дальневосточная окраина была в то время слабоосвоенной и малонаселенной землей, и только привлечение сюда торговых потоков могло ускорить ее экономическое развитие. К тому же, остро стояла проблема снабжения Приморья товарами первой необходимости, и решить ее иным путем, кроме как "открытием" порта, было тогда невозможно.

Владивосток. Вид на бухту Золотой Рог. 1880-е годы., Фото с места события из других источников

Владивосток. Вид на бухту Золотой Рог. 1880-е годы., Фото с места события из других источников. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева

Уже в мае 1889 года Сенатом был принят закон о порядке взимания таможенных пошлин в Приморской области, а месяцем позже в порту Владивостока введена должность таможенного чиновника. Во многом такому решению способствовали регулярные рейсы Доброфлота и сооружение Транссибирской магистрали, сократившие путь русских товаров на восток. В итоге – режим порто франко в Приамурье был отменен в июне 1900 года. Годом позже в порту Владивосток заработала таможня", - сказал В.Шалай.

Владивосток. Рынок у моря. Начало XX века., Фото с места события из других источников

Владивосток. Рынок у моря. Начало XX века., Фото с места события из других источников. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева

По словам директора музея, уже в мае 1904 года, в период русско-японской войны, в обстановке экономического кризиса режим беспошлинной торговли был восстановлен. На протяжении нескольких последующих лет, вплоть до конца 1908 года, вопрос о статусе "свободного порта" для Владивостока дебатировался в Государственной Думе. Представители местного капитала настаивали на его отмене, т.к. боялись конкуренции в лице иностранных купцов. И в январе 1909 года режим порто франко для дальневосточных портов был окончательно отменен, что стимулировало местного производителя, однако не обрадовало горожан, привыкших к разнообразным и относительно дешевым привозным товарам.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Владимир Путин поручил вернуть Владивостоку режим порто-франко

Владимир Миклушевский: Статус открытого порта необходим Владивостоку и Приморью

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia